Более 80 % асфальтобетонных смесей в РФ соответствуют современным стандартам качества
10.02.2025
На повестке мероприятия – современные требования к дорожным смесям в новых национальных стандартах, повышение качества на разных стадиях производства и укладки асфальтобетонных смесей, применение технологии холодного ресайклинга, использование литых и теплых асфальтобетонных смесей.
Среди участников конференции были заместитель руководителя Росавтодора Олег Ступников, начальник Управления научно-технических исследований и информационных технологий ведомства Сергей Гошовец и заместитель главного инженера подведомственного Росавтодору ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Ольга Воробьёва.
Приветствуя участников мероприятия, Олег Ступников в режиме видео-конференц-связи поздравил собравшихся с наступающим Днем российской науки.
«Во все времена наука была главной движущей силой прогресса, важнейшей составляющей национального богатства государства, его опорой и мощным ресурсом для развития различных отраслей экономики. За всеми значимыми открытиями всегда стояли и продолжают стоять люди – ученые научно-исследовательских центров и университетов, чей кропотливый труд, пытливость ума и масштабность идей помогают делать жизнь совершеннее», – отметил заместитель руководителя Росавтодора.
Он также акцентировал внимание собравшихся на целях и задачах нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни», которые имеют огромное стратегическое значение для развития всей отрасли. Стоит отметить, что в его основу легли лучшие практики и принципы национального проекта «Безопасные качественные дороги».
По словам спикера, на сегодняшний день рынок инертных материалов, битумных вяжущих и металлоконструкций практически полностью представлен российскими производителями.
«Специалистами уже определена прогнозная потребность в строительных ресурсах, необходимых для реализации мероприятий программы дорожной деятельности на 2025-2030 годы. Реализация намеченных планов будет осуществляться на совершенно ином технологическом уровне», – подчеркнул Олег Ступников.
Так, уже проведена модернизация технических требований и методов испытаний в отношении асфальтобетонов, битумных, инертных и других материалов и изделий, которая позволила существенно улучшить качество покрытий и повысить долговечность дорожных конструкций, обеспечить их соответствие современным транспортным нагрузкам. Кроме того, появилась возможность детализированного подбора состава смеси, в том числе исходя из условий строительства в конкретных субъектах Российской Федерации. Еще один значимый результат проделанной межведомственной работы – повышение межремонтных сроков в два раза.
Безусловно, дорожное хозяйство Российской Федерации обладает одним из самых современных фондов технических документов. И если в 2022 году в РФ по новым стандартам выпускалось порядка 59 % асфальтобетонных смесей, то в 2024 году этот показатель составил более 80 %. Полученные данные говорят не только о востребованности новых ГОСТ, но и о стремлении заказчика к повышению качества и срока службы дорожных покрытий.
Доклад о перспективных направлениях исследований в области асфальтобетонов представил Сергей Гошовец.
Он отметил высокие темпы разработки новых документов, формирующих нормативную базу дорожного хозяйства. За последние пять лет в действие введено более 260 нормативно-технических документов, соответствующих требованиям технического регламента «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), а в целом современный фонд таких документов в сфере ответственности ТК № 418 «Дорожное хозяйство» составляет более 450 единиц.
Как подчеркнул спикер, приоритетное значение для развития дорожного комплекса имеет систематизированная научно-техническая работа.
В качестве примера Сергей Гошовец отметил работу, которую с 2021 года Федеральное дорожное агентство проводит в части создания системы мониторинга геокриологических условий в придорожной полосе автомобильных дорог, проходящих по территории криолитозоны.
На сегодняшний день на участках федеральных трасс созданы семь мониторинговых станций, которые собирают и сводят фактические данные о состоянии криолитозоны в условиях изменения климата.
Исследование будет способствовать совершенствованию нормативной базы в части проектирования, строительства и эксплуатации автодорог, проходящих в зоне распространения многолетнемерзлых грунтов.
В числе ключевых целей Федерального дорожного агентства на 2025 год, которые будут достигнуты в результате проведения научных исследований, начальником профильного управления Росавтодора отмечены: формирование правил проектирования автодорог в первой дорожно-климатической зоне, создание отраслевых методических рекомендаций по теплотехническому расчету дорожных конструкций, дальнейшее совершенствование методики проектирования конструкций дорожных одежд, а также введение требований к организации и проведению научно-технического сопровождения инженерных изысканий, проектирования и строительства автомобильных дорог.
Кроме того, Росавтодор совместно с подведомственным ФАУ «РОСДОРНИИ» реализует значительный объем работ по внедрению и развитию ускоренных методов испытания дорожных одежд. С этой целью специалисты активно используют симулятор колесной нагрузки «ЦИКЛОС». Важно отметить, что в 2024 году специалистами была разработана программа научных исследований, одной из задач которой является получение совершенно новых исследовательских данных о состоянии дорожных одежд. Работы в рамках данной программы, которая рассчитана на период 2024-2026 годов, уже выполняются на полигоне ФАУ «РОСДОРНИИ» в городе Голицыно Московской области.
По поручению заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина Росавтодор продолжает работу по сбору информации об асфальтобетонных заводах, марках выпущенных ими смесей и других ключевых характеристиках данных материалов. В частности, в 2024 году в анкетировании приняли участие 30 подведомственных ФКУ. Также проанализирована информация, полученная от 1,1 тыс. асфальтобетонных заводов.
В ходе деловой программы конференции также обсудили практику применения технологии холодного ресайклинга или холодной регенерации в разных регионах РФ. Напомним, что холодная регенерация – это метод повторного использования переработанного асфальтобетона или асфальтобетонного гранулята, предусматривающий введение вяжущего компонента или других добавок.
Как рассказала в своем выступлении Ольга Воробьёва, данная технология применяется на объектах реконструкции и ремонта, в том числе капитального.
Первые объекты дорожной отрасли, созданные с применением метода холодного ресайклинга, появились на федеральных трассах в начале двухтысячных годов. Примечательно, что в последнее десятилетие география использования данной технологии значительно расширилась. Холодная регенерация как методика активно внедряется на объектах в Татарстане, районах Дальнего Востока, в Краснодарском крае, Республиках Башкортостан и Марий Эл. Преимуществом ресайклинга выступает возможность избавиться от практически всех дефектов старого дорожного покрытия – сетки трещин, пучин, ямочности, искривления профиля при наименьших финансовых затратах.
Важно отметить, что спустя годы участки, отремонтированные по этой технологии, находятся в нормативном состоянии. Вместе с тем, особое внимание при выполнении данных работ необходимо уделять подбору вяжущих компонентов, спектр которых будет зависеть от существующего покрытия, основания и других факторов, отметила спикер.
***
VI Международная конференция «Асфальтобетон 2025» собрала
представителей крупнейших отечественных производителей асфальтобетонных
смесей и дорожных материалов. Всего участие в научном мероприятии
приняли более 370 человек, а для 17 компаний данная конференция стала
площадкой для презентации новейших разработок в сфере дорожной техники и
материалов. Конференцию предварял открытый лекторий от ведущих
экспертов дорожной отрасли для студентов автомобильно-дорожного
факультета, который состоялся в Санкт-Петербургском государственном
архитектурно-строительном университете (СПбГАСУ).
Новости по темам: |
Нерудные материалы
-> Асфальтобетон
Финансирование дорожного строительства |
Новости по этой теме: