"Золотые" километры югорских дорог
07.04.2011
К началу промышленного освоения Ханты-Мансийcкого автономного округа полвека назад в регионе фактически отсутствовали автомобильные дороги. Имелось всего девять мостов общей протяженностью 450 погонных метров. Дороги как "артерии жизни", проложенные среди северной тайги и труднопроходимых болот, положили начало становлению в ХМАО — Югре крупнейшего нефтегазового комплекса. Но развитие транспортной сети поначалу велось крохотными шажками. Виной тому — особенности ландшафта.
К началу промышленного освоения Ханты-Мансийcкого автономного округа полвека назад в регионе фактически отсутствовали автомобильные дороги. Имелось всего девять мостов общей протяженностью 450 погонных метров. Дороги как "артерии жизни", проложенные среди северной тайги и труднопроходимых болот, положили начало становлению в ХМАО — Югре крупнейшего нефтегазового комплекса. Но развитие транспортной сети поначалу велось крохотными шажками. Виной тому — особенности ландшафта.
Югра относится к одному из самых заболоченных регионов в мире. Достаточно сказать, что по территории округа протекает более двух тысяч больших и малых рек общей протяженностью 172 тысячи километров, здесь расположено 300 тысяч озер. По причине чрезвычайно низкой несущей способности болотных грунтов, затраты на строительство дороги на болотах сопоставимы с затратами на строительство мостовых сооружений. Каждый проложенный километр автотрассы становится поистине "золотым". Ежегодно дорожники округа осваивают порядка полумиллиарда долларов. При этом строительство каждого километра автодороги в Западной Сибири сегодня обходится в 10-35 миллионов долларов. Например, последний построенный участок объездной трассы в Сургуте обошелся примерно по полмиллиарда рублей за километр.
Сто километров в год
Всерьез за дороги в ХМАО — Югре взялись в 1990-х годах. В 1996 году в автономном округе была разработана "Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно-Сибирском регионе". К магистральным автомобильным дорогам Западно-Сибирского региона (МАД ЗС) были отнесены: Пермь — Серов — Ивдель — Ханты — Мансийск — Нефтеюганск — Сургут — Нижневартовск — Томск; Тюмень — Сургут — Новый Уренгой — Надым — Салехард; Тюмень — Нижняя Тавда — Урай — Нягань — Надым; Советский — Агириш — Няксимволь — Лабытнанги.
Целесообразность их строительства и определяющее влияние этих автомобильных артерий региона на развитие производительных сил Западно-Сибирского и Уральского регионов были подтверждены Государственной Думой РФ.
Только за последние 15 лет в Югре было введено в эксплуатацию (закончено строительством и реконструкцией) свыше полутора тысяч километров автотрасс, еще столько же из ранее существовавших приведено в порядок. Современные автомобильные дороги с крупными мостовыми переходами через реки Обь и Иртыш связали ХМАО — Югру с севера на юг и с запада на восток и обеспечили выход автотранспорта из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов на федеральную транспортную сеть. Но в вопросе воплощения глобальных планов все оказалось не так гладко, как хотелось бы. Конечно, поначалу развитие дорожной сети велось стремительно. Благо, финансов было достаточно. Но впоследствии многое изменилось, в том числе в доходной части региона.
Так, по первоначальным планам разработанной в 2005 году окружной программы "Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Ханты-Мансийского автономного округа — Югры", к концу 2010 года в регионе почти в полтора раза должны была увеличиться протяженность территориальных автомобильных дорог общего пользования (до 2654,09 км), уменьшиться протяженность сети зимних автомобильных дорог на 679,7 км, дополнительно 16 населенных пунктов предполагалось обеспечить постоянным круглогодичным выходом на сеть автомобильных дорог общего пользования. В полной мере осуществить эти планы не удалось. За пять лет своей реализации программа неоднократно корректировалась в финансовой части, то увеличиваясь, то уменьшаясь. По разным причинам. В частности, изначально программа базировалась на усредненных показателях стоимости строительства. Но в Югре, как показала практика, "средние" цифры не работают. Здесь каждая дорога — уникальная, в том числе по себестоимости.
Превышая все нагрузки
Хотя, несмотря на все сложности, ежегодно появляются новые транспортные развязки, мосты, участки полотна, покрытые асфальтом — пока, в отличие от южных собратьев, Ханты-Мансийский автономный округ не отличается разветвленной сетью автодорог. Автономный округ характеризуется низким показателем "густоты" автомобильных дорог общего пользования — в 7,2 раза меньше, чем по России. Кроме того, как и полвека назад, строятся десятки "зимников" к тем поселениям региона, куда в другое время года попасть можно только водным или воздушным транспортом. По официальным данным, 61 процент населенных пунктов ХМАО — Югры не обеспечен постоянной круглогодичной связью по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Общая протяженность зимних дорог составляет порядка 2,7 тыс. километров, в том числе — около 17 километров ледовых переправ.
Часть существующих автотрасс не соответствует нормам по пропускной способности. Отдельные участки автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, особенно вблизи городских округов, характеризуются высокой интенсивностью движения, превышающей технико-эксплуатационные возможности автомобильных дорог, что не позволяет обеспечить выполнение требований к пропускной способности, комфорту и безопасности участников дорожного движения. Так, фактическая интенсивность движения по мосту через реку Обь в районе г. Сургута уже в 2009 году составила 8 798 автомобилей в сутки, превысив в 1,76 раза расчетную интенсивность движения, определенную на 2015 год.
Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности. Кроме того, рост интенсивности движения и сложные природные условия неизбежно ведут к повышенным затратам на ремонт и содержание дорог.
Отметим, что по нормативам ремонт дорог должен осуществляться раз в четыре-шесть лет (в зависимости от категории дороги), капитальное приведение полотна в порядок — раз в 12 лет. В то же время, по состоянию на 1 января 2010 года 44 процента автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения эксплуатируются более восьми лет, из них 11 процентов находятся в эксплуатации более 12 лет. Сейчас сложилась ситуация, когда транспортно-эксплуатационные характеристики значительной части региональных или межмуниципальных дорог не отвечают нормативным требованиям. Протяженность таких дорог, по некоторым данным, составляет около 580 километров. То есть, практически каждый четвертый километр дорожного полотна в Югре (22,4 процента общей протяженности) требует капитального ремонта.
Между тем, практика показывает, что задержка с проведением ремонтных работ на три года ведет к росту дополнительных затрат на капитальный ремонт, сопоставимых с объемами затрат при выполнении их по плану. То есть, фактически, ремонт становится в два раза дороже. А ведь кроме ремонта существующей транспортной сети, требуется строительство новых объездных дорог в обход городов, транспортных развязок и пересечений автомобильных дорог в разных уровнях.
Формируя единое пространство
В настоящий момент наличие развитой и благоустроенной сети дорог рассматривается как необходимое и обязательное условие социально-экономического развития округа, формирования единого регионального рынка. По мнению властей, экономический рост Югры сдерживается отсутствием транспортной доступности для хозяйственного освоения новых территорий и возможности обеспечения необходимой подвижности населения и мобильности трудовых ресурсов, формирующих развитый региональный рынок.
Хотя за последние десять лет проложено около полутора тысяч километров автомобильных дорог, этого явно недостаточно. Неблагоприятная ситуация с дорожным строительством остается пока в Белоярском и Березовском районах.
2 декабря 2010 года в ХМАО — Югре была утверждена целевая программа "Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2011 — 2013 годы". На подпрограмму "Автомобильные дороги" придется основной объем всего финансирования — около 26,5 млрд. рублей. Программой предусмотрено увеличение протяженности сети автомобильных дорог на 234,6 километра.
В текущем году в Югре возобновилось строительство самой короткой трассы из Ханты-Мансийского автономного округа до Тюмени. Напомним, трассу Тюмень — Нижняя Тавда — Мортка — Междуреченск начали прокладывать еще в 2005 году, но из-за финансовых проблем работы на время приостановили. Сейчас на завершение строительства из окружного бюджета поступило два миллиарда рублей. В настоящий момент строители работают в районе поселка Мортка (Кондинский район). В феврале они вырубили полосу леса от Мортки до Тынкуля и приступили к отсыпке дорожного полотна.
Ежедневно строители отсыпают по 400 метров. Один километр такой дороги обходится в 80 с лишним миллионов рублей. А вся длина трассы Междуреченский — Тюмень составит около 350 километров. Пропускная способность будущей магистрали — до пяти тысяч машин в сутки. О том, что эта автодорога является жизненно важной магистралью, власти Югры, Тюменской области, Кондинского района и хозяйственники говорят уже давно. Но лишь с принятием программы "Сотрудничество" появилась возможность перейти от слов к делу. Дорога пройдет по территории Тюменского, Нижнетавдинского, Тобольского и Кондинского районов. Эта трасса третьей категории, то есть будет по одной полосе в каждом направлении, с обустроенными обочинами. Полностью работы на югорском участке дороги строители планируют завершить к концу 2013 года.
В ближайшие три года более десяти млрд. рублей будет направлено на магистральную автомобильную дорогу Тюмень — Урай — Советский — Нягань — Белоярский — Надым. В частности, предполагается строительство дорог пгт. Коммунистический — п. Унъюган, Нягань — п. Унъюган, п. Зеленоборск — п. Самза , а также обустройство трассы Югорск — Советский — Верхний Казым (до границы Ямало-Ненецкого автономного округа) на участке Андра — Верхний Казым — Надым.
В то же время продолжится обустройство транспортной сети региона вне магистральных путей. Так, в Сургутском районе планируется строительство дороги Ефремовское месторождение — причал на р.Б. Юган с подходами к мосту через реку Б. Юган. В Ханты-Мансийском районе предполагается возведение дороги д. Белогорье — п. Луговской — с. Троица — автомобильная дорога г. Ханты-Мансийск — пгт. Талинка.
В Нижневартовском районе возобновится строительство моста протяженностью порядка четырех километров через реку Вах. Трехстороннее соглашение между Югрой, Томской областью и Министерством транспорта РФ о строительстве капитального мостового перехода было подписано еще в январе 2007 года. Согласно документу, Югра должна оплачивать порядка 50-ти процентов совокупного объема расходов на строительство этого мостового перехода, остальная же часть денежных средств должна поровну распределяться между правительством Томской области и Федеральным агентством автомобильных дорог.
Правительство Томской области не смогло выполнить своих обязательств по подписанному трехстороннему соглашению (хотя Ханты-Мансийский автономный округ и Федеральный автодорожный фонд выделяли денежные средства), и сооружение моста было приостановлено. Строители успели освоить два млрд. рублей, всего же необходимо около девяти млрд. рублей. Как пообещал в начале 2011 года заместитель губернатора Томской области Сергей Точилин, "сколько средств вложит Томская область, станет известно в этом году".
В Кондинском районе до 2013 года дорожники возведут полотно на участке Урай — пос. Половинка, а также выполнят подъезды к д. Ушья от автомобильной дороги г. Урай — с. Шаим и к п.Дальний от автомобильной дороги ст. Устье-Аха — г. Урай. Белоярский район ожидает реконструкция подъездной автомобильной дороги к городу Белоярский на автомобильной дороге п. Андра — п. Верхний Казым — граница ХМАО — Югры. Таким образом девять населенных пунктов Белоярского и Кондинского районов получат выход на дороги общего пользования, в том числе и город Белоярский. Сооружение автодорог позволит решить экономические задачи, повысить качество жизни населения, сделать более доступными медицинскую помощь, образовательные услуги и культурные объекты.
Для решения задачи формирования дорожной сети как единого транспортного пространства, предполагается строительство участков дорог в обход городов. В частности, запланирована реконструкция дороги "Северный обход" г. Сургута, возведение объездной автомобильной дороги г. Сургута (включая "восточную объездную" и дорогу 1"З").
Таким образом, до конца 2013 года на строительство и реконструкцию автомобильных дорог ХМАО — Югры планируется потратить 18,835 млрд. рублей. Еще 6,955 млрд. будут направлены на содержание и ремонт существующих автотранспортных артерий. Все эти траты предполагают, что через три года протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, в том числе с капитальным типом покрытия, увеличится на 9,2 процента. Одновременно с этим плотность сети автодорог вырастет на девять процентов, а число автотрасс, работающих в режиме перегрузки, сократится на 8,6 процента.
За всеми этим цифрами стоит одно: в результате реализации мер по развитию транспортной инфраструктуры региона передвигаться по югорским дорогам будет комфортнее, быстрее и безопаснее. И пока есть все шансы, что глобальные планы развития дорожной отрасли региона воплотятся в реальность, а не затеряются в "пыльных ящиках".
Источник:
Новости по темам: |
Проблемы дорожного строительства
-> Заявления властей
Финансирование дорожного строительства -> Сибирский ФО |
Новости по этой теме: