Аналитический отчет: «Состояние рынка гранитного щебня Украины в 2013 году»
28.10.2013
Неожиданно успешным стал для украинских экспортеров щебня сезон 2013 года – к такому выводу пришли участники Второй международной конференции «Индустрия щебня», прошедшей 22 -24 сентября 2013 года в отеле «Море» в городе Алушта в Крыму.
Успешным – потому что экспорт щебня в Россию существенно вырос, а неожиданно - потому что какие только сюрпризы не преподносят игрокам рынка торговые отношения между Украиной и Россией.
В прошлом году все опасались, что Россия введет какие-то ограничительные санкции против украинского щебня. Но, к счастью, этого не произошло. Более того, сложившаяся в этом году ситуация на российском рынке железнодорожных перевозок оказалась для украинских поставщиков щебня благоприятной. А для российских нерудников, в свою очередь, железная дорогая в этот же период стала слишком дорогим путем перевозки щебня, причем в ряде случаев настолько дорогим, что практически закрыла привычные возможности сбыта.
И эти «лакомые» кусочки рынка, разумеется, в первую очередь московский регион, с удовольствием и занял украинский щебень. Как сказал на конференции Владимир Сергеев, исполнительный директор Ассоциации «Недра»: «Московский рынок является сейчас главной перевалочной базой для всего российского щебня и щебня поступающего извне. Так вот, с января по сентябрь 2013 года, в среднем 55% всего проходившего через московскую перевалочную базу щебня приходится на щебень украинских поставщиков».
Чтобы понимать, какие обстоятельства привели к этому, Владимир Анатольевич погрузил участников конференции «Индустрия щебня» в ретроспективу российских железнодорожных перипетий. Он напомнил, что в 2011 году произошел нерегулируемый рост железнодорожных тарифов в ОАО «РЖД», который составил порядка 50-60% в течение одного года и самое главное, что произошло: фактически вагонов не стало. В декабре этого же года правительство подписало документ о создании парка ВСП (вагонов собственно привлеченных).
А на практике это значило, что на базе Второй Грузовой компании (сейчас - ОАО «Федеральная Грузовая Компания», дочернее общество ОАО «РЖД») создается парк вагонов в количестве около 103 тысяч вагонов, который будет перевозить продукцию по фиксированным ценам. И в 2012 году игроки рынка получили абсолютно гарантированные перевозки по гарантированным ценам в течение всего года. А частные операторы, посмотрев на эту ситуацию, были вынуждены пойти на снижение цен и в итоге стали предлагать даже лучшие условия, чем та же ФГК. Поэтому, к концу 2012 года нерудники перешли на обслуживание к частным операторам, а, соответственно, количество заявок на перевозку щебня в ОАО «РЖД» существенно уменьшилось.
В начале 2013 года представители РЖД сообщили, что заявки от производителей щебня на перевозки щебня в январе 2013 года снизились на 34%, а в феврале на 17% относительно показателей прошлого года. В ответ на уменьшение доходов от перевозок щебня, РЖД в сезон повысило тарифы на перевозку щебня, и, опять же, следом за ФГК тарифы стали поднимать и остальные частные операторы. Так что в августе нерудные предприятия получили увеличение стоимости ж/д перевозок на 35% к тарифу 10.01.
Учитывая, что в цене щебня для конечного потребителя транспортные издержки составляют около 70%, такое повышение цен на перевозки российского щебня, сделало цену на российский щебень неконкурентной по сравнению с украинским щебнем.
Российские нерудники стали искать выход из положения, осваивая там, где это возможно, альтернативные способы доставки, в том числе водный и автомобильный транспорт. Как говорят игроки рынка, сейчас сложилась такая ситуация, что на расстояния до 300-500 км возить щебень автомобильным транспортом уже выгодней, чем по железной дороге.
Таким образом, как сообщил Евгений Высоцкий, директор по маркетингу аналитического агентства СМПРО, импорт щебня из Украины в России в первой половине 2013 года вырос на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для справки он отметил, что в 2012 году объем импорта гранитного щебня из Украины в Россию составил 15 752 тыс. куб. м.
По данным СМПРО, список крупнейших экспортеров в Россию возглавляет безусловный лидер ООО «ККНК «Технобуд» («Lafarge Щебень Украина»), который за первые 6 месяцев 2013 года нарастил поставки на 40% относительно аналогичного периода прошлого года и сейчас этот объем составил около 1793 тыс. куб. м. Второе место в рейтинге у Беховского гранитного карьера – его объем перевозок составляет 658 тыс. куб. м и, соответственно, 36% прироста. На третьем месте Коростенский щебзавод с объемом 450 тыс. куб. м, но вот его поставки по сравнению с 2012 годом уменьшились на 28%. Среди остальных крупных экспортеров стоит упомянуть Юнигран, Овручский щебзавод, Малинский КДЗ, ККУ «Кварц», Ушицкий комбинат строительных материалов, Гниванский гранитный карьер, Пенизевичский карьер, Коростенский карьер.
Но, к сожалению, не все так радужно и даже несмотря на существенный подъем экспорта у украинских производителей щебня достаточно своих трудностей и проблем.
В первую очередь трудности связаны с тем, что российские покупатели щебня стали активно снижать тендерные закупочные цены на щебень. Андрей Савченко, директор Янцевского карьера, объясняет это тем, что в России рынок поставщика перешел в состояние рынка покупателя: «В 2013 году цену диктует покупатель. И пока мы, украинские поставщики щебня, готовы снижать цену, мы будем ее снижать. Потребление в Украине снизилось, экспорт вырос, никто не хочет снижать объемы производства пока позволяет конъюнктура. Сейчас карьеры раскусили прибыльность производства крупной фракции щебня и стали производить ее больше и все пошли с этой фракцией в Россию. Сейчас мы сами увеличили конкуренцию, в первую очередь, между собой».
Но что будет с отпускной ценой щебня в 2014 году, особенно если Укрзализныца ощутимо повысит тарифы на его перевозку?
Александр Ткаченко, заместитель начальника Главного управления перевозок Укрзализныцы, рассказал участникам конференции о планах компании в отношении тарифов на внутренние перевозки щебня, подчеркнув, что окончательное решение о тарифах принимает Кабинет Министров Украины. Планы же Укрзализныцы таковы: в 2014 году повысить тарифы на внутренние перевозки щебня на 12%, в 2015 год - на 13% и в 2016 году - еще на 13%. В своем выступлении господин Ткаченко отметил, что в Украине на данный момент действуют одни из самых низких тарифов на перевозку щебня по сравнению с другими странами. К примеру, на расстояние 500 км перевозка в России обойдется в 9,22 доллара, а в Украине она составит 6,2 долларов, что практически на треть ниже.
Еще одна существенная преграда для украинских экспортеров состоит еще и в том, что в 2013 году вагоны Укрзализныцы за пределы Украины не выпускают, и, похоже, вряд ли будут выпускать в следующем. По словам представителей Укрзализныцы, причина такого решения кроется в том, что существующий парк вагонов сильно изношен, и чтобы его сохранить, вагонный парк Укрзализныцы обслуживает только внутригосударственные перевозки.
Так все-таки, каким же будет 2014 год для участников рынка щебня? Вероятно, никто из экспертов не ответит на этот вопрос однозначно. Ведь факторов, влияющих на этот рынок, слишком много. Это и политическая и, зависящая от нее, экономическая обстановка в Украине и в России, это и потребности строительства, это и поглощения и слияния строительных и нерудных холдингов и компаний, как цивилизованные, дружественные, так и теневые в обеих странах, это и изменчивые цены на перевозку и много прочих более или менее значимых факторов.
Аналитики сходятся в одном: в 2014 году в России будут осуществляться инфраструктурные проекты и на эти проекты, судя по всему, будут выделены значительные государственные средства. Из основных отметим: строительство «большой Москвы»; строительство современной скоростной трассы Москва-Казань; масштабная реконструкция и строительство дорог в регионах; строительство объектов в 10 городах, где будет проходить чемпионат мира по футболу и др. И технические требования на многие объекты предусматривают использование щебня определенного качества.
Причем этим характеристикам соответствует щебень, который добывается преимущественно в Украине, а некоторые виды щебня - только в Украине. Так что, какое место займет украинский щебень на российском рынке в будущем году, покажет время. Сейчас рынок щебня все еще настолько изменчив, что его участникам остается только «держать ухо востро» и анализировать информацию, поступающую как из официальных каналов, так и из неофициального общения.
Прекрасную возможность для такого обмена информацией, поиска возможностей и формирования прямых деловых контактов получили в этом году делегаты конференции «Индустрия щебня». Более 170 участников рынка щебня, главным образом представленные собственниками и топ-менеджерами компаний, собрались на конференции в конце сентября в Крыму. Такое большое количество участников конференции – это показатель, как динамичности самой отрасли, так и безусловной полезности подобных встреч .
Конференция «Индустрия щебня» проходит ежегодно и в 2014 году состоится уже в третий раз, 22-24 сентября, в отеле «Море» в городе Алушта, в Крыму. На официальном сайте конференции можно найти более подробную информацию о конференции http://www.csindustry.com.ua.
Источник:
Интернет-портал ASPHALT.RU со ссылкой на пресс-службу компании FunkyPR
Новости по темам: |
Выставки, конференции и семинары
-> II Международная конференция «Индустрия щебня 2013»
Нерудные материалы -> Ассоциация «Недра» Нерудные материалы -> ГК «Юнигран» Нерудные материалы -> ОАО «Гниванский карьер» Нерудные материалы -> ОАО «Коростенский щебзавод» Нерудные материалы -> ОАО «Овручский щебзавод» Нерудные материалы -> ОАО «Янцевский гранитный карьер» ОАО «Российские железные дороги» -> ОАО «Федеральная грузовая компания» (бывшее ОАО «Вторая грузовая компания») ОАО «Российские железные дороги» -> Тарифы «Укрзализныця» |
Новости по этой теме: