В Совете Федерации обсудили проблему финансирования дорог местного значения
Количество просмотров: 1970
28.04.2011
Является ли государственной задачей строительство и ремонт дорог местного значения? Ответ на этот вопрос искали участники круглого стола по проблемам муниципальных дорог. Открыл и провел заседание 26 апреля 2011 года заместитель председателя Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Николай Тонков.
Как сообщили в пресс-службе верхней палаты российского парламента, во вступительном слове сенатор Николай Тонков констатировал главный, и бесспорный, как показали выступления участников дискуссии, тезис: состояние подавляющего числа местных дорог находиться в неудовлетворительном состоянии, а муниципальные бюджеты настолько слабы, что ремонт и содержание дорог для них – неподъемная задача.
Николай Тонков напомнил о принятом недавно законе, давшем правовую базу для формирования региональных (как и федерального) дорожных фондов. В законе указаны источники формирования бюджетов дорожных фондов субъектов Федерации и есть указание на то, что могут быть созданы муниципальные дорожные фонды. Бюджетный кодекс дополняется новой статьей 1794 "Дорожные фонды". В соответствии с пунктом 1 указанной статьи Бюджетного кодекса дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования.
К дорожным фондам относятся федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальные дорожные фонды. Однако на что, на какие средства муниципалитеты могут создать эти фонды и заняться дорогами – об этом в законе нет никаких пояснений, подчеркнул сенатор Николай Тонков.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения по действующему законодательству осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются также на местах - органом местного самоуправления.
Однако налицо одна тенденция, укрепляющаяся годами – недофинансирования, разрушения и списания дорог местного значения, отметил Николай Тонков. По его информации, сегодня в 42 регионах России от 50 до 80% местных дорог не соответствуют требованиям. Позицию Министерства финансов РФ на заседании высказал Олег Бежаев – и.о. директора Департамента межбюджетных отношений Минфина РФ. По его словам, одна из главных проблем – неразграниченность дорог по уровням власти и уровням бюджетной ответственности. Источники финансирования дорожного строительства на муниципальном уровне не определены. Четких стандартов и нормативов по муниципальным дорогам нет, пояснил он, - сами муниципалитеты определяют объем работ и объем необходимых средств.
По информации Министерства финансов РФ, в соответствии с перечнем объектов строительства и реконструкции сельских дорог, согласованным Минтрансом России и Минсельхозом России, а также утвержденным федеральным дорожным агентством в первой декаде февраля текущего года, предполагается осуществить в 2011 году финансирование строительства и реконструкции 190 объектов общей протяженностью 499,005 км, в том числе 374,47 пог.м. искусственных сооружений, на сумму 7,648 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета на сумму 4,703 млрд. рублей и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на сумму 2,945 млрд. рублей.
Таким образом, в настоящий момент, исходя из того, что законодательством о бюджете на финансирование данных мероприятий за счет средств федерального бюджета предусмотрено 5,0 млрд. рублей, нераспределенными остаются около 0,297 млрд. рублей (5,0 - 4,703 = 0,297). Сбор, анализ и обобщение предложений администраций субъектов Российской Федерации, в целях распределения 0,297 млрд. рублей, продолжается.
Указанным согласованным перечнем предусматривается принять к финансированию 171 объект, общей протяженностью 445,162 км, в том числе 374,47 пог. м. искусственных сооружений, на общую сумму 6,963 млрд. рублей, в том числе 4,171 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета и 2,792 млрд. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также 19 объектов, по которым до 01.04.2011 требуется принятие дополнительного решения по финансированию с учетом предоставления проектной документации, удовлетворяющей всем требованиям, установленным Подпрограммой.
Протяженность данных 19 объектов, по которым до 01.04.2011 требуется принятие дополнительного решения по финансированию, составляет 53,843 км, с объемом финансирования в сумме 0,684 млрд. рублей, в том числе 0,532 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета и 0,152 млрд. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом, в случае непредставления до 01.04.2011 проектной документации по 19 объектам, удовлетворяющей всем требованиям, установленным Подпрограммой, объемы финансирования в сумме 0,532 млрд. рублей подлежат перераспределению. Предполагается, что результатом данной работы станет обеспечение постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием 199 населенных пунктов.
Олег Бежаев отметил отсутствие практики работы дорожных фондов на муниципальном уровне и высказал мнение о необходимости подготовки методических рекомендаций, которыми могли быт в этой части воспользоваться органы местного самоуправления. И здесь, ответил он на вопрос сенатора Н.Тонкова, должны активную роль сыграть региональные власти.
По мнению зампредседателя Комитета СФ Николая Тонкова выделяемые из бюджета 64 млрд рублей – средства явно недостаточные для кардинального исправления ситуации (если учесть, что 500 млн рублей – стоимость одного путепровода, построенного в Ярославле). А ведь районные дороги – это зачастую заброшенные объекты, которые требуют серьезных капитальные вложений. О ведущейся работе и борьбе с хроническим бездорожьем в российской глубинке представил информацию Заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта, геодезии и картографии Министерства транспорта Российской Федерации Валерий Масалов.
Комментируя прозвучавшую информацию, сенатор г-н Тонков отметил, что "выделять средства на дорожное строительство только к юбилею – плохая традиция, которая не должна быть нормой". Николай Тонков предложил подходить с рациональной точки зрения к финансированию дорожного строительства на муниципальном уровне, составив баланс между "есть" и "надо", "регион" и "муниципалитет", "сегодня" и "завтра". При этом очень важный момент – проведение мониторинга, какое влияние развитие муниципальной дорожной сети оказывает на рост экономической активности в данной местности, развитие сельского хозяйства, подчеркнул Николай Тонков. "Некоторые крестьяне говорят о том, что дорог нет, чтобы добраться до полей, на которых можно и нужно выращивать аграрные культуры. И это в то время, когда мы говорим о продовольственной зависимости", - обратил внимание г-н Тонков.
Еще более обострил проблему председатель Общественного Совета при федеральном дорожном агентстве Министерства транспорта Российской Федерации Олег Скворцов. Протяженность сети муниципальных дорог по 2004 год составлял 544 тысячи км., а теперь только 147 тысяч км. Проект программы "Развитие муниципальных дорог" на федеральном уровне не был поддержан, и в итоге – списаны тысячи километров местных дорог. Это означает только одно – это территории обезлюдили без дорог, за чем может последовать нелегальная оккупация территорий, и это уже вопрос государственной безопасности, заявил Олег Скворцов.
Местные дороги – проблема исключительно федеральная и государственная, уверен Олег Скворцов. Ведь половина всех летальных исходов при ДТП – результат аварий не на федеральных трассах, а на плохих местных дорогах, деревенских дорогах без пешеходных полос. Люди везде федеральные, хоть на муниципальной дороге, хоть на самой что ни на есть центральной. Состояние местных дорог - показатель уровня жизни и благосостояния населения. Чтобы жить, растить детей и вести бизнес, везде и повсюду необходимо иметь дороги, которые бы связывали вас с внешним миром, соседними поселениями и большими мегаполисами. Поэтому, уверены парламентарии, дороги должны быть качественными и достойными повсеместно, независимо от их "соподчиненности" и бюджетной "отнесенности".
В ходе круглого стола были высказаны предложения по изменению механизмов финансирования дорожного муниципального хозяйства, а также по проведению ревизии существующей сети дорог местного значения.
Как сообщили в пресс-службе верхней палаты российского парламента, во вступительном слове сенатор Николай Тонков констатировал главный, и бесспорный, как показали выступления участников дискуссии, тезис: состояние подавляющего числа местных дорог находиться в неудовлетворительном состоянии, а муниципальные бюджеты настолько слабы, что ремонт и содержание дорог для них – неподъемная задача.
Николай Тонков напомнил о принятом недавно законе, давшем правовую базу для формирования региональных (как и федерального) дорожных фондов. В законе указаны источники формирования бюджетов дорожных фондов субъектов Федерации и есть указание на то, что могут быть созданы муниципальные дорожные фонды. Бюджетный кодекс дополняется новой статьей 1794 "Дорожные фонды". В соответствии с пунктом 1 указанной статьи Бюджетного кодекса дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования.
К дорожным фондам относятся федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальные дорожные фонды. Однако на что, на какие средства муниципалитеты могут создать эти фонды и заняться дорогами – об этом в законе нет никаких пояснений, подчеркнул сенатор Николай Тонков.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения по действующему законодательству осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются также на местах - органом местного самоуправления.
Однако налицо одна тенденция, укрепляющаяся годами – недофинансирования, разрушения и списания дорог местного значения, отметил Николай Тонков. По его информации, сегодня в 42 регионах России от 50 до 80% местных дорог не соответствуют требованиям. Позицию Министерства финансов РФ на заседании высказал Олег Бежаев – и.о. директора Департамента межбюджетных отношений Минфина РФ. По его словам, одна из главных проблем – неразграниченность дорог по уровням власти и уровням бюджетной ответственности. Источники финансирования дорожного строительства на муниципальном уровне не определены. Четких стандартов и нормативов по муниципальным дорогам нет, пояснил он, - сами муниципалитеты определяют объем работ и объем необходимых средств.
По информации Министерства финансов РФ, в соответствии с перечнем объектов строительства и реконструкции сельских дорог, согласованным Минтрансом России и Минсельхозом России, а также утвержденным федеральным дорожным агентством в первой декаде февраля текущего года, предполагается осуществить в 2011 году финансирование строительства и реконструкции 190 объектов общей протяженностью 499,005 км, в том числе 374,47 пог.м. искусственных сооружений, на сумму 7,648 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета на сумму 4,703 млрд. рублей и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на сумму 2,945 млрд. рублей.
Таким образом, в настоящий момент, исходя из того, что законодательством о бюджете на финансирование данных мероприятий за счет средств федерального бюджета предусмотрено 5,0 млрд. рублей, нераспределенными остаются около 0,297 млрд. рублей (5,0 - 4,703 = 0,297). Сбор, анализ и обобщение предложений администраций субъектов Российской Федерации, в целях распределения 0,297 млрд. рублей, продолжается.
Указанным согласованным перечнем предусматривается принять к финансированию 171 объект, общей протяженностью 445,162 км, в том числе 374,47 пог. м. искусственных сооружений, на общую сумму 6,963 млрд. рублей, в том числе 4,171 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета и 2,792 млрд. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также 19 объектов, по которым до 01.04.2011 требуется принятие дополнительного решения по финансированию с учетом предоставления проектной документации, удовлетворяющей всем требованиям, установленным Подпрограммой.
Протяженность данных 19 объектов, по которым до 01.04.2011 требуется принятие дополнительного решения по финансированию, составляет 53,843 км, с объемом финансирования в сумме 0,684 млрд. рублей, в том числе 0,532 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета и 0,152 млрд. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом, в случае непредставления до 01.04.2011 проектной документации по 19 объектам, удовлетворяющей всем требованиям, установленным Подпрограммой, объемы финансирования в сумме 0,532 млрд. рублей подлежат перераспределению. Предполагается, что результатом данной работы станет обеспечение постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием 199 населенных пунктов.
Олег Бежаев отметил отсутствие практики работы дорожных фондов на муниципальном уровне и высказал мнение о необходимости подготовки методических рекомендаций, которыми могли быт в этой части воспользоваться органы местного самоуправления. И здесь, ответил он на вопрос сенатора Н.Тонкова, должны активную роль сыграть региональные власти.
По мнению зампредседателя Комитета СФ Николая Тонкова выделяемые из бюджета 64 млрд рублей – средства явно недостаточные для кардинального исправления ситуации (если учесть, что 500 млн рублей – стоимость одного путепровода, построенного в Ярославле). А ведь районные дороги – это зачастую заброшенные объекты, которые требуют серьезных капитальные вложений. О ведущейся работе и борьбе с хроническим бездорожьем в российской глубинке представил информацию Заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта, геодезии и картографии Министерства транспорта Российской Федерации Валерий Масалов.
Комментируя прозвучавшую информацию, сенатор г-н Тонков отметил, что "выделять средства на дорожное строительство только к юбилею – плохая традиция, которая не должна быть нормой". Николай Тонков предложил подходить с рациональной точки зрения к финансированию дорожного строительства на муниципальном уровне, составив баланс между "есть" и "надо", "регион" и "муниципалитет", "сегодня" и "завтра". При этом очень важный момент – проведение мониторинга, какое влияние развитие муниципальной дорожной сети оказывает на рост экономической активности в данной местности, развитие сельского хозяйства, подчеркнул Николай Тонков. "Некоторые крестьяне говорят о том, что дорог нет, чтобы добраться до полей, на которых можно и нужно выращивать аграрные культуры. И это в то время, когда мы говорим о продовольственной зависимости", - обратил внимание г-н Тонков.
Еще более обострил проблему председатель Общественного Совета при федеральном дорожном агентстве Министерства транспорта Российской Федерации Олег Скворцов. Протяженность сети муниципальных дорог по 2004 год составлял 544 тысячи км., а теперь только 147 тысяч км. Проект программы "Развитие муниципальных дорог" на федеральном уровне не был поддержан, и в итоге – списаны тысячи километров местных дорог. Это означает только одно – это территории обезлюдили без дорог, за чем может последовать нелегальная оккупация территорий, и это уже вопрос государственной безопасности, заявил Олег Скворцов.
Местные дороги – проблема исключительно федеральная и государственная, уверен Олег Скворцов. Ведь половина всех летальных исходов при ДТП – результат аварий не на федеральных трассах, а на плохих местных дорогах, деревенских дорогах без пешеходных полос. Люди везде федеральные, хоть на муниципальной дороге, хоть на самой что ни на есть центральной. Состояние местных дорог - показатель уровня жизни и благосостояния населения. Чтобы жить, растить детей и вести бизнес, везде и повсюду необходимо иметь дороги, которые бы связывали вас с внешним миром, соседними поселениями и большими мегаполисами. Поэтому, уверены парламентарии, дороги должны быть качественными и достойными повсеместно, независимо от их "соподчиненности" и бюджетной "отнесенности".
В ходе круглого стола были высказаны предложения по изменению механизмов финансирования дорожного муниципального хозяйства, а также по проведению ревизии существующей сети дорог местного значения.
Источник:
Новости по темам: |
Государство
-> Министерство транспорта России
Государство -> Совет Федерации Проблемы дорожного строительства -> Заявления властей Проблемы дорожного строительства -> Комментарии экспертов Финансирование дорожного строительства -> Россия |
Новости по этой теме: