Зачем понадобилось менять в Москве асфальт на плитку?
28.07.2011
В Москве появилась проблема, которую невозможно не заметить, – развороченные тротуары по всему центру города. Людям трудно понять, зачем понадобилось так срочно менять вполне добротный асфальт на плитку. Мэр, как водится, упирает на эстетику, но общественное мнение уже вынесло вердикт: начинается «лужковщина-2».
Катку под хвост
Все началось еще прошлым летом: Сергей Собянин заметил, что от жары плавится асфальт, и выглядит это неэстетично. А не замостить ли нам центр Москвы плиткой, как сделано во многих европейских городах, – подумал он. Так в бюджет Москвы-2011 на благоустройство тротуаров в городе было заложено 4 млрд. рублей. Меньшей суммой никак не обойтись: самым срочным образом за остаток лета и начало осени, надо замостить свыше миллиона квадратных метров, каждый из которых обойдется в 3 360–3 700 целковых.
Не страшно, что идея требует снять существующий хороший, без единой трещинки асфальт, кстати, на некоторых центральных улицах он многослойный, доходит до полуметра. Кое-где техника взламывает дорожное покрытие, уложенное прошлой осенью. Или убирает бетонные полосы «инвалидных» съездов, которые делали этой весной. «Как будто специально устраивали ремонт покрытия там, где предстояло мостить плитку, – делится впечатлением адвокат Владимир Жеребенков. – Чтобы невозможно было посчитать, сколько денег потрачено».
Плиткой решено мостить 97 улиц, в основном в центре, в том числе и возле многочисленных офисов, банков, бутиков, которые вполне могли бы взять эти расходы на себя, особенно, если бы градоначальник их вежливо об этом попросил. Но нет, все делается за счет бюджета. 1 млрд. на расходы получила из него префектура ЦАО и 3 млрд. – ГБУ «Кольцевые магистрали». Эти деньги достанутся подрядчикам. Среди крупнейших – «Евроцемент груп» и концерн «Крост», а также ряд других, более мелких производителей бетонной плитки.
«Но если посмотреть смету расходов, то в ней цена самой плитки составляет лишь десятую часть, порядка 350 руб. за «квадрат», – уточняет Андрей Клычков, депутат МГД. – Основную часть суммы составляет стоимость работ. А работы, как и следовало ожидать, осуществляют трудовые мигранты. Опять же, москвичи от создания таких рабочих мест ничего не выигрывают. При этом уже появилась информация о том, что управление Федеральной антимонопольной службы по Москве признало жалобу одной из коммерческих структур на то, как чиновники провели аукционы, и выдало предписание внести изменения в документацию и повторно рассмотреть заявки участников торгов». В частности, от фирм, претендующих на участие в мощении центра, требовалось наличие системы ГЛОНАСС и лицензии ФСБ, однако не выдвигалось никаких условий относительно качества плитки».
Строители дают на выбранный мэром материал трехлетнюю гарантию. Соответственно, уже через три года вопрос о его замене может встать снова. «Многое зависит от качества этой самой плитки, – объясняет Алексей Клеменко, член президиума консультационного совета при главном архитекторе г. Москвы. – Как, например, она реагирует на влагу и снег, которые собирают всю взвесь, образующуюся в процессе жизнедеятельности города. Обычная скороспелость, как почти все начинания Собянина. И феодальная система принятия решений, когда земля, доставшаяся в управление, рассматривается как собственная вотчина. Недавно я слышал, как выступала инвалидка в коляске. Так вот она говорила, что удары на стыках плит болезненны для позвоночника. А сколько людей жалуется, что эти зазоры – катастрофа для женщин на высоких каблуках! Я тут на улице такой мат слышал – у молодой красивой девушки каблук в щели застрял...»
Пеняют на отечественные особенности укладки плитки и женщины-депутаты. «В европейских странах я позволяю себе ходить на тонких шпильках, – рассказывает Инна Святенко, депутат МГД. – А у нас на Петровке на каблуках ходить невозможно. Я вам признаюсь: у меня в машине вторые туфли на плоской подошве. И если мне нужно быстро от Петровки дойти до Тверской, 13 на совещание, я переобуваюсь. Эта плитка положена давно, и важно, чтобы были учтены ошибки прошлых лет, иначе для женщин невозможно будет путешествие пешком по городу».
Говорят, плитка хороша для старых зданий с подвалами – чтобы они дышали. Асфальт создает для фундаментов парниковый эффект, действуя как пленка, которая препятствует испарению грунтовой воды. Поэтому полоса плитки вдоль цоколя старинного дома шириной хотя бы в метр – это определенно благо. Остальной тротуар вполне можно было бы оставить матерям с колясками, инвалидам и женщинам на каблуках. А также прочим пешеходам в дождливую и снежную погоду. Плитка – она, может, в жару и не плавится, зато в непогоду очень скользкая...
«Кто проводил экспертизу, как эта плитка выдержит московскую зиму? – интересуется Александр Золотов, генеральный директор РосНИИТ. – Насколько технологии ее укладки соответствуют нашему климату? И почему в столь авральном режиме принимаются весьма недешевые решения?»
Уже проходили
Общественное мнение на скользкие для нынешнего мэра вопросы ответ уже нашло – в персоне жены московского мэраа, Ирине Иосифовне Собяниной, инженере-строителе по образованию, и женщине, которая, как говорят, имеет отношение к «бетонному» бизнесу. Мэр, правда, утверждает, что к деловой жилке супруги серьезно не относится и на это не надеется. В любом случае москвичам слабо верится, что с уходом Лужкова лужковщина закончилась.
«История государственно-семейного подряда в городе длилась на протяжении последних десяти лет, – напоминает Александр Закандырин, председатель общественного движения «Наша столица». – И должна быть дана этому хотя бы морально-этическая оценка, пока не дана юридическая. Очень жаль, что нет решения суда, который бы вступил в силу в отношении семьи прошлого градоначальника, чтобы была ясность, к чему приводит такая политика. То есть если родственники мэра начинают заниматься сопутствующим городским бизнесом, получают подряды, наживают миллиардные состояния, то после этого они должны уезжать не в Австрию или Лондон, а садиться в Бутырку. Вот тогда пример будет доходчивым для последователей Лужкова, что так делать не надо.
Однако я искренне верю, что к Собянину это не относится, семья его ничего мостить в Москве не будет, и им движет только желание сделать город более красивым».
Скрыть причастность родственников к подрядам, если такое имеет место быть, нереально, уверен Антон Беляков, депутат ГД: «Общественности надо просто набраться терпения. Так что если кому-то в голову пришло взять московский бюджет и через какие-то фирмы-однодневки направить все в определенные предприятия, то такое не скроешь.
Любой может вытащить плитку и выяснить, где она сделана. Если вдруг выяснится, что все они с одного завода, который аффилирован с чьей-то бабушкой, сестрой или женой, то секрет сразу откроется. Я уже не говорю о том, что этот эксперимент может провести и прокуратура, и Федеральная антимонопольная служба, и следственный комитет».
Москва уже пережила монополию Елены Батуриной, и, как после инфекционной болезни, в обществе выработались антитела. Люди болезненно реагируют на любой намек на рецидив. И нынешняя история с миллионом квадратных метров плитки за четыре миллиарда рублей, естественно, тоже вызывает острую реакцию.
Источник:
Новости по темам: |
Государство
-> ГБУ «Кольцевые магистрали»
Государство -> Московская городская дума Государство -> Сергей Собянин ЖБИ и ЖБК -> Завод ЖБИ «Бетфор» -> Достижения Нерудные материалы -> Асфальт -> Асфальтировка Проблемы дорожного строительства -> Комментарии экспертов Проектные институты -> «РосНИИТ» Строительные организации -> Концерн «Крост» Финансирование дорожного строительства -> Москва Цемент -> «ЦЕМРОС» |
Новости по этой теме: