Асфальт: состав, строение и проблемы
18.11.2011
В России уже более 1600 км дорог покрыто наноструктурированным дорожным покрытием. Что это за покрытие, зачем оно применяется и какие перспективы открывает новая технология для автодорожной отрасли страны, рассказывает Вадим Никольский, заведующий лабораторией физико-химии высокодисперсных материалов Института химической физики им. Н. Н. Семенова РАН.
Асфальт: сегодня и завтра
Основу асфальта составляет каменная крошка и щебень. Для того чтобы из них появилось дорожное покрытие, требует вяжущее — то, что соединит эти элементы. Сегодня таким вяжущим является синтетический битум — это то, что остается от нефти после переработки, когда из нее уже выбрали все масла, мазут, мономеры и т. д.
По мере развития нефтепереработки качество битума падало — ведь из него, по сути, выжимали все
Холодная зима, жаркое лето, резкие температурные изменения за короткие период времени
К тому же такой асфальт плохо сопротивляется образованию колеи, растрескивается.
Чтобы улучшить его качество, необходимо
На протяжении десятков лет предпринимались многочисленные попытки объединить резиновую крошку с битумами.
Разрабатывались десятки технологий, укладывались сотни различных экспериментальных участков во многих странах мира.
Однако каждый раз частицы резины оказывались инородными в структуре асфальта и через какой-то период времени выкрашивались из дорожного полотна.
Решение этой проблемы нашли в конце 70-х годов в Институте химической физики им. Н.Н. Семенова РАН. Мы исследовали такое явление, как
При определенных нагрузках хоть и пластичный, но все-таки твердый полимер начинает течь, причем течь без нагревания.
Поэтому пластическое течение еще называют холодным. Оно происходит ниже температуры расплава. Так вот, оказалось, что в
Например, мы вынимали полученные в наковальне пленки — а они стабильны при комнатной температуре — рассматривали, изучали. А потом вновь помещали в наковальню, начинали вращать. И изначально однородная, прозрачная пленка вдруг становилась матовой, как будто покрывалась трещинами. Вращаем еще — и снова получаем прозрачную пленку. Однако выяснилось, что это уже другой материал, с иными свойствами.
Это выглядело как открытие другого мира — таких полимерных систем раньше просто не было.
Но мы решили пойти дальше. Во-первых, снизили силу давления на образцы, находящиеся в наковальне Бриджмена. Во-вторых, модернизировали саму наковальню: ее стало можно нагревать. Чем выше температура нагрева, тем быстрее проходили процессы
Позже была создана машина — роторный диспергатор, которая могла производить полимерные порошки в промышленных масштабах. Если сказать упрощенно, то она представляет собой
Коротко объясню, что, собственно, происходит с резиновой крошкой в промышленном диспергаторе. За счет высокой температуры и значительных сдвиговых усилий происходит не только измельчение материала, но и частичная
При этом разрушается 15-30% всех межмолекулярных связей, а деструкции самих молекул не происходит.
Микроскопическое изображение модификатора дорожного покрытия "Унирем"//"Уником"
Каждая частица, которая выходит из дисперагатора, состоит из микро- и наноблоков. Частицы достаточно слабо связанны друг с другом. В горячем битуме эти частицы самостоятельно распадаются на микро, а потом и на наноблоки, которые встраиваются в структуру асфальта. И вот уже эти наночастицы и дают желаемый эффект.
Как я уже говорил, модификатор добавляют в горячий битум. Отмечу немаловажную деталь: его вводят в асфальтобетонную смесь так называемых сухим способом. То есть просто добавляют и все.
Не требуется изменения технологии производства, каких-то особых условий.
Распад происходит самостоятельно, что является очень удобным для дорожного строительства.
Резиновые частицы в битуме не только распадаются на микроблоки, их поверхность набухает и разрыхляется с одновременным образованием химических связей между резиновыми кластерами и молекулами битума. Таким образом, в асфальтобетонной смеси образуется структурированное на микро- и наноуровне резиново-битумное вяжущее, не проявляющее тенденции к расслаиванию и обладающее высокими адгезионными свойствами. Так, адгезия к минеральным составляющим увеличивается в 2-5 раз.
Процесс сопровождается изменением основных свойств битума — увеличением пластичности, снижением температуры хрупкости и т. д.
В среднем срок службы асфальта с добавлением модификатора увеличивается на 30-50%. На 25-30% повышается сопротивление к образованию колеи.
Более того, введение мельчайшей резиновой крошки в асфальтобетон позволяет также
Однако совсем другая картина, когда в асфальтобетоне содержится резиновая составляющая, частицы которой измеряются нанометрами. Образующаяся трещина наночастицу обойти не способна, оказываясь в своеобразной ловушке. Под воздействием разрушающей энергии наночастица резины сперва растягивается, потом возвращается в исходное положение. В результате трещина просто теряет ту энергию, которая ей нужна для роста. Кстати, то же самое происходит и со звуковой волной.
Источник:
http://www.gazeta.ru/science/2011/11/15_a_3834725.shtml
Новости по темам: |
Нерудные материалы
-> Асфальт
-> Асфальтировка
Нерудные материалы -> Асфальт -> ООО «Уником» Нерудные материалы -> Наноасфальт -> «РОСНАНО» Нерудные материалы -> Нанодобавка -> Модификатор асфальтобетонной смеси «Унирем» Проектные институты -> Институт химической физики РАН имени Н.Н. Семенова |
Новости по этой теме: