Поиск по сайту производится «Яндексом» искать
 по сайту
Контактная информация:
e-mail: marketing@asphalt.ru
Главная страницаНовости
 

Рынок строительной техники: чей бульдозер лучше


Количество просмотров: 1812

14.08.2015

 О состоянии рынка бульдозеров в России и перспективах развития производства такой техники нам рассказывает начальник управления «ЧТЗ-УРАЛТРАК» к.э.н. Рамиль ГАБДУЛИН

— Рамиль Ринатович, как Вы можете охарактеризовать сегодняшнее состояние рынка строительной техники и, в частности, бульдозеров? Каковы его объемы и основные тенденции на рынке строительной техники?

— Основные тенденции российского рынка строительной техники в целом и рынка бульдозеров в частности практически полностью совпадают, поскольку бульдозер — одна из главных машин, используемых наряду с экскаваторами и погрузчиками в гражданском, промышленном и дорожном строительстве.

Незаменимы они также при возведении специфических, нестандартных и масштабных сооружений и объектов: например, космодромов, трубопроводов, железнодорожной и энергетической инфраструктуры. И отечественная техника традиционно на таких объектах работает, причем нередко в отдаленных районах страны и в условиях сурового климата.

По нашим оценкам, после кризиса 2009 года, когда суммарный российский рынок бульдозеров уменьшился практически в пять раз, в 2011—2012 годах он достиг своего локального максимума с объемом около 5000 машин. За 2013—2014 годы рынок снизился примерно на 40%.

По предварительным итогам первого полугодия 2015 года, наблюдается продолжение тенденции падения российского рынка бульдозеров. Это связано с ухудшением инвестиционного климата в России из-за западных санкций и недостатком в экономике дешевых длинных денег, направленных на крупные проекты федерального и регионального масштаба.

Четко оценивать динамику пока рано, поскольку изменения на рынке в декабре 2014-го — феврале 2015-го были шоковыми и связаны с резким ростом курса мировых валют к рублю. Мы придерживаемся консенсус-прогноза ведущих финансовых экспертов, опрошенных еще в начале текущего года, в соответствии с которым в 2015 году средневзвешенная цена нефти марки Brent составит $60 США за баррель, а курс валюты — 57 руб. за доллар.

Считаем, что после длительного снижения рынка, продолжавшегося в течение последних трех лет, с 2016 года начнется его постепенный рост до многолетних среднегодовых значений (то есть до 3—3,5 тыс. бульдозеров в год).

— Кто сегодня основные игроки на этом рынке, каково их долевое присутствие?

— Классически российский рынок бульдозеров делится на три ценовых сегмента: низкий, средний и высокий.

К высокому ценовому сегменту относятся бульдозеры ведущих западных брендов, таких как Komatsu (Япония), Caterpillar (США), Liebherr (Германия) и другие. Суммарная доля сегмента составляет около 20%.

К среднему ценовому сегменту относятся отечественные бульдозеры с современной гидромеханической или гидростатической трансмиссией и улучшенной эргономикой (ЧЕТРА, Дормаш, частично ЧТЗ). Суммарная доля сегмента — около 10%.

К низкому ценовому сегменту с емкостью около 70% относятся бульдозеры ЧТЗ с механической трансмиссией и китайские бульдозеры Shantui, Shehwa, Zoomlion и других компаний из КНР.

Одной из основных тенденций на отечественном рынке бульдозеров за период 2007—2014 годов можно назвать возрастающую долю китайских производителей и существенно обострившуюся конкурентную борьбу российских предприятий с производителями из Поднебесной. За эти годы бульдозеры китайского происхождения постепенно вытесняли аналогичную отечественную технику из традиционной для них ниши рынка и в итоге начали доминировать в низком ценовом сегменте.

Китай обеспечивает эффективную государственную поддержку предприятий-производителей и систематически усиливает экспансию экспорта дорожно-строительной техники в связи с замедлением темпов роста внутреннего потребления в стране. Экспортно-импортный банк Китая, Банк развития КНР, а также Китайская корпорация страхования экспортного кредитования предоставляют предприятиям-экспортерам субсидируемые инвестиционные кредиты на создание и модернизацию производств; страховые и государственные гарантии контрактов; услуги по взысканию коммерческой задолженности с иностранных контрагентов и т.д.

— Как кризис повлиял на российский рынок дорожно-строительной техники?

— В 2015 году в связи с резкими колебаниями курса валют китайская экспансия заметно ослабла, и теперь мы наблюдаем заметное увеличение доли рынка отечественных товаров. В этих условиях всем иностранным производителям пришлось пересматривать свою ценовую политику.

Курс Правительства России на активное импортозамещение и наращивание объема экспортных поставок дает дополнительный импульс росту спроса на отечественные бульдозеры. Сегодня практически все машины класса тяги 10 и 15 т, стали ощутимо дешевле китайских аналогов. А самый «бюджетный» челябинский бульдозер — Б10М с механической трансмиссией и двигателем собственного производства — почти на миллион рублей доступнее по цене «одноклассника» фирмы Shantui.

Неудивительно, что с началом этой тенденции в разы увеличилось поступление заявок от потребителей на приобретение техники. Для предприятия сегодня самой актуальной проблемой стал поиск возможности для раскрутки и наращивания производства, чтобы удовлетворить возросший спрос, воспользоваться благоприятной конъюнктурой.

— Очевидно, реализовать эти возможности мешает состояние дел у российских производителей дорожно-строительной техники?

— Увеличившиеся ставки по кредитам, а также существенный объем коммерческой и банковской задолженности, сформировавшейся за последние годы, не позволяют российским производителям привлечь дополнительные оборотные средства в бизнес и соразмерно реагировать на сформировавшуюся положительную конъюнктуру рынка для удовлетворения спроса.

Поэтому, хотя и наблюдается увеличение доли рынка у отечественных производителей, потенциал этого роста еще далеко не исчерпан.

— В чем, на Ваш взгляд, основные преимущества отечественной техники перед импортными машинами брендовых марок?

— Можно назвать несколько явных преимуществ. Во-первых, ценовая конкурентоспособность (заметно меньше первоначальная цена машины, меньше и стоимость жизненного цикла с учетом расходов на эксплуатацию и ремонт).

Простота ремонта и обслуживания (эти работы может проводить эксплуатирующая организация, что особенно важно, когда техника находится в отдаленных и труднодоступных районах).

Отечественная тракторная техника, как правило, лучше адаптирована для работы при низких температурах. Существенным плюсом является повсеместная доступность и дешевизна запчастей и расходных материалов.

По сравнению с китайскими аналогами наши бульдозеры, демонстрируют более высокую технологическую производительность. Да и по надежности при многолетней эксплуатации, как показывает практика, российские гусеничные машины превосходят технику из КНР.

Стоит особо выделить еще одно конкурентное преимущество отечественной техники на этом рынке — это наличие у предприятий разветвленной дилерской сервисно-сбытовой сети. Сегодня она охватывает большую часть территории России и ближнего зарубежья.

 

— Занимаются ли сегодня отечественные производители перспективными разработками бульдозерной техники, или сегодня это не ко времени?

— Сегодня вести НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работыРед.) сразу по двум-трем десяткам направлений, при этом пытаясь уловить веяния рынка и как-то осовременить свою продукцию, создавать новые модели на перспективу без детального экономического обоснования, рассчитывая, что эти вложения со временем как-то окупят себя, — непозволительная роскошь. Нужно сосредоточиться на наиболее эффективных и актуальных разработках.

НИОКР — это, по сути, инвестиции, у них должны быть сроки окупаемости. Еще на этапе проектирования нового продукта должны быть понимание — куда, в каком объеме, по каким ценам сможем его продавать, когда сумеем окупить затраты. То же касается модернизации серийных машин, внедрения инноваций. Они должны обсчитываться по аналогичной схеме: насколько эти шаги позволят увеличить продажи, упрочить наши позиции на рынке, каким образом вложения вернутся предприятию.

«Бюджетная» и проверенная годами эксплуатации «механика» по-прежнему популярна у потребителей в России и странах СНГ, поэтому многие отечественные предприятия модернизируют предыдущие серийные модели. Делают их с учетом современных требований.

Но помимо доработки имеющихся моделей ведутся и перспективные работы по бульдозерам с электромеханической трансмиссией. Семейство этих машин должно стать принципиальным технологическим прорывом. Если говорить о преимуществах таких машин, то это в первую очередь это: автоматическое регулирование тягового усилия, высокий коэффициент полезного действия, оптимальные условия для работы дизельного двигателя, удобство компоновки и уменьшение числа трущихся деталей, что безусловно увеличивает надежность в эксплуатации.

Наши коллеги на других тракторных заводах страны также модернизируют серийную и разрабатывают новые моделей бульдозерной техники. Но финансово-экономическое положение предприятий отрасли, дефицит оборотных средств заставляют вносить коррективы в ранее сформированные планы.

— Спасибо, Рамиль Ринатович, за интересный разговор.

Беседу вел Владимир РЕЧМЕНСКИЙ

 


  Добавить комментарий 

Новости по темам: Строительная техника и оборудование -> Российские производители -> Достижения
Строительная техника и оборудование -> Российские производители -> Итоги деятельности
Строительная техника и оборудование -> Российские производители -> Новые производства
Строительная техника и оборудование -> Российские производители -> Руководство


Новости по этой теме:

 Вход пользователей

 Объявления
Архив новостей
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

© 2008-2010 Асфальт.ру
Редакция cайта:
Реклама:
Реклама   |   О нас

Все о дорожном строительстве:
асфальт, щебень, песок, битум
минеральный порошок, асфальтировка