Поиск по сайту производится «Яндексом» искать
 по сайту
Контактная информация:
e-mail: marketing@asphalt.ru
Главная страницаНовости
 

Ноу-хау: качественные дорожные битумы можно делать из более тяжелых нефтяных фракций


Количество просмотров: 375

03.05.2023

Дорожный битум и ПБВ (полимерные битумные вяжущие) являются самыми дорогими составляющими в асфальтобетонной смеси. Выражаясь простым языком, они выполняют роль клея, не давая дороге рассыпаться. Интрига заключается в том, что производят эти продукты не дорожники, а нефтепереработчики. Как признаются производители, иногда, для более продуктивной работы, очень не хватает диалога между двумя заинтересованными сторонами. На недавней конференцию «Уральский путь», которая прохоила в Екатеринбурге, выступил научный руководитель АО «Институт нефтехимпереработки», доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Башкортостан Эльшад Теляшев. Он рассказал о том, чего не хватает нефтепереработчикам для максимально плодотворного взаимодействия с дорожниками.

Как делают битум

Сегодня в мире существуют четыре основных блока технологий, по которым производится дорожный битум. По каждому из блоков отраслевая отечественная наука имеет свои промышленно реализованные высокоэффективные версии.

Первый представляет собой атмосферно-вакуумную перегонку тяжелых, высокосернистых, смолистых нефтей. Получаются остаточные неокисленные битумы (фактически, правильно отобранные гудроны). Такая технология сегодня наиболее популярна в северной Америке. В Европе по ней получают примерно 60% битумов из тяжелых венесуэльских нефтей.

Второй блок технологий тоже начинается с атмосферно-вакуумной перегонки нефти. Далее деасфальтизация полученного гудрона пропан-бутановым растворителем и компаундирование асфальта с исходным гудроном или другими компонентами. Получаются компаундированные неокисленные битумы. Эта технология не очень популярна в мире. Но активно используется в Финляндии.

Третий блок технологий, как и в первом случае, начинается с атмосферно-вакуумной перегонки нефти. Затем идет направленное окисление гудрона. Сегодня это самая популярная технология в РФ. Получается классический окисленный битум.

Четвертый блок технологий включает атмосферную перегонку - вакуумную перегонку - переокисление гудрона с получением аналога строительного битума - компаундирование полученного продукта с исходным гудроном и другими компонентами. Получаются компаундированные битумы. Данная технология получила развитие на целом ряде предприятий в России.

Рассмотрим эти технологии более подробно. 

 

Технология первая (Атмосферно-вакуумная перегонка тяжелой сернистой смолистой нефти. Неокисленные (остаточные) битумы БНН ТУ 0256-097-00151807-97):

 

Эта технология впервые была реализована на базе Ярегской нефти (Республика Коми). Полномасштабная промышленная реализация началась в Нижнекамске в 2002 году.

Полученный с ее помощью продукт БНН (битум нефтяной неокисленный) 80/120 позволил получить асфальтобетон, который полностью удовлетворяет требованиям ГОСТ 9128-97, предъявляемым к асфальтобетону марки «Б» II марки». Он обладает хорошими прочностными свойствами и свойствами по водотталкиванию. Также он имеет хорошую растяжимость, усталостную долговечность.

Устойчивость к замораживанию и оттаиванию у него выше, чем у стандартного асфальтобетона. По совокупности стандартных свойств этот битум может быть отнесен к асфальтобетону типа «Б» II марки, который можно применять во II-V дорожно-климатических зонах. А по ряду дополнительных характеристик: растяжимость, усталостные свойства, морозостойкость - превосходит стандартный асфальтобетон. Существует очень много примеров промышленной реализации такого битума. С его использованием было уложено в дорожное полотно порядка 5000 тонн асфальтобетонной смеси типа А и Б. В 100% случаев асфальтобетон удовлетворяет требованиям СНиП 3.06.03-58 и ГОСТ 9128-97. Этот битум даже хотели покупать финские дорожники, но только логистические проблемы доставки из Нижнекамска этому помешали.

Тем не менее, битум, произведенный по данной технологии, официальными письмами Министерства транспорта РФ (исх. № ОС-28/3632 и исх. № ГДСХ-29/3631-ИС от 24.09.02) был запрещен к использованию по причине его несоответствия некоторым показателям ГОСТ 22245-90.

 

Технология вторая (Атмосферно-вакуумная перегонка, деасфальтизация гудрона, компаундирование. Неокисленные компаундированные битумы БНК):

 

Такой битум начали производить в 1994 году на НПЗ «Уфанефтехим». Благодаря этой технологии стало возможным использование даже высокопарафинистых нефтей для получения неокисленных дорожных битумов. Причем управляемого и заданного качества, стабильного во времени и устойчивого к воздействию повышенных температур. 

Получаемый по этой технологии продукт обладает высокой коллоидной стабильностью, управляемой адгезией, повышенной устойчивостью к термоокислительному старению, низким содержанием твёрдых парафинов. Кроме того, этот битум является прекрасным сырьевым компонентом для производства битумных эмульсий различного назначения. 

Использование этого битума в реальном дорожном строительстве показало прекрасные результаты. Как пример, участок автодороги на трассе Белорецк – Учалы (26-36 км), который был построен с применением стандартного асфальтобетона, изготовленного на неокисленном компаундированном битуме БНК в июне 1994 г. Эта горная трасса, на которой зимой температура достигает -50 °C, а летом полотно прогревается до + 80°C, простояла без ремонта 18 лет, пока ее не перекрыли новым асфальтом.

Но при этом данный битум, как и БНН, не по всем параметрам соответствовал ГОСТу и был запрещён к использованию.

 

Технология третья (Атмосферно-вакуумная перегонка и окисление гудрона. Окисленные битумы):

Это самая распространённая технология в России для производства битумов из Западно-Сибирских нефтей и их смесей. С применением этой технологии производят основную часть отечественных битумов. Классические окисленные битумы, к сожалению, имеют склонность менять свои свойства во времени и не позволяют достичь нужного качества и долговечности дорожного полотна. Однако, при правильном использовании технологии и направленном окислении можно получать высококачественные продукты.

Рассмотрим это на примере нефти Ашальчинского месторождения Татарстана. Изначально целый ряд российских и зарубежных экспертов говорили, что получить из этой тяжелой, сернистой, смолистой нефти битумы, соответствующие действующим стандартам, просто невозможно!

На практике, были подобраны оптимальные технологические условия окисления, и получился продукт, соответствующий всем требованиям ГОСТ 22245-90. Полученный асфальтобетон, также соответствующий действующему стандарту, показал отличную устойчивость к образованию колеи: при 20 тысячах опытных прокатов глубина колеи получилась менее 2 мм.  

Главная особенность технологии: по ней можно выпускать качественный дорожным битум из тяжелых нефтей без особых требований к вакуумной перегонке.

 

Технология четвертая(переокисление-разбавление):

Битум производится по следующей схеме: атмосферная перегонка – вакуумная перегонка – переокисление гудрона – компаундирование переокисленного продукта с гудроном и другими компонентами.  В результате чего получаются компаудированные битумы.

Это так называемая технология компромисса. С ее помощью можно использовать окислительные технологии и при этом получать вполне стабильный продукт. По данной технологии берется перекислённый продукт, который близок к строительному битуму, и смешивается с гудроном. Половина сырья окисляется до практически стабильного состояния, вторая половина остается неокисленной и стабильной. Два стабильных компонента дают стабильный продукт. Только на производстве достигается экономия в 30-40%. При этом полученный продукт демонстрирует великолепные свойства как самого битума, так и асфальтобетона на его основе.

Суть технологии - глубокое окисление сырья с любой условной вязкостью (ВУ80) в диапазоне 20 ÷300 сек. до значения показателя «температура размягчения» порядка 60÷ 90 ᴼС – стадия создания структурного каркаса битума с повышенным и направленно регулируемым содержанием смол и асфальтенов. Далее - пластификация оксидата неокисленными остаточными устойчивыми к старению стабильными компонентами: такими, как исходное битумное сырьё, специальные пластифицирующие добавки, боковые погоны и пр.. В результате получаются стабильные частично окисленные дорожные битумы широкого ассортимента и заданного уровня качества. Впервые такая технология была реализована на новой установке в Салавате в 2006 году. 

Для производства битумов эффективнее использовать тяжелые нефти.

Битум, как известно, это просто репутационный продукт, который бизнеса не делает. Его выпуск в экономике НПЗ (нефтеперерабатывающего завода) составляет менее 1% от общего числа нефтепродуктов. Главное сырье нефтепереработчиков – легкие малосернистые нефти, из которых изготавливается основная продукция нефтепереработки - топливо. Тяжелые же фракции как бы остаются втуне.

По мнению Эльшада Теляшева, настала пора рассмотреть возможность строительства специализированных локальных битумных НПЗ и в качестве сырья перерабатывать на них низкомаржинальную для классической нефтепереработки тяжелую нефть. Супербитумы, которые будут выпускаться на базе этой нефти, при прочих равных, будут служить в разы дольше.

У этого пути большие перспективы, так как разведанные запасы тяжелых сверхвязких высокосернистых высокосмолистых нефтей, природных битумов и битуминозных пород сегодня превышают запасы легких малосернистых нефтей. Между тем, они до сих пор не используются как дополнительные сырьевые источники.

Технологии для переработки каждого из перечисленных типов сырья уже апробированы и рекомендуются к внедрению. В случае их активного освоения, у инновационных битумов будут следующие плюсы: повышенная адгезия вяжущего к инертным материалам, улучшенные низкотемпературные характеристики, повышенная коллоидная стабильность и сопутствующая устойчивость битумов нового типа к процессам термоокислительного старения. Асфальтобетоны на базе новых битумов будут характеризоваться повышенными прочностными характеристиками, а также высокой водо- и трещиностойкостью. 

Надо сказать, что нефтепереработчики сегодня готовы выполнить любую прихоть дорожников. Но им не хватает наличия научно обоснованных нормативов. Когда таковые будут разработаны, нефтепереработчики смогут сделать любой запрашиваемый битум: хоть по отечественным стандартам, хоть по европейским нормам или технологии «Суперпейв». Кроме того, «нефтепереработку» надо на равных привлекать к созданию таких нормативов. От этого выиграют все: и нефтепереработчики, и дорожники.

Подготовил Станислав ДОНИН


  Добавить комментарий 

Новости по темам: Битум -> ГОСТ
Проблемы дорожного строительства


Новости по этой теме:

 Вход пользователей

 Объявления
Архив новостей
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

© 2008-2010 Асфальт.ру
Редакция cайта:
Реклама:
Реклама   |   О нас

Все о дорожном строительстве:
асфальт, щебень, песок, битум
минеральный порошок, асфальтировка