Дорожное неравенство
23.09.2020
На содержание километра федеральных автодорог выделяется почти в 8 раз больше средств, чем на километр региональных и местныхСогласно данным, обнародованным недавно Счетной палатой, процент региональных дорог, соответствующих нормативам, составляет всего 44,2 от общего их объема. И за прошлый год показатель этот вырос всего на 1,1 п.п. Проверка, проведенная силами СП, показала, что в среднем на содержание 1 км дорожной сети федерального значения в 2019 году приходилось 2,2 млн рублей, а на содержание региональных дорог почти в 8 раз меньше — 288 тыс. рублей на 1 км. На трассы регионального или межмуниципального значения в среднем направлялось всего 29,6% финансовых средств от нормативной потребности. «Указанная ситуация негативно сказывается на транспортно-эксплуатационном состоянии региональной дорожной сети», — подчеркнул аудитор СП Валерий Богомолов, «закрепленный» за дорожным хозяйством.
Причина в том, что на сегодняшний день законодательно не закреплены критерии отнесения автодорог к определенному уровню содержания, а также механизм, по которому Росавтодор распределяет бюджетные ассигнования на содержание автодорог по своим подведомственным учреждениям. В результате в некоторых регионах объем доведенных бюджетных средств сильно отличается от норматива. Так, в 2019 году меньше всех (из проверенных учреждений) получило ФКУ Упрдор «Забайкалье» (51% от нормативной потребности), больше всех — ФКУ Упрдор «Прикамье» (91%). Выяснилось также, что Росавтодор при расчете бюджетных ассигнований порой учитывал участки дорог, которые или фактически отсутствовали, или не эксплуатировались, или их категории не соответствовали требованиям правил классификации автомобильных дорог.
В ходе проверки Счетная палата также изучила закупки казенных учреждений Росавтодора и отметила крайне низкий уровень конкуренции на рынке работ по содержанию как федеральной, так и региональной сети. «Экономия по результатам торгов составила не более 1%, основная доля всех государственных контрактов заключена с единственным участником торгов по начальной цене контракта, — сообщил Валерий Богомолов. — Выявлены многочисленные нарушения федерального закона №44-ФЗ в части планирования закупок, метода определения начальной цены контракта, содержания документации о закупке и другие».
По итогам проверки Счетная палата предложила правительству пересмотреть нормативы финансовых затрат на содержание автомобильных дорог федерального значения, а Минтрансу совместно с Росавтодором — нормативно закрепить критерии отнесения дорог к соответствующему уровню содержания и методики распределения бюджетных средств на содержание автодорог. Это следует сделать незамедлительно, поскольку в противном случае образовавшийся перекос в распределении средств между дорогами федерального и регионального и местного значения приведет к полной разбалансировке дорожно-транспортной сети. К тому же основная часть автомобилистов передвигается большей частью именно по местным дорогам — региональным, межмуниципальным, внутригородским. А так как состояние этих дорог за последние пять-восемь лет практически не изменилось, общественное мнение очень критически настроено по отношению к дорожникам.
В Федеральном дорожном агентстве наличие проблем признают. По словам одного из специалистов ведомства, в течение определенного времени дорожные фонды всех уровней были упразднены, а после их восстановления «надо было начинать с чего-то». Начали с федеральных трасс. Теперь с «федералками», можно сказать, почти порядок, пора приниматься за дороги местного значения, признают в ведомстве.
«Мы для себя поставили задачу до конца года разработать порядок и критерии для того, чтобы в следующие периоды выйти на проверку уже с четкими показателями», — заявил замминистра транспорта, руководитель Росавтодора Андрей Костюк на коллегии СП, посвященной дорогам.
Протяженность автодорог федерального значения составляет 57227 км, региональных — 508201 км.
Новости по темам: |
Финансирование дорожного строительства
-> Россия
|
Новости по этой теме: