Украина: В пыль дорог
22.07.2013
Реформа Государственного агентства автомобильных дорог «Укравтодор» начата: 3 июля Кабинет министров одобрил соответствующий законопроект. Парламент его еще не одобрил, но практическая работа уже ведется. Наиболее значимое изменение — разграничение ответственности за дороги государственного и местного значения. Местные будут переданы на баланс областных государственных администраций (ОГА), а государственные останутся под крылом «Укравтодора». Строить и ремонтировать дороги станут частные компании, контролировать качество работ — «Укртрансинспекция».
«Финансирование будет осуществляться в соответствии с распределением этих дорог по функциям... Это — европейский опыт. Он позволит концентрировать средства на местах, где руководитель лучше знает, куда в первую очередь нужно направить деньги», — уверяет министр инфраструктуры Владимир Козак. Но главный лоббист изменений не он, а вице-премьер Александр Вилкул. Тот убежден, что новый подход не замедлит отразиться на улучшении качества дорожной сети, особенно на местном уровне.
Сейчас в каждой области у Государственного агентства автомобильных дорог есть соответствующая служба, на балансе которой находятся дороги, и именно она выступает заказчиком строительства и ремонта. «Укравтодор» проводит тендеры на определение подрядчиков и распределяет бюджетные средства.
Как сообщил глава «Укравтодора» Евгений Прусенко, уже 1 января 2014 года на баланс ОГА будет передано 118 тыс. километров дорог, на попечении у ведомства останется 52 тыс. километров. Прусенко уверяет, что на недавнем совещании губернаторы единогласно согласились принять на баланс местные дороги. Это странно. Местные дороги — более старые и изношенные, чем общегосударственные, почти сто тысяч километров нуждается в капитальном ремонте. Местами это уже, скорее, направления, поскольку дороги не видели капремонта по 40–45 лет (по нормативам его нужно проводить каждые 12 лет).
По самым скромным оценкам, на приведение в порядок этих убитых километров нужно свыше 50 млрд гривен. То есть каждой области нужно будет выложить около двух миллиардов. Плюс к тому на содержание дорог — латание ям, борьбу с подтоплением, ремонт мостов, уборку снега, нанесение разметки — ежегодно каждой ОГА придется выкладывать не менее миллиона гривен. Откуда деньги?
В рамках реформы будет создан специальный Государственный дорожный фонд, в который пойдут средства акцизного сбора на топливо. В нынешнем году это, согласно планам, почти 19 млрд гривен. Как именно их будут делить между всеми участниками процесса, еще неизвестно. Но уже решено, что 61% средств достанутся «Укравтодору», а 39% — регионам. Иными словами, на один километр дороги местного значения придется около 63 тыс. гривен, а на вседержавный километр — около 223 тыс. Диспропорцию в «Укравтодоре» объясняют тем, что дороги общегосударственного значения быстрее изнашиваются за счет бóльшей интенсивности движения по ним. Впрочем, это грубые расчеты. Бюджет на дороги у каждой области будет свой, в зависимости от переданного на баланс километража, категорий местных дорог, наличия на них мостов и прочих элементов дорожно-путевой инфраструктуры.
«Эксперт» обратился за комментариями в несколько областных государственных администраций, в самые богатые регионы, при этом Харьковская, Киевская и Львовская журнал проигнорировали. Зато глава Донецкой области (кстати, одной из немногих, где дорожная сеть за последние три-четыре года была приведена в относительный порядок) Андрей Шишацкий был откровенен: «Область может принять на баланс дороги местного значения, а это сегодня 77 процентов всех дорог региона, находящихся в собственности ”Укравтодора”, при четком определении всех источников финансирования. То есть 77 процентов акцизного сбора, собранного в области, отдайте ей же. В прошлом году по Донецкой области было получено 428 миллионов гривен за счет акциза. Значит, нужно отдать местным властям около 350 миллионов гривен».
Есть и еще один нюанс. Раньше при проведении тендеров на дорожное строительство компании-претенденты зависели от «Укравтодора». Сейчас конкурсы будут проводить еще и областные госадминистрации. При мизерном местном финансировании хорошо выполнить работу не сможет ни одна компания. А если она еще будет близка к руководству области, то и стремиться к этому вряд ли будет.
Источник:
Новости по темам: |
Строительные организации
-> «Укравтодор»
Финансирование дорожного строительства -> Украина |
Новости по этой теме: