В январе 2015 г. откроется проезд по стартовому участку новой трассы М11 Москва — Санкт-Петербург — 43 км от МКАД по Химкинскому и Солнечногорскому районам. Трасса будет платной, но еще минимум полгода будет работать в бесплатном режиме. Дорогу по концессионному соглашению строит Северо-Западная концессионная компания — совместное предприятие «Мостотреста» (в числе его совладельцев — бизнесмены Аркадий и Игорь Ротенберги) и французской Vinci Concessions. Генподрядчик — сам «Мостотрест». Стоимость проекта — до 70 млрд руб., в том числе госфинансирование — почти 23 млрд руб. (см. график).
Но, как стало известно «Ведомостям», затраты государства на проект могут вырасти. «Мостотрест» ведет переговоры с госкомпанией «Автодор» о компенсации убытков, которые возникли из-за задержек с подготовкой территории, рассказали люди, близкие к обеим компаниям и к Минтрансу, а также федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру. В связи с задержкой передачи отдельных участков под строительство, которая была вызвана несовершенством земельного законодательства и сложностями в переустройстве инженерных коммуникаций, генподрядчик действительно понес убытки, подтверждают представители «Автодора» и «Мостотреста».
«Мостотрест» предварительно оценивал свои потери из-за задержки строительства (например, вследствие простоя техники) в 6,8 млрд руб., рассказывают федеральный чиновник, знакомый с ходом переговоров, и человек, близкий к Минтрансу. По словам одного из собеседников «Ведомостей», сумма уже обсуждалась с «Автодором». Размер и механизм компенсации являются предметом переговоров, указывают представители «Автодора» и «Мостотреста». Представитель «Мостотреста» сумму не комментирует. Сумма в 6,8 млрд руб. не является предметом переговоров, утверждает представитель «Автодора». Переговоры идут давно, рассказывают два собеседника «Ведомостей», но об окончательном решении говорить преждевременно, вряд ли «Мостотрест» получит такую сумму.
Скорее всего решение будет приниматься уже после введения платности, объясняет федеральный чиновник: возможно, частично убытки можно будет покрыть за счет доходов от высокого трафика, так что после оценки интенсивности движения размер компенсации может быть пересмотрен. Вопрос чувствительный, признает он: удорожания проекта никто не хочет.
Убытки от задержки строительства на концессионном проекте — вопрос сложный, замечает сотрудник дорожно-строительной компании: участников процесса много, это и иностранный партнер, и банки, которые предоставили финансирование; каждый из них оценивает собственные риски и все они должны быть учтены при расчете компенсации.
Затраты государства на подготовку территории и так выросли по сравнению с изначальным планом из-за непредвиденных расходов — например, на переустройство инженерных коммуникаций, которые ранее не были обнаружены. Еще в сентябре набсовет «Автодора» одобрил крупную сделку с «Мостотрестом» на подготовку территории для переустройства коммуникаций, сумма — 1,4 млрд руб. (сообщение о существенном факте опубликовано на сайте «Автодора»). Это может быть не последняя компенсация, объясняет федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру: государству, по всей видимости, предстоит оплатить и другие дополнительные работы по подготовке территории. Общую сумму затрат он не называет.
Подготовка территории — постоянная проблема, говорит сотрудник дорожно-строительной компании: в срок не удается начать, потом приходится нагонять, а это риски для качества и дополнительные расходы, которые в конечном счете лягут на государство.
Подготовка часто становится одной из наиболее капиталоемких статей при строительстве дорог, особенно вблизи крупных городов, рассказывает директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Подготовка и строительство должны быть четко отделены друг от друга, в том числе и по источникам финансирования, как это делается, например, в США, объясняет он. А в России частнику часто приходится заниматься этой проблемой своими силами, продолжает Блинкин, и по-настоящему качественная работа позволяет избежать крупных потерь в дальнейшем.