Инновации большой дороги
27.10.2025
Дорога перестает ассоциироваться исключительно с проезжей частью, а становится настоящей экосистемой. Придорожная инфраструктура в союзе с цифровыми решениями и искусственным интеллектом уже анализирует транспортные потоки, вырабатывает подходы для повышения пропускной способности, подсказывает водителям метеорологические условия и кратчайшие пути к месту назначения, рекомендует среднюю скорость для наименьшего расхода топлива. Все это позволяет не только повысить безопасность каждого участника дорожного движения в городах, но и развивать беспилотные транспортные коридоры на больших магистралях.
Напомним: фуры без водителей начали курсировать между двумя столицами полтора года назад по трассе М-11 «Нева». Весной 2025 года маршруты расширились, включив в себя ЦКАД и часть М-12 «Восток». Ожидается, что успешный опыт ГК «Автодор» по созданию умной начинки для транспортных объектов ляжет в основу стандарта цифровизации дорожной инфраструктуры и постепенно начнет находить применение в различных регионах страны. Первые на очереди — те, где ведет работу госкомпания.
Министр транспорта России Андрей Никитин
подчеркивает, что в числе задач ближайшего будущего — обеспечение
коммерчески эффективной перевозки грузов беспилотным транспортом.
Ожидается, что в 2026 году проект выйдет из разряда пилотных и начнет
полноценную работу на участке от столицы Татарстана до Санкт-Петербурга.
«Безусловно, у этого проекта есть очень серьезная подоснова. Это и камеры, которых более 800, и детекторы транспорта, и электронные знаки, и табло, и цифровой двойник, и технологии искусственного интеллекта, которые позволяют значительно сократить время реагирования дорожных служб, обеспечить снижение количества ДТП и смертности, а также сопровождение беспилотных систем», — указывает министр. По официальным данным, сервисы дали возможность снизить количество ДТП до 20%, сократив факты серьезных последствий до 50%. Преимущества предоставила система «Свободный поток», уменьшив время в пути до 15%, а вместе с отсутствием необходимости менять скоростной режим это выразилось в сокращении количества выбросов на 35%.
Сегодня технологии продолжают совершенствоваться. В частности, разработан транспондер, с помощью которого можно оплачивать услуги парковки, МФЗ, заправку или зарядку, не выходя из транспортного средства. Более того, за счет связи с придорожной инфраструктурой устройство отображает информацию о дорожной обстановке на бортовом экране авто и оповещает голосовыми подсказками об аварии, плохой видимости, дорожных работах и многом другом. Расширяется функционал и привычных фоторадаров: помимо фиксации нарушений, они управляют дорожным движением, организуют работу умных светофоров, ведут видеонаблюдение и собирают статистику, распознают номера, автоматически измеряют скорость, классифицируют типы и определяют марки машин, а интегрируясь с различными сервисами, могут проверять и осуществлять поиск транспортных средств по базам данных.
Старший партнер концерна «Телематика» Марсель Нигметзянов
отмечает, что в числе главных трендов будущего развития —
масштабирование применения ИИ, рост автономных перевозок, переход к
государственно-частным партнерствам и акцент на кибербезопасность как
«неотъемлемую часть устойчивости транспортной инфраструктуры».
Генеральный директор Фонда НТИ Вадим Медведев оценивает внедрение новых технологий в жизнь современного дорожного хозяйства достаточно успешным. «Экономика
технологических решений имеет критическое значение. Дорога сама по себе
является сегодня набором технологий и частью большого проекта, который
мы называем “Бесшовное небо”. Умная машина – часть этого проекта, умная
дорога — часть этого проекта, умный дрон — часть этого проекта, умное
управление движением — часть этого проекта, умный и доступный космос —
часть этого проекта, потому что все это живет сегодня как совокупность
технологий, и одно без другого не является по-настоящему эффективным»,
— говорит эксперт, добавляя, что сейчас Фонд НТИ проводит конкурс по
проведению научно-исследовательской работы для анализа вариантов
реализации спутниковой компоненты для системы контроля управления
высокомобильными беспилотными и роботизированными объектами, а также
передачи целевой информации. Ожидается, что с помощью космической связи
будет улучшено, в том числе, загоризонтное управление любыми
беспилотными системами — хоть на дороге, хоть в воздухе.
Впрочем, для успеха задуманного еще требуется работа по четырем направлениям. Во-первых, необходимо обеспечить надежную и высокоскоростную связь на каждом участке автомобильных дорог. При движении фуры без водителя в колонне крайне важна мгновенная реакция на аварийную ситуацию, поэтому связь с задержкой даже на доли секунды может стать критическим препятствием для внедрения технологии. Во-вторых, важно распределение вычислительных мощностей приближения к транспортным средствам — адаптация светофоров должна происходить достаточно быстро с учетом ситуации на дороге. Кроме того, для эффективности маршрутов нужно не просто реагировать и прогнозировать заторы и аварии, но и оперативно их предотвращать. Для этого требуется объединить все данные с камер и радаров, сенсоров при автономном вождении в одно информационное поле. Наконец необходимы решения для интеграции связи и радиолокации, чтобы одновременно передавать данные и сканировать окружающую среду, то есть видеть, где едет машина и что с ней происходит практически в режиме реального времени.
Отметим, что часть поставленных вопросов могут быть сняты за счет расширения взаимодействия со спутниковой системой «ЭРА-ГЛОНАСС» для предиктивного выявления инцидентов на дороге.
Важно
и то, что массивы цифровой информации в стратегической отрасли
транспортировки грузов будут обеспечены защитой на квантовом уровне.
Отметим, что инновационная разработка начинает пилотирование именно в
дорожной инфраструктуре. «Первый сегмент магистральной квантовой
сети уже создан между Санкт-Петербургом и Москвой, о чем доложено
президенту. Сейчас идет развитие в восточном направлении. Сеть дошла до
Казани и в следующем году будет проложена до Екатеринбурга. Важно, что к
ним уже можно подключаться», — рассказывает советник генерального директора по науке ООО «СМАРТС-Кванттелеком» Владимир Егоров.
Сама идея квантовой связи основана на новой инфраструктуре симметричного шифрования, безопасность которой базируется на принципах квантовой физики, когда информация передается с помощью одиночных фотонов. Их нельзя отвести или скопировать, чтобы подслушать, а также повторно измерить, чтобы заказчик и нарушитель получили одинаковую версию. Другими словами, технология обеспечивает кибербезопасность на новом уровне. На автомобильной дороге можно защищать данные между соседними узлами связи, разными трассами или центрами управления и мониторинга. Также в России есть наработки по атмосферной квантовой связи (когда речь идет о взаимодействии автомобиля и инфраструктуры) и спутниковой — для масштабов страны.
Одновременно с этим на границе России постепенно будут появляться пункты пропуска нового образца. Именно здесь специалисты станут осуществлять досмотр грузовиков за десять минут, установленные президентом. Для сравнения: сейчас фура проходит необходимые процедуры в среднем за 38 минут.
Тесты
интеллектуальной системы пропуска уже начались. На границе с
Азербайджаном специалистам удалось выйти на показатель среднего времени
контрольных процедур в восемь минут, оставив две минуты на передвижение
транспортного средства по территории пункта пропуска. Также новую
систему изучают в Амурской области на новом АПП Кани-Курган. Первая
очередь этого объекта, расположенного в непосредственной близости от
Китая, уже введена в эксплуатацию, а на полную мощность он начнет
работать в следующем, 2026 году. По словам заместителя председателя правительства Амурской области Павла Пузанова,
типовые и понятные грузы гелиевой продукции на экспорт также проходят
необходимые процедуры за восемь минут при условии заранее оформленного
груза в электронной системе. «Но есть проблема на въезд. Порожний
транспорт на полтора часа зависает на нашем пункте пропуска. Мы
связываем это с тем, что не до конца расшита инфраструктура. Но каждая
минута простоя — это недоимка в бюджет», — говорит чиновник.
Отметим, что интеллектуальный пункт пропуска представляет собой комплекс технических и информационных систем, позволяющих осуществлять автоматический сбор, хранение и анализ информации о лицах, транспортных средствах и грузах в целях сокращения времени контроля, повышения безопасности и обеспечения принятия решений со стороны контролирующих органов управления движением через государственную границу. Такой АПП оснащенпортальными инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК), весогабаритными комплексами, системами автодосмотра, видеоаналитики, электронной очереди, сбора биометрии, обеспечивающими возможность работы с навигационными пломбами, а также электронными перевозочными документами и разрешительной документацией для учета движения товаров.
Первый заместитель министра транспорта Валентин Иванов
подчеркивает, что досмотры в таком формате будут проходить не все
транспортные средства, а только те, что признаны безрисковыми
(соответствующие договоренности с контролирующими органами уже
достигнуты). Так, грузовик будет делать всего одну остановку для
взаимодействия с семью надзорными госструктурами. При этом вся
документация должна будет поступать заранее в электронном виде через
«единое окно» национальной цифровой транспортно-логистической платформы
«ГосЛог». В бумажном виде потребуется только паспорт водителя.
Отметим, что на Дальнем Востоке планируется обеспечить необходимой инфраструктурой еще пять пунктов пропуска в 2026 году и еще десять пунктов пропуска — до 2030 года. В частности, потребуются комплексная реконструкция и строительство семи объектов, а восемь будут обустроены и дооснащены. В целом по стране системами интеллектуального пункта пропуска будут оснащены 55 автомобильных пунктов.
| Новости по темам: |
Проблемы дорожного строительства
-> Комментарии экспертов
Финансирование дорожного строительства -> Россия |
Новости по этой теме:
