Хорошо, но мало: российские дорожники нуждаются в отечественных машинах
06.10.2023
Открывая тематический «круглый стол», заместитель председателя Комитета СФ РФ по экономической политике Константин Долгов отметил, что доля используемой подрядчиками импортной ДСТ традиционно была высокой и во многих организациях достигала 80-90%. Поэтому сразу после ухода из России ряда иностранных компаний возник ее дефицит. Однако затем началось замещение продукции поставками из других государств, но появились сложности в обновлении иностранного программного обеспечения. В результате зарубежная спецтехника по‑прежнему доминирует в ряде сегментов ДСТ. Так, импортная продукция среди фронтальных погрузчиков составляет 94%, экскаваторов — 81%, автогрейдеров — 70%, дорожных катков — 65%.
Судя по фактам, приведенным участниками парламентской дискуссии, замена продукции одних иностранных производителей на машины других была неравнозначной, и это может обернуться снижением качества дорожно-строительных работ. Как сообщил заместитель директора Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования («Росспецмаш») Вячеслав Пронин, в прошлом и нынешнем году импорт ДСТ, в особенности из Китая, бьет все рекорды. Но радости от этого мало, потому что, по его словам, она не отвечает требованиям технических регламентов, действующих в нашей стране. В связи с этим представитель «Росспецмаша» предложил обязать Минэкономразвития РФ провести проверку документов, подтверждающих соответствие завезенной на территорию страны китайской ДСТ российским нормативам.
Продолжая разговор, Константин Долгов напомнил, что приказом Минпромторга РФ в 2021 году был утвержден План мероприятий по импортозамещению в отрасли производства строительно-дорожной, коммунальной, лесозаготовительной и наземной аэродромной техники на период до 2024 года. Данная «дорожная карта» предусматривает повышение локализации производства техники и компонентов. Доля отечественной самоходной техники для строительства и обслуживания дорог, зданий и сооружений по сравнению с базовым 2020 годом должна возрасти к 2024-му с 25% до 45%.
В свою очередь, заместитель главы Минпромторга РФ Альберт Каримов сообщил, что принятые в отрасли меры поддержки охватывают весь жизненный цикл — от НИОКР до конечной реализации проектов. Кроме того, Агентством по технологическому развитию реализуется отдельная программа, нацеленная на создание собственной компонентной базы, что является приоритетом с точки зрения обеспечения технологического суверенитета. Активно поддерживаются инвестиционные проекты.
Подтверждением тому, что рынок ДСТ оживился, стало выступление директора Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей Алексея Бунчика, который привел пример успешного взаимодействия федеральных органов власти, производителей и подрядных организаций. Благодаря их совместным усилиям уже появился опыт использования отечественных асфальтоукладчиков, тогда как раньше в России применялись только импортные. В прошлом году ООО «НПО «Группа компаний машиностроения и приборостроения» получило заказ на шесть асфальтоукладчиков, а в этом году — уже на 46. Однако, по словам Алексея Бунчика, проблемной остается ситуация с изготовлением лабораторного оборудования для испытания стройматериалов, производителей которого в стране явно недостаточно.
Вместе с тем, по мнению Константина Долгова, меры, принимаемые в соответствии с планом Минпромторга РФ, в целом имеют определенный эффект. Так, в I полугодии 2023 года отечественные производители отгрузили на внутренний рынок на 21% больше продукции в денежном выражении, чем за аналогичный период прошлого года, а общее производство ДСТ российскими заводами выросло на 31%. Однако, подчеркнул сенатор, из‑за малого объема производства наша продукция зачастую дороже иностранных аналогов, а ее качество еще не всегда соответствует высоким требованиям.
Сделать работу российской ДСТ более качественной и снизить до минимума влияние так называемого человеческого фактора поможет реализация инициативы, о которой на круглом столе рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Фарит Ханифов. В регионе проблему отсутствия отечественной ДСТ и комплектования ее цифровыми системами, а также отсутствия сервисного обслуживания решают путем импортозамещения агрегатов, производство которых локализовано на российских и белорусских заводах. В качестве примера чиновник привел автогрейдер ELAZ G 202, который благодаря дооборудованию может работать в режиме автопилота. В схеме размещения бортового комплекта оборудования на этом автогрейдере значатся выпущенные в России управляющий компьютер, сенсорный монитор, трехосевые датчики угла, фиксированные мачты, гидрораспределитель с дистанционным управлением и электронный блок управления клапанами и сбора данных.
Появление у российских дорожников отечественных машин, роботизация и автоматизация процессов давно назрели. Фарит Ханифов предложил создать условия для проведения заводских и производственных испытаний новой российской ДСТ на строительстве самых несложных объектов по всей стране. Речь идет о переводе грунтовых дорог, протяженность которых составляет 456,5 тыс. км (или 29,3% от дорожной сети страны), в щебеночные. «В качестве «пилота» в трех муниципальных районах республики уже построено 30 км дорог, — сообщил он. — Эффект был ошеломляющий. В тех населенных пунктах, куда были подведены щебеночные дороги, все участки в заброшенных деревнях были выкуплены выходцами из этих деревень. То есть на малую родину приходят люди строить жилье. Это очень хороший социальный эффект».
Таким образом, в цели и задачи пилотного проекта в Татарстане входят не только производство современной ДСТ с бортовым программным обеспечением, но и увеличение протяженности дорог с твердым покрытием и объема жилищного строительства в сельской местности. При этом, по словам Фарита Ханифова, возможно широкое применение местных материалов и уменьшение стоимости строительства муниципальных дорог с низкой интенсивностью движения.
Свои предложения по принятию мер, способных обеспечить бесперебойное выполнение дорожно-строительных работ, внес и заместитель руководителя аппарата Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Павел Малахов, по словам которого потребность в ДСТ на ближайшие четыре года составляет около 38 тыс. единиц. Он предложил ускорить разработку и принятие Технического регламента ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий», который откроет российский рынок для стран Евразийского экономического союза. Представитель НОСТРОЙ также заявил, что 90% ДСТ, находящейся сейчас в эксплуатации у строителей, — импортного производства, и одномоментно заменить ее на отечественную невозможно. Поэтому, чтобы не снижать темпы дорожного строительства, временной мерой поддержки отрасли мог бы стать льготный ввоз бывшей в употреблении западной техники. Кроме того, Павел Малахов рекомендовал всем отечественным производителям ДСТ войти в Реестр добросовестных производителей и поставщиков стройматериалов, машин и оборудования, который НОСТРОЙ совместно с Минстроем и Минпромторгом сейчас формирует на базе запущенного в прошлом году Каталога импортозамещения.
Константин Долгов согласился с позицией НОСТРОЙ в части важности бесперебойной работы действующей ДСТ и разделил озабоченность профсообщества перспективами обеспечения стройотрасли должным количеством техники. По его словам, полностью избавиться от импортной техники сейчас действительно невозможно, да такая задача никем и не ставится. Речь идет о критически важных позициях как ДСТ, так и материалов в дорожно-строительной сфере, и на этом сконцентрированы усилия государства. Решение этих задач, заверил сенатор, будет полностью соответствовать интересам строителей.
Константин ДОЛГОВ, заместитель председателя Комитета СФ РФ по экономической политике:
«Импортозамещение — это поступательный процесс, и есть критически важные позиции техники, по которым пока нет аналогов или отсутствуют их должное качество и количество. Как временная мера поддержки может выступать параллельный импорт»
Авторы: Алексей ТОРБА
Новости по темам: |
Строительная техника и оборудование
-> Российские производители
|
Новости по этой теме: