С 3 по 5 октября 2011 года в Ставрополе прошла XI международная выставка-форум «Дороги России XXI века», приуроченная к Дню работников дорожного хозяйства. Как и в прошлые годы, мероприятие оказалось самым масштабным в своем роде. Обсудить будущее отрасли собрались руководители федеральных ведомств и территориальных министерств, а также представители обслуживающих ее строительных организаций.
Ежегодно меняя прописку в регионах страны, форум служит крупнейшей площадкой для демонстрации и продвижения новых технологий в области строительства автотрасс, решения задач формирования национальный сети дорог и привлечения в отрасль инвестиций. В этом году проблемы российской дорожной инфраструктуры обсуждались на самом высоком уровне. В частности, в работе выставки-форума приняли участие заместитель министра транспорта России Олег Белозеров, губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский и руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Анатолий Чабунин.
Глава региона отметил, что Ставрополь впервые удостоился чести стать местом проведения международного дорожного форума. По мнению Валерия Гаевского, это свидетельство как уже достигнутых высоких результатов ставропольской дорожной отрасли, так и потенциала, который еще только будет реализован. В свою очередь замминистра транспорта Олег Белозеров подчеркнул огромную практическую важность форума. «За последние восемь лет я не обнаружил на выставке ни одного неиспользуемого экспоната. При этом она расширяется, все большее количество фирм и организаций принимает в ней участие, и почти все внедряется», – отметил он в своем обращении к собравшимся.
Центральным событием выставки-форума стала научно-практическая конференция по вопросу «Обеспечение качества строительства, ремонта и содержания дорог в соответствии с действующим законодательством и международными нормами». Ее участники обсудили существующие проблемы в системе транспортных коммуникаций страны и обрисовали способы их решения. Само собой, львиная доля последних связана, прежде всего, с увеличением притока финансов в автодорожную отрасль. Шаги для его обеспечения уже предпринимаются.
К примеру, по словам Валерия Гаевского, финансирование строительства и эксплуатации ставропольских дорог с 2008 года увеличилось почти в два раза. Особые же надежды глава региона связывает с дорожным фондом края, который начнет работать уже в 2012 году. Прогнозируется, что его объем составит не менее 6,3 миллиарда рублей.
Немало внимания роли дорожных фондов (правда, уже в федеральном масштабе) уделил и Олег Белозеров. Заместитель министра транспорта заявил, что благодаря воссозданию подобного механизма финансирования объем выделяемых средств на автотрассы увеличится от 2 до 6 раз. При этом Олег Белозеров подчеркнул, что российское правительство объявило развитие дорожной сети приоритетным направлением модернизации экономики страны, все решения уже претворяются в жизнь, и теперь многое зависит от качества работы на местах.
Руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин в своем докладе рассмотрел все стратегические ориентиры в строительстве и эксплуатации магистралей на ближайшие годы. Так, участники конференции узнали, что правительство страны предусматривает увеличение объемов финансирования дорожно-эксплуатационных работ до 57% нормативной потребности в 2012 году, 81,3% – в 2013 году и 100% потребности – в 2014 году. «Верхней планкой» для руководства страны является объем ежегодного капитального ремонта федеральных дорог в 8–9 тыс. километров.
По мнению главы Росавтодора, такой показатель может быть достигнут уже в ближайшей перспективе. При этом финансирование строительства и реконструкции федеральных магистралей по сравнению с показателями текущего года будет сокращено: в 2012 году его объем составит 133,7 млрд рублей, в 2013 году – 141,8 млрд рублей и в 2014 году – 135,7 млрд рублей. Напомним, что в 2011 году на сооружение магистралей было выделено 143,2 млрд рублей.
Помимо этого, Анатолий Чабунин затронул в своем докладе проблему модернизации дорожного строительства, подчеркнув необходимость разработки новых стандартов качества российских трасс и применения инновационных строительных технологий. Руководитель Росавтодора рассказал о планах по созданию 8 лабораторно-испытательных центров во всех федеральных округах. В их задачи будут входить вопросы сертификации местных дорожно-строительных материалов и разработка рекомендаций для проектных организаций по использованию этих материалов на различных магистралях.
Кроме того, лабораторно-испытательные центры будут работать над исполнением поручения президента Дмитрия Медведева о применении международных стандартов в российском дорожном строительстве.
На конференции было отмечено ключевое значение Северо-Кавказского федерального округа в общероссийской работе по модернизации системы автотрасс. Как прозвучало, несмотря на то, что к качеству дорог в Ставрополье особых нареканий нет, объемы помощи сокращаться не будут. К тому же Анатолий Чабунин сообщил ставропольцам хорошую новость: в рамках программы по развитию сети магистралей и реконструкции трассы М-29 «Кавказ» закончено проектирование обхода вокруг рынка «Людмила», что существенно облегчит жизнь местным автовладельцам.
И, конечно же, на мероприятии прозвучали слова благодарности и поздравления в адрес российских дорожников, которые 16 октября отметят свой профессиональный праздник. «Ваша работа способствует укреплению международных позиций России. В стране создаются объекты, отвечающие международным стандартам по безопасности и качеству, – обратился к работникам отрасли Анатолий Чабунин. – В день профессионального праздника хочу пожелать всем работающим на автомобильных дорогах и ветеранам дорожного хозяйства успехов, крепкого здоровья и благополучия!»
Редакция газеты «Трибуна», в свою очередь, присоединяется к этим поздравлениям и надеется, что каждый новый форум «Дороги России XXI века» и впредь будет, прежде всего, выставкой достижений профессионалов, работающих в транспортно-дорожном хозяйстве.