По Чуйскому тракту
28.07.2021
Освоение этого пути началось c 1756 года, когда южные алтайцы добровольно вошли в состав Российской империи. Русские купцы стали ездить в Чуйскую степь. Впрочем, тракт тогда представлял собой узкую вьючную тропу. Отсутствие колесной дороги на 250 км от Онгудая до Кош-Агача сдерживало торговлю и препятствовало связям Российской империи с Центральной Азией.
Купцы обустраивали под себя дорогу, наводили мосты и переправы, но полностью благоустроить тракт для них было бы разорительно. И только летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта под руководством инженера И.И. Биля.
В 1902-1903 годах вьючная тропа была переоборудована в колесную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы. Оборот купцов-чуйцев вырос с 500 тыс. рублей (в 1870-е годы) до 3 млн. Однако дорога начала разрушаться сразу после строительства.
Летом 1914 года на Алтай прибывает экспедиция под руководством инженера и писателя Вячеслава Шишкова («Угрюм-река», сборник путевых очерков «По Чуйскому тракту» и сборник рассказов «Чуйские были»), ее целью было найти новые прямые варианты дороги вдоль Катуни. К концу 1916 года был выбран современный маршрут трассы.
Чуйский тракт получил статус дороги государственного значения 26 мая 1922 года, тем не менее к середине 1920-х годов она уже 10 лет не ремонтировалась и пришла в полнейший упадок. В 1930-х годах тракт выровняли и покрыли гравием, вместо опасных паромных переправ были сооружены мосты, в частности Ининский мост.
Сейчас началась реконструкция дороги — первая в новейшей истории. Мероприятия по приведению дороги в нормативное состояние проводятся на участке Чуйского тракта на границе Тальменского и Первомайского районов Алтайского края. По проекту дорогу должны расширить с двух до четырех полос с разделением встречных потоков металлическим барьерным ограждением. Возле станции Озерки дорожники возводят двухуровневую транспортную развязку, которая должна обеспечить безопасный доступ к близлежащим населенным пунктам. Уже построен 80-метровый путепровод, на котором идет устройство выравнивающих слоев из бетона. На подходах к нему укладывают нижний слой покрытия из асфальтобетона.
На основном ходе дороги завершаются работы в начале участка по направлению из Барнаула в сторону Новосибирска. Уложены все конструктивные слои с нанесением верхнего из современного щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА). Одновременно идет обустройство трассы: закончен монтаж электроосвещения, установлено барьерное ограждение, обустраивается система водоотвода.
По проекту реконструкция Чуйского тракта проводится поэтапно. В этом дорожно-строительном сезоне работы идут на шести участках дороги, для других готовится проектная документация. Уже скоро Чуйский тракт обретет вторую жизнь.
«Чуйский тракт» протяженностью около 968 километров идет от Новосибирска до монгольской границы. Проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай. Исторический Чуйский тракт является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяженностью около 630 км.
Новости по темам: |
Финансирование дорожного строительства
-> Сибирский ФО
Финансирование дорожного строительства -> Уральский ФО |
Новости по этой теме: