Поиск по сайту производится «Яндексом» искать
 по сайту
Контактная информация:
e-mail: marketing@asphalt.ru
Главная страницаНовости
 

Рынок дорожной техники: Россия сильна лишь катками и грейдерами?


Количество просмотров: 1353

02.06.2017

Дорога — сложное геодезическое сооружение, и для того чтобы она соответствовала всем требованиям стандартов, на высоте должно быть не только качество материалов дорожного покрытия, но и сама дорожно-строительная техника. В каком состоянии находится этот сегмент российского рынка?

 

По рыночным ухабам

К 2016 году рынок дорожно-строительной техники, по данным Росстата и аналитиков IndexBox, сократился по продажам почти в пять раз относительно 2013 года (само совокупное предложение уменьшилось более чем в два раза — с 208,7 млрд руб. до 90,0 млрд руб.). Из-за подорожания импортного оборудования в 1,5—2 раза российские потребители этой продукции стали продлевать жизнь старым машинам, о чем свидетельствовала и возросшая в эти годы активность в производстве запчастей внутри страны. Также на рынок оказало влияние непропорциональное уменьшение импорта ремкомплектов для западных агрегатов (поставки самой дорожно-строительной техники снизились на 69,1%, а комплектующих — всего на 31,5%).

Но, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первый квартал 2017 года в России было продано на 29% больше дорожно-строительного оборудования относительно рыночного «дна» 2016 года. Причем рост отмечался по многим позициям: у гусеничных экскаваторов — на 20%; погрузчиков — на 57%; гусеничных тракторов — на 23%.

Дорога — сложное геодезическое сооружение, и для того чтобы она соответствовала всем требованиям стандартов, на высоте должно быть не только качество материалов дорожного покрытия, но и сама дорожно-строительная техника. В каком состоянии находится этот сегмент российского рынка?

 

По рыночным ухабам

К 2016 году рынок дорожно-строительной техники, по данным Росстата и аналитиков IndexBox, сократился по продажам почти в пять раз относительно 2013 года (само совокупное предложение уменьшилось более чем в два раза — с 208,7 млрд руб. до 90,0 млрд руб.). Из-за подорожания импортного оборудования в 1,5—2 раза российские потребители этой продукции стали продлевать жизнь старым машинам, о чем свидетельствовала и возросшая в эти годы активность в производстве запчастей внутри страны. Также на рынок оказало влияние непропорциональное уменьшение импорта ремкомплектов для западных агрегатов (поставки самой дорожно-строительной техники снизились на 69,1%, а комплектующих — всего на 31,5%).

Но, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первый квартал 2017 года в России было продано на 29% больше дорожно-строительного оборудования относительно рыночного «дна» 2016 года. Причем рост отмечался по многим позициям: у гусеничных экскаваторов — на 20%; погрузчиков — на 57%; гусеничных тракторов — на 23%.

Отечественные дорожно-строительные машины успешно конкурируют с импортными чаще всего только по цене. И то не всегда, поскольку их стоимость тоже постоянно растет. К примеру, за 2015 год средняя цена российского экскаватора увеличилась на 26,9%, бульдозера — на 48,4%, автокрана — на 16,4%, погрузчика — на 10,0%.

Если брать в расчет весь комплекс потребительских свойств, то специалисты относят российскую и западную дорожно-строительную технику к совершенно разным нишам, у которых влияние друг на друга практически отсутствует или настолько мало, что о конкуренции и речи нет. Потребители этих ниш всегда были страшно далеки друг от друга: те, кто могут купить импортное оборудование, даже не задумываются об отечественном и наоборот.

Открывать в России новые производства своих изделий западные брендовые компании тоже не будут: если внутренняя сборка и даст удешевление машин за счет сокращения таможенных процедур, то не столь существенное. И потребитель, уже нацелившийся на иностранный брэнд, купит все равно оборудование, выпущенное на фирменном заграничном производстве, гарантирующем качество и надежность, — пусть и по более высокой цене.

Уже существующие в России сборочные площадки инофирм проигрывают в цене отечественной технике и по указанным выше причинам, и из-за транспортных расходов, поскольку большей частью они расположены в Сибири и на Дальнем Востоке.

И все же есть на российском рынке секторы, в которых импортное оборудование держится устойчиво-доминирующе: это техника землеройного назначения, катки, башенные краны (доля импорта здесь составляет 66—74%).

Что касается катков, то высокий градус конкуренции иностранных поставщиков друг с другом всегда присутствовал на российском рынке. Эта борьба постоянно велась не только на рынке, но и в конструкторских бюро: за расширение модельного ряда машин; усовершенствование вибрационных процессов; более эффективное уплотнение, позволяющее уменьшать толщину дорожного слоя; отслеживание температуры укладываемого асфальта в режиме реального времени, что дает возможность вести технологический процесс оптимально; системы дистанционной диагностики с передачей информации о техническом состоянии техники в сервисный центр через спутник и т.п.

Правда, и в отечественном ассортименте существуют позиции с никогда не ослабевающим внутренним спросом — те же асфальтовые катки или российские грейдеры, практически не уступающие западным. Об отечественных экскаваторах специалисты говорят гораздо сдержаннее, а о погрузчиках — и вовсе как о продукции неконкурентоспособной. Традиционно востребованны внутренним рынком российские самосвалы, автобетоносмесители и автокраны.

Из российских компаний, специализирующихся на дорожно-транспортном машиностроении, на рынке уцелели, в основном, крупные предприятия, способные к активной конкуренции. Расположены они преимущественно в Центральном (43,4%), Приволжском (40,9%) и Уральском (12,4%) федеральных округах. В самой структуре этой продукции преобладают самосвалы (34,1%), автокраны (23,2%) и экскаваторы (16,8%).

 

Б/у — не значит «списано»

Зарубежные маркетологи еще в докризисный период отмечали, что интерес у российского потребителя к б/у технике выше, чем в других странах. Поэтому, хоть этот рынок и менее прибылен, чем продажа новых машин, они всегда присутствовали и в сегментах вторичного рынка, предлагавших оборудование с оставшимся ресурсом в 2—6 сезонов.

Это подходит потребителю, считающему нецелесообразным тратиться на новую технику, если объем заказа позволяет справиться с ним и силами подержанного оборудования. После вымывания его с рынка за 2013—2016 годы в начале 2017-го все же произошел некоторый подъем импорта.

Одно это уже гарантирует: работоспособный внутренний парк техники этого вида вновь появится. В сегменте б/у оборудования всегда существовали разные инициативы, решаемые в основном в рамках локальных соглашений: аренда б/у техники на определенное время или под возведение конкретного объекта; продажа новой техники с принятием в качестве зачета подержанного оборудования — с дальнейшим ее ремонтом и реализацией на вторичном рынке и т.п.

В любом случае работа на рынке с подержанной техникой всегда была своеобразным эксклюзивом для всех участников. Возможно, кризисные явления и государственная программа лизинга уже дали импульс к становлению новых организационных форм в «б/у сегменте», и они перестанут быть «локальными». Достаточно сказать, что в несколько последних, провальных для рынка, лет сегмент аренды подержанной техники в России рос на 5—7% каждый год!

Часть иностранных поставщиков никогда и не стремились к лидерству в недорогих сегментах и вообще не занимались б/у техникой на российском рынке, предпочитая продвигать лишь новое оборудование мировых брендов. Но у всех зарубежных фирм важным бизнес-направлением в России всегда было сервисное обслуживание поставляемой ими дорожно-строительной техники, без чего, как свидетельствует мировой опыт, продажи продвигались бы неэффективно.

Существует даже правило: первая продажа — за продавцом, а все остальные — за службами сервиса. Зарубежные компании стремятся иметь достаточно широкую сервисную сеть, способную оптимально охватить услугами любое оборудование, где бы оно ни было куплено и в каком бы регионе ни использовалось. При этом слишком обширная география сервисных служб может привести к большим издержкам, а недостаточно развитая сеть порождает проблему дешевых «черных» запчастей, неизвестно где изготовленных.

В гарантийный период на них объявлено табу, а в постгарантийное время использовались средства убеждения и реальные примеры нецелесообразности такой замены. В кризисные времена такие меры вряд ли были актуальны, но с учетом положительного рыночного прогноза, а также всплеска в производстве запчастей, они могут вновь возродиться.

 

Особенности спроса

Рынок в принципе не может и не должен быть однородным, и в раскладке по регионам это проявляется с большой наглядностью. Самые крупные поставки техники производятся в столичные компании, в Санкт-Петербург, на Урал, в Сибирь.

Нефтедобывающие регионы обладают и необходимыми ресурсами, и потребностью в строительстве дорожных сетей. Во всяком случае, дилеры отмечают, что в областях, связанных с добычей и экспортом сырья, дорожно-строительной техники приобретают больше, чем, к примеру, на юге России и в Поволжье.

Контраст по сезонам и российским природным условиям выводит в число наиболее востребованных позиций машины, способные работать в экстремальных условиях, в том числе и полярного назначения, которые будут нелишними не только на Крайнем Севере, но и во многих других, материковых, областях. Период, когда можно использовать в штатном режиме технику обычного исполнения, в России длится с апреля по сентябрь.

По прогнозам Минэкономразвития, объемы строительства, напрямую влияющие на состояние рынка дорожно-строительного оборудования, в 2017 увеличатся на 0,8%, а в 2018—2019 годах на 4%, для чего к 2020 году потребуется 17 тыс. единиц техники. В 2016 году спрос на это оборудование составил всего 6 тыс. единиц (АЕБ).

Подготовил Владимир БРЕУС

 

 

 

 


  Добавить комментарий 

Новости по темам: Строительная техника и оборудование -> Российские производители -> Итоги деятельности
Строительная техника и оборудование -> Российские производители -> Планы


Новости по этой теме:

 Вход пользователей

 Объявления
Архив новостей
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

© 2008-2010 Асфальт.ру
Редакция cайта:
Реклама:
Реклама   |   О нас

Все о дорожном строительстве:
асфальт, щебень, песок, битум
минеральный порошок, асфальтировка