Перевозки по-северному: как довезти инертный груз до места назначения и не обанкротиться
23.01.2025
По железной дороге, по воде или грузовым автотранспортом?
ХМАО и ЯНАО играют ключевую роль в экономике страны. Однако из-за удаленности и сложных климатических условий доставка стройматериалов в эти регионы становится настоящим вызовом. Понимание специфики трансфера грузов в такие районы имеет большое значение для эффективного строительства.
Два вышеназванных региона расположены на значительном отдалении от крупных мест производства инертных стройматериалов. Кроме того, суровые климатические условия, холодные долгие зимы и короткое лето создают дополнительные трудности для транспортировки. Летом дожди и повреждение дорог, зимой сильные морозы - все это существенно ограничивает транспортировку и увеличивает ее сроки.
Основным способом доставки на севере являются комбинированные перевозки. Они включают использование железнодорожного, автомобильного и водного транспорта. Каждое из звеньев этой цепи имеет свои особенности и ограничения. Основной особеннностью здесь является то, что при использовании комбинированных мультимодальных перевозок происходит естественная убыль материалов – в первую очередь, при производстве погрузочно-разгрузочных работ. И этот процент не так уж мал - около 2%.
Если говорить о железнодорожном транспорте, то в ХМАО и ЯНАО железная дорога проходит далеко не везде, поэтому доставка по ней возможна только до определенных точек. Затем обычно идет перегрузка в автотранспорт. Причем в некоторые места можно доехать только по зимнику. Водным транспортом, наоборот, доставка возможна лишь в теплое время года.
Для транспортировки грузов в труднодоступные места обычно используются перевалочные базы, на которых происходит смена видов транспорта.
Используя ж/д, надо учитывать риск простоев и пропускную способность станций
В процессе доставки нередко возникает ряд сложностей. Например, при доставке по ж/д возникают проблемы, связанные с неритмичной работой железнодорожной инфраструктуры. В частности, бывают задержки доставки, несвоевременная подача иуборка полувагонов, задержка поездов на станциях, невозврат порожних вагонов. Здесь же можно назвать низкую пропускную способность станций приема грузов, дефицит вагонов в строительный сезон.
Кроме того, зимой наблюдается смерзаемость материалов в вагонах. Летом, наоборот, иногда случается перегрев техники.
В сезон стоимость логистики неизбежно увеличивается из-за подорожная ж/д перевозок, что связано с дефицитом полувагонов.
Также на ценообразования влияют риски, которые закладываются в стоимость продукта при его доставке в конечную точку. К примеру, если вагон со щебнем простаивает одни сутки, стоимость тонны щебня увеличивается примерно на 40 рублей. А если вагоны постояли 5 суток, то к стоимости каждой тонный уже можно смело прибавлять 200 рублей. Когда речь идет о сотнях тонн (стоимость тонны щебня, например, в Сургуте – 3 500 руб.), мы имеем дело со значительным ростом цены. Если 40 вагонов простояли на станции 5 суток, то штрафные санкции могут составить до полумиллиона. В среднем, в полувагон входит порядка 70 тонн щебня - несложно калькулировать затраты.
Конечно, все понимают, как работает ж/д, и обычно возможные простои вагонов изначально закладывают в цену перевозки. Поскольку если это не будет учитываться, логистическая компания рискует не довезти груз - ей придется просто прекратить доставку.
Плохие дороги и удорожание ГСМ увеличивают затраты на автоперевозки
Если говорить об автотранспорте, то здесь стоит выделить проблему его недостаточной оборачиваемости при перевозках в труднодоступных местах с необорудованными выгрузочными площадками.
Отсутствие должного состояния дорожной инфраструктуры также приводит к увеличению затрат и стоимости автоперевозок. Кроме того, цена автодоставки растет по причине постоянного подорожания ГСМ запчастей и самих ТС.
В случаи смерзаемости груза при перепадах температур для выгрузки требуется дополнительная дорогостоящая техника, что увеличивает сроки выгрузки и тоже приводит к простоям.
Иногда такую технику необходимо откуда-то привезти к месту выгрузки. Все это прямо или косвенно влияет на конечную стоимость щебня.
Планирование поставок помогает сэкономить
Основным из методов оптимизации затрат является грамотное планирование поставок с учетом географических, логистических и сезонных особенностей. Заблаговременная закупка материалов в сезон низкого спроса, например, с декабря по апрель, позволяет значительно сократить затраты.
Второй способ заключается в заблаговременной проработке маршрутов, с учетом находящейся на трассах инфраструктуры. Например, если можно довезти груз только железнодорожным транспортом, то выгоднее произвести закупки в начале года, когда больше свободных полувагонов. Если возможно доставить по воде, то лучше выбирать этот вид транспорта, так как он дешевле. При доставке автотранспортом в труднодоступные места лучше возить зимой, так как сеть дорог увеличивается благодаря работе автозимников.
Таким образом, эффективная логистика и грамотное ценообразование являются важнейшими составляющими успешных поставок инертных материалов в ХМАО и ЯНАО. Учет всех факторов, таких как географические особенности, климат, сезонные колебания и риски помогают не только повысить эффективность поставок, но и существенно снизить затраты.
Важность грамотной логистики объясняется очень просто. Сегодня сметная стоимость щебня у ворот карьера в среднем составляет 1200 рублей за тонну. Но вместе с доставкой она может достигать 3500, а то и 4 000 тысячи рублей.
Как говорится, делайте выводы.
Новости по темам: |
Финансирование дорожного строительства
-> Россия
Финансирование дорожного строительства -> Сибирский ФО |
Новости по этой теме: