РЖД готовят «дочек» на выданье
11.01.2011
Поставив перед «Российскими железными дорогами» (РЖД) амбициозные задачи, требующие сотни миллиардов рублей инвестиций, государство предложило в качестве источника финансирования средства от продажи дочерних компаний. В 2010 году была разработана масштабная программа продажи активов, которая должна принести железнодорожной монополии 150 млрд руб. до 2012 года. Распродажа активов началась уже в 2010 году, первой ласточкой стало привлечение нового инвестора для компании «Элтеза» (занимается проектированием, разработкой и производством систем автоматики, телемеханики, связи для эксплуатационных потребностей железных дорог).
Поиск стратегического инвестора для «Элтезы» РЖД начали в 2005 году. Тогда в планах монополии было продать от 10% до блокпакета акций предприятия. А в 2008 году совет директоров монополии предварительно одобрил продажу уже контрольного пакета акций «Элтезы», однако затем все же было решено отдать стратегу только 50% минус две акции. Закрытие следки ожидается в первом квартале 2011 года. Владелицей 50% минус две акции предприятия стала канадская Bombardier, которая предложила за компанию 1,9 млрд руб. (при номинальной стоимости пакета 1,2 млрд руб).
Второй проданной «дочкой» стал «Трансконтейнер». РЖД решили расстаться с 35% акций компании (снизив, таким образом, свою долю до 50% плюс одна акция). Акции «Трансконтейнера» размещались в Лондоне и Москве. Было продано более 5 млн бумаг по цене 80 долл. за штуку. Транспортная группа Сергея Генералова FESCO выкупила в ходе IPO 12,5% акций «Трансконтейнера» за 138,9 млн долл., пакет в 5,2% акций за 58 млн долл. достался аффилированному с РЖД пенсионному фонду «Благосостояние». Акциями «Трансконтейнера» владеют также Транскредитбанк, Европейский банк реконструкции и развития, инвестфонды GLG и Prosperity.
Андрей Рожков из ФК «Метрополь» оценивает IPO «Трансконтейнера» как удачное, несмотря на размещение почти по нижней границе ценового диапазона. «Во-первых, удачно были выбраны сроки размещения. Поэтому спрос инвесторов оказался значительным для размещения такого большого количества акций. Во-вторых, сейчас в Лондоне котировки «Трансконтейнера» выросли уже на 15% по сравнению с моментом размещения», — говорит он. Глава РЖД Владимир Якунин также считает, что IPO «Трансконтейнера» было удачным. По его словам, публичное размещение акций «дочки» принесло РЖД 388 млн долл. «Спрос превысил предложение приблизительно на 30%», — отметил также г-н Якунин. Однако РЖД может потерять контроль в «Трансконтейнере». Продажей контрольного пакета российское правительство может восполнить дефицит инвестпрограммы железнодорожной монополии.
Кроме того, в 2010 году монополия продала более 60 тыс. грузовых вагонов, выручив почти 12 млрд руб. В общей сложности в 2010 году РЖД заработали на продаже активов и имущества (и сдаче его в аренду) почти 38 млрд руб.
Наступивший, 2011-й, год обещает быть еще более удачным, ведь на очереди продажа акций крупнейшей «дочки» РЖД — Первой грузовой компании (ПГК). Сроки и форма продажи 75% ее акций могут быть определены уже в январе текущего года. Ожидается, что весь этот пакет достанется стратегическому инвестору, на это звание уже претендуют структуры Владимира Лисина и Геннадия Тимченко. Предварительно вся ПГК оценена более чем в 5 млрд долл., продажа 75% акций может принести около 3,5 млрд долл.
Глава РЖД Владимир Якунин заявлял также, что до 10% акций ПГК может быть продано в ходе IPO. Андрей Рожков говорит, что размещение ПГК будет успешнее «Трансконтейнера». «Полувагоны, которыми оперирует ПГК, — более привлекательный сегмент, чем контейнеры. Даже в кризис спрос на полувагоны был более-менее стабильным. Если к аукциону по продаже ПГК будут допущены стратеги, то это дополнительный плюс для размещения», — отмечает эксперт.
В общей сложности РЖД в ближайшие два года собираются предложить инвесторам доли в 48 своих «дочках», рассчитывая выручить около 150 млрд руб. А в 2013 году может состояться уже IPO самой РЖД, предварительно обсуждается возможность размещения около 15% акций транспортной монополии. «Но многое будет зависеть от мировой конъюнктуры и от внутренней динамики восстановления грузооборота и от того, как РЖД будет выходить из этих компаний: какие доли продавать, формы продажи. Важны также сроки размещения», — говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Константин Юминов. РЖД может много выручить за «Трансконтейнер», ПГК и ВГК, говорит г-н Юминов.
Источник:
http://www.rbcdaily.ru/2011/01/05/industry/562949979493117
Новости по темам: |
ОАО «Российские железные дороги»
-> Планы
ОАО «Российские железные дороги» -> Руководство ОАО «РЖД» ОАО «Российские железные дороги» -> ОАО «Первая грузовая компания» ОАО «Российские железные дороги» -> ОАО «Федеральная грузовая компания» (бывшее ОАО «Вторая грузовая компания») |
Новости по этой теме: