Поиск по сайту производится «Яндексом» искать
 по сайту
Контактная информация:
e-mail: marketing@asphalt.ru
Главная страницаОглавлениеИнтервью
 

Интервью с главой «Укравтодор» Евгением Прусенко

Количество просмотров: 970

Глава агентства «Укравтодор» Евгений ПрусенкоЕвгений Прусенко возглавил государственное агентство автодорог «Укравтодор» в апреле 2013 года. Прежний руководитель, Владимир Демишкан, покинул кресло в ноябре 2012 года, уйдя в парламент. Когда Прусенко звонят по «сотке» – правительственной спецсвязи, ему приходится отвечать, что он не Владимир Федорович, и не знает, как с ним связаться.

Демишкан – партнер Виктора Януковича в охоте и рыбалке. Он вместе с другими соратниками президента был учредителем рыболовно-охотничьего общества «Кедр»,которое получило в пользование земли в районе села Сухолучье Киевской области. В 2003, 2006 и 2010 годах, когда Виктор Янукович становился премьером или президентом, Владимир Демишкан руководил украинскими дорогами. Его супруге Ирине принадлежат две дорожно-строительные компании: «Дор-Строй» и «Юникобуд», которые не раз выигрывали тендеры «Укравтодора».

При Прусенко в «Укравтодоре» станет меньше кадров, меньше полномочий и денег. После ухода Демишкана правительство затеяло масштабную реформу агентства. Ее суть сводится к урезанию функций, а значит – и финансовых ресурсов. В 2014 году «Укравтодор» будет отвечать только за треть украинских дорог, передав остальные облгосадминистрациям.

«Обещаю говорить правду и только правду, – сказал Прусенко в начале встречи, и, подумав, добавил: – Если конечно, смогу».

500 миллиардов, 10 лет

Сколько нужно, чтобы привести в надлежащий вид все украинские дороги?

90% дорог нуждаются в капитальном ремонте. Это около 150 000 километров. Если взять очень усредненную цену ремонта километра в 3,5-4 млн гривен, то всего нам нужно более 500 млрд гривен. При этом строительство одного километра дороги первой категории [такой как Киев – Житомир. – Forbes] стоит в среднем 45 млн гривен, а капремонт – около 20 млн.

Кроме того, нужно время. Если начинать с самого января, украинские предприятия смогут за год выполнить работ на 40-50 млрд гривен. То есть денег как таковых недостаточно, нужен еще десяток лет напряженной работы.

 

– Cоздается впечатление, что дороги у нас строят так, чтобы каждый год кто-то их ремонтировал – за бюджетные деньги…

У любой дороги есть межремонтный срок службы. В зависимости от интенсивности движения текущий средний ремонт необходимо проводить каждые 4-5 лет, капитальный – каждые 12-15 лет. Кроме того, по всем построенным и отремонтированным дорогам есть гарантия подрядчика на три года. Если появляются дефекты по вине подрядчика – он устранит, никуда не денется.

В этом году мы начнем пилотный проект по дороге Киев – Чоп во Львовской области. Суть в том, чтобы платить за состояние дороги, а не за объем отремонтированных разрушений. Этот проект мы готовили три года, финансировать его будет Европейский банк реконструкции и развития.

 По сути, выходит абонплата подрядчику за содержание дороги?

Да. Он получает деньги, когда дорога в хорошем состоянии. Если нет – применяются штрафные санкции, и он получает меньше. По такому принципу дороги эксплуатируют во многих европейских странах, например, в Прибалтике. За 5-7 лет можно будет прийти к тому, что все государственные дороги будут эксплуатироваться по такому принципу.

Деньги на дороги

 Где будут привлечены 5 млрд гривен под госгарантии, о которых в начале июля говорил Владимир Козак?

Планируем разместить облигации. Условия будет утверждать Кабмин.

 Сколько денег будет потрачено на дороги в 2013 году?

Фото Анна Наконечная для Forbes Украина

Всего около 20 млрд гривен. На содержание сети дорог предусмотрено выделить 5,14 млрд гривен из бюджета, еще 8,4 млрд гривен пойдут на погашение обязательств.  Другие источники – кредиты Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка и Мирового банка. Это 3,15 млрд гривен. Кроме того, с декабря 2012-го по февраль 2013 года мы привлекли 7,27 млрд гривен от размещения облигаций.

 Как будут потрачены деньги?

3,25 млрд – на эксплуатационное содержание и текущие ремонты. Причем это только примерно 60% необходимого объема – согласно методике, утвержденной Кабмином, на эти нужды в нынешнем году требуется 5,5 млрд гривен. Остальные деньги пойдут на строительство, реконструкцию, капитальный, текущий и средний ремонты. Перечень проектов должен утвердить Кабмин.

 Сколько потрачено в 2012 году?

Общий объем финансирования – около 8 млрд гривен. Правда, мы еще должны заплатить за прошлогодние работы 3 млрд гривен – долги будут погашены из финансовых ресурсов этого года.

 Бывший вице-премьер Борис Колесников говорил, что средства, потраченные на подготовку к Евро-2012, помогут улучшить инфраструктуру, и в частности – украинские дороги. Где они?

 

Все на месте. Могу перечислить. Дорога Киев – Житомир – с ней все хорошо. Хорошие дороги от Киева до Львова, от Львова до Стрыя. Львов – Краковец,  Львов – Рава-Русская – нормальные дороги. Киев – Ковель – Ягодин: 250 километров было отремонтировано, они в нормальном состоянии. Окружная Харькова в нормальном состоянии. Трасса Киев – Харьков – Довжанский: от Борисполя до границы Киевской области работы закончены. Там тоже все хорошо.

Все, что построено к Евро-2012, осталось. Но отремонтированных дорог мало. Всего за последние три года отремонтировано 4500 километров из 170 000 – 2,5% общей сети.

 

Реформы и порядок

 В феврале министр инфраструктуры Владимир Козак сообщил, что до конца года функции «Укравтодора» будут разделены между другими государственными органами. В чем суть реформы?

Сейчас у нас всеми дорогами управляет «Укравтодор». За рубежом не так: в Европе, России, Белоруссии дорогами государственного значения управляют из центра, а уже региональными дорогами занимаются местные власти. Так будет и у нас.

 Что это даст?

Это позволит местным властям принимать решения по ремонту и содержанию дорог, и эффективно распределять, в общем-то, ограниченные ресурсы. В облгосадминистрациях (ОГА) лучше понимают потребности того или иного района. Не принимать же из Киева решения по каждому селу.

 Что будет с ПАО ГАК «Автомобильные дороги Украины», корпоративными правами которой управляет «Укравтодор»?

Наиболее реальный вариант – разделить ГАК на 26 компаний [сейчас их статус – дочерние предприятия. – Forbes]. Материнская компания будет заниматься дорогами государственного значения, и ею будет управлять «Укравтодор». Каждая ОГА получит аналогичную компанию, в которой будут объединены профильные производственные предприятия области.

 То есть у «Укравтодора» отберут и функции, и деньги?

Да, те деньги, которые сейчас идут на местные дороги через «Укравтодор», будут в распоряжении ОГА.

 

 И вы нормально относитесь к этой идее?

У нас работы хватит. Нужно следить за 52 000 километров государственных дорог.

30 копеек за километр

– Есть ли у правительства планы строить платные магистрали?

Это возможно. Есть закон о концессии на строительство и эксплуатацию дорог и закон о государственно-частном партнерстве. 60% магистралей в мире построены по такому принципу. В следующем году мы собираемся провести инвестиционный конкурс. У нас шесть таких проектов.

У нас предусмотрены разные финансовые модели концессии. Как прямая плата за проезд пользователями, так и плата за эксплуатационную готовность, когда государство рассчитывается по графику в течение 20-30 лет концессии. У нас она может быть до 49 лет.

Проекты строительства платных автодорог

Проекты

Прогнозируемый объем финансирования, млрд гривен

Большая кольцевая дорога вокруг Киева

55

Ровно – Броды – Львов – Краковец

13

КП «Щербаковка» – Харьков – Новомосковск – Перещепино

4

Дорога из Киева на Крым на участке: Ульяновка – Николаев – Херсон – Красноперекопск – Симферополь

24

Дорога из Москвы на Крым на участке: Днепропетровск – Симферополь

21

Дорога Одесса – Рени на первом участке Одесса – Монаша

16

Источник: «Укравтодор»

– Вы считаете, что в Украине люди готовы платить за проезд по дороге?

Мы провели опрос на направлении Киев – Крым. 68% респондентов сказали, что готовы платить при условии хорошего качества.

 Сколько может стоить проезд?

Формулу расчета Кабмин утвердил еще в 2007 году. Стоимость проезда – около 30 копеек за километр с легкового автомобиля и одной гривны с грузового. Например, от Ульяновки до Симферополя около 400 километров, плата за проезд по такой трассе – 120 гривен, около $15. Для выхода платной дороги в плюс необходимо, чтобы по ней проезжало не менее 10 000 автомобилей в сутки.

 

– Украинские компании проявляют интерес к концессии?

Только международные. В Украине нет корпораций, готовых вкладывать такие деньги.

Одного моста достаточно

 В феврале 2013 года Госфининспекция уличила в нарушениях несколько дорожно-строительных предприятий. «Укравтодор» все равно отдает им подряды?

Эти предприятия продолжают работать в рамках законодательства – в законе о госзакупках есть перечень условий, которым нужно соответствовать, чтобы принимать участие в торгах. Проверки касались внутрихозяйственной деятельности подрядчиков. Из 212 млн гривен, по которым были претензии, до судов дошли нарушения на 36 млн. По остальным претензиям либо фининспекция согласилась с возражениями компаний, либо суды сочли, что нарушений не было. К тому же из общей суммы нарушений подрядчики возместили 16 млн.

 Вы не видите в этом политического заказа?

Проверялся период, в котором потрачено более 16 млрд гривен. Найдено нарушений на 212 млн, возмещено 16 млн, или 0,1% от общего объема. Нарушения есть везде. Никакого политического заказа не вижу.

 В 2011 году правительство забрало у местных властей подряд на строительство мостов в Запорожье, передав его «Укравтодору». Почему?

 

Наверное, правительство не устраивали темпы выполнения работ. В конце 2011 года «Укравтодор» принял на баланс этот объект как незавершенное строительство. Сейчас стоит задача: завершить строительство первой очереди до конца 2014 года. В этом году на объект предусмотрено выделить 800 млн гривен. Если удастся разместить облигации на 5 млрд гривен, общая сумма финансирования увеличится до миллиарда.

 Проект постройки моста через Днепр разрабатывался и в Черкассах. Когда он будет реализован?

Там другая ситуация. Действующий мост требует ремонта. Предполагалось построить рядом с ним еще один, чтобы обеспечить движение, пока первый будет на реконструкции. Думаю, в ближайшие два года строительство черкасского моста не начнется.

Предложение министра

 Владимир Демишкан в ноябре 2012 года ушел с поста председателя «Укравтодора» в Верховную раду. Вас же назначили на должность лишь в апреле этого года. Почему?

Это не ко мне вопрос.

 Кто предложил вам возглавить «Укравтодор»?

Представление написал министр инфраструктуры Владимир Козак.

 А кто вас ему рекомендовал?

Сложно сказать, кто рекомендовал, но предложил министр. Я в отрасли всю жизнь. В «Укравтодоре» – с перерывами 10 лет.

 Вы вместе с сыном Владимира Демишкана Николаем были учредителем ООО «Институт проектирования дорожного строительства». Какие отношения связывают вас с бывшим главой «Укравтодора»?

В 2008-2009 годах я был соучредителем не только этого предприятия. Тогда я не работал госслужащим. Из состава учредителей вышел в 2010 году, как только перешел на госслужбу.
Я с Владимиром Федоровичем работал в «Укравтодоре» с 2001 года. Отношусь к нему с уважением. Сегодня он председатель подкомитета по автомобильным дорогам в Верховной раде. У нас разные направления деятельности. Он занимается больше законодательной работой. Общаться практически некогда.

 В 2010 году, когда Демишкан пришел в «Укравтодор», он сменил всех прежних замов. Вашим замом, например, работает Владимир Галушко, который был помощником Демишкана в Верховной раде и заместителем в «Укравтодоре»…

Процесс кадровых изменений не закончен. И потом, в 2010 году, когда пришел Владимир Федорович, здесь было восемь замов. Сейчас их, в соответствии с указом президента, всего два.

–   Вам хватает?

Нет, не хватает. Ну и что? Работать надо больше.

–   Ваш первый заместитель Михаил Зварыч в 2008 году ушел с этой же должности в связи с выходом на пенсию. Сейчас ему 64 года. Ему не тяжело справляться с должностью первого зама?

Михаил Петрович имеет громадный опыт управления дорогами, притом – успешного управления в одной из самых серьезных областей, Донецкой. Что касается возраста, по закону, он может работать – это главное.

–   Вы знаете об его отношениях с главой государства? Говорят, он хороший друг президента.

Я об этом не знаю. Он никогда об этом не говорит.

Источник:

http://forbes.ua/nation/1355261-glava-ukravtodora-na-remont-dorog-nuzhno-500-milliardov-griven

Оставить комментарий 
Вернуться назад 
 Вход пользователей

 Объявления

© 2008-2010 Асфальт.ру
Редакция cайта:
Реклама:
Реклама   |   О нас

Все о дорожном строительстве:
асфальт, щебень, песок, битум
минеральный порошок, асфальтировка