Аналитика: Дорожный битум: кто, куда и сколько
12.05.2014
Основными факторами, формирующими ценообразование на мировом рынке, выступают спрос, предложение и экономическое развитие. Для битумного сегмента важнейшим фактором, определяющим спрос, является финансирование дорожного строительства. Кроме того, на спрос влияют экономика альтернативных дорожных покрытий, цены на нефть, возможность транспортировки и использование новых видов дорожных покрытий. В свою очередь основным фактором, влияющим на предложение, служит объем нефтепереработки.
Сегодня емкость мирового рынка битумов составляет примерно 100 млн тонн в год, из которых треть рынка обеспечивают страны АТР, еще треть — Северная Америка, а последняя треть распределена между остальными континентами. Из них крупнейшим является Европа, производящая 18% мирового битума.
На долю России и стран СНГ приходится порядка 6%. Также довольно крупными регионами являются Ближний Восток и Африка, где отмечается стабильный спрос на дорожное покрытие и битум, который постоянно увеличивается за счет общего роста местной экономики.
А вот Западная Европа и Северная Америка, наоборот, являются лидерами по сокращению спроса на эту продукцию. В Китае же спрос достиг своего пика в 2012 году, и его дальнейший рост пока не прогнозируется в силу замедления экономического роста Поднебесной, негативно влияющего на масштабы дорожного строительства.
На долю России и стран СНГ приходится порядка 6% от всего производимого в мире битума
Где-то сокращается, а где-то растет
Характерной чертой европейского рынка является то, что при сокращении спроса на битум предложение здесь сокращается еще быстрее. Поскольку спрос сокращается, прибыли от нефтепереработки падают, и многие европейские заводы начинают либо закрываться, либо останавливать производство битума. Так, за последние пять лет закрылись заводы Dikaronna во Франции, Turisien в Швейцарии и ряд других предприятий-производителей. Это привело к расширению транспортного плеча по перевозкам битума. Увеличение объемов торговли обусловило возрастание ролитрейлеров и расширение мощностей по хранению продукта. Кроме того, рационализация нефтепереработки и сокращение спроса на таких крупных европейских рынках, как Испания и Италия, обернулись оттоком продукта из этих стран, в частности в центральноафриканском направлении. В целом производство битума в странах ЕС составляет около 20 млн тонн в год. Крупнейшими потребителями здесь выступают Франция и Германия, ежегодно потребляющие более 2 млн тонн битума. На третьем месте с 1,3 млн тонн следует Великобритания.
Среди европейских стран спрос в основном сокращается в тех, где наблюдается наибольшее замедление экономического развития — в частности в Бельгии, Нидерландах и Ирландии. А вот в Польше и Германии спрос, наоборот, возрастает. В Южном Средиземноморье основным импортером битума является Турция, которая сама ежегодно производит порядка 2 млн тонн. За ней идут Италия(1,6 млн тонн) и Испания (1 млн тонн). При этом стоит отметить, что позиции итальянских и испанских переработчиков заметно укрепились из-за экономического кризиса в Греции, которая так же является экспортером битума.
Среди североафриканских и ближневосточных стран наиболее сильны экспортеры с развитой инфраструктурой поставок и коротким транспортным плечом — в частности Турция и Алжир. Также сейчас небольшие объемы, но регулярно экспортирует Тунис. Еще интересным экспортером является Ливия, но там сейчас очень непростая политическая ситуация. Поэтому, сейчас, крайне сложно по Ливии что- то прогнозировать.
В Европе жесткая конкуренция, а в Монголии — благодать
Цены на битум, как правило, растут в летний период повышенного спроса, и составляют 50-70 долларов за тонну. В Африке они заметно выше европейских и достигают порядка 80 долларов за тонну.
Экспорт битума из России в дальнее зарубежье возможен лишь в случаи сохранения относительно низких экспортных пошлин на этот продукт по сравнению с мазутом. По мнению ряда экспертов, идеальным вариантом стало бы введение пониженной пошлины на битум в зимний период, но в нынешних экономических условиях это маловероятно. В Европе основные возможности для развития экспортного битумного бизнеса из России возможны в странах, не имеющих крупных производственных мощностей, или там, где эти мощности сократились. Российским экспортерам интересны и страны со сбалансированным рынком, например Швеция и Германия, но там весьма высок уровень конкуренции. Нидерланды, Бельгия, Испания и Италия сами являются импортерами. Поскольку возможности для экспансии россиян на европейские рынки ограничены, и, наверное, наиболее привлекательными регионами для импорта битума из России и СНГ являются рынки Африки и Восточного Средиземноморья.
В данный момент экспортируется порядка 10% производимого битума в России—в основном в страны СНГ. До последнего времени больше всего продукта поставлялось в Казахстан, потреблявшего 64% от общей доли российского экспорта. Но с января 2014 года по ещё неокончательно выясненным причинам, Казахстан закрыл импорт битума из Российской Федерации. Соответственно, наблюдается некое перераспределение потоков. На основе анализа поставок в первой квартале 2014 года сложно прогнозировать, какие объемы будут отгружены по итогам всего года. Впрочем, невооруженным глазом видно, что за этот период в шесть раз увеличила импорт Монголия, на долю которой теперь приходится 12% российского экспортного битума. В этой стране сегодня наблюдается бурный экономический рост, и поставки с находящихся неподалеку восточносибирских заводов для монголов весьма привлекательны.
Помимо Монголии наиболее привлекательными регионами для импорта битума из России и СНГ являются рынки Африки и Восточного Средиземноморья
Основная доля производства битума в нашей стране принадлежит таким крупным производителям, как «Роснефть», «Газпромнефть» и «Лукойл». При этом «Роснефть» является лидером по выпуску дорожного битума благодаря тому, что в начале прошлого года она значительно увеличила свои производственные мощности.
В целом выпуск битума в РФ ежегодно растет. К слову, буквально на днях планируется запуск производства этого продукта в г. Моршанске (Тамбовская область) С выходом на проектную мощность предприятие будет производить порядка 700 тыс. тонн в год.
Стоит отметить, что около 75% от общего производства битума в стране идет на дорожные нужды. Спрос на этот продукт, влияющий на объемы его производства и ценообразование, связан с увеличение дорожного строительства — в первую очередь благодаря строительству олимпийских объектов в Сочи и другим масштабным проектам. Цены на битум в РФ многие производители формируют, исходя из цен на мазут. При этом, как и во всех остальных «прохладных» странах, цена в основном увеличивается в летний период, когда активизируется строительство.
75% от общего производства битума в России идет на дорожные нужды
Такие показатели имеет рынок битумов в первой четверти 2014 года.
Источник:
http://rcmm.ru/content/topics/525.html
Новости по темам: |
Битум
-> ГОСТ
Битум -> Корпорация «ТехноНИКОЛЬ» Битум -> ООО «Газпромнефть-Тоталь ПМБ» |
Новости по этой теме: