«Туда уже есть народная дорога, по которой ездят люди. Надо начинать там, где фактически дороги нет и очень высокая аварийность. Но не по тому проекту, где все расписано от и до, и куда требуется 1,3 млрд рублей. Нужно начать приводить в порядок проблемные участки.
Надо проводить переговоры с Республикой Алтай. Предварительные переговоры я уже вел с бывшим главой республики Александром Бердниковым, и с нынешним руководителем Олегом Хорохординым. У наших республик имеется обоюдный интерес к такой дороге длиною в 120 км. Очень надеюсь, что конкурс выиграет серьезная подрядная организация, которая в достаточном количестве владеет надежной техникой, которая очень необходима в условиях горной скалистой местности», - говорится в блоге Главы Тувы.
В 2019 году республика силами института «Томскдорпроект» подготовила проект строительства дороги. Она пройдет через горный перевал Бугузун на хребте Чихачева высотой 2608 м над уровнем моря. Сегодня здесь существует проезд для автомобилей высокой проходимости, но даже для них он считается труднодоступным и технически очень сложно преодолимым. Чтобы повысить его качество, в этом году планируется строительство двух наиболее трудных участков общей протяженностью около 20 км. Для этого потребуются буровзрывные работы а также строительство не менее 5 мостовых переходов.
Дорога, если будет построена, свяжет между собой две федеральные автомагистрали - трассу Р257 «Енисей» и Чуйский тракт. Тем самым будет устранена транспортная тупиковость Тувы. Власти республики рассчитывают, что транзит откроет новые возможности для развития юго-западной территории, особенно труднодоступного Монгун-Тайгинского района. В частности, возрастет поток автомобильного туризма, благодаря которому и возник проезд между Тувой и Горным Алтаем.
Тувинско-алтайская дорога включена в перечень проектов, которые составляют программу ускоренного социально-экономического развития Тувы до 2025 года, утвержденную правительством РФ. Это только часть комплекса мер, предусмотренных в регионе национальным проектом «Безопасные и качественные дороги». По линии нацпроекта республика только в 2021 году получит федеральные трансферты в размере 238 млн. рублей, в 2022 году – 350 млн.