Поиск по сайту производится «Яндексом» искать
 по сайту
Контактная информация:
e-mail: marketing@asphalt.ru
Главная страницаНовости
 

«Бум» самоучек. Где взять профессионалов для дорожной отрасли


Количество просмотров: 220

08.12.2023

Проблема кадрового голода в дорожной отрасли в последнее время обсуждается, кажется, на всех, более или менее значимых дорожных форумах. Исключением не стал и прошедший не так давно в Санкт-Петербурге форум «Мир Мостов-2023», в рамках которого генеральный директор Северо-Западной Академии инженерных технологий Александра КУРЗАНОВА обрисовала проблему и предложила пути ее решения.

 

Самоучки учатся у самоучек

- Самая острая проблема отрасли сегодня – это нехватка квалифицированных рабочих кадров, - заявила Александра Курзанова.

Речь идет не только о дефиците операторов АБЗ и дорожно-строительных машин, дорожных рабочих, мастеров и прорабов, но даже работников лабораторий, которые часто вынуждены получать профессиональные навыки непосредственно на рабочем месте. Предприятиям ничего не остается, как принимать на работу людей без соответствующей подготовки и учить их прямо в процессе выполнения работ.

Таким образом, в ряде базовых профессий мы наблюдаем «бум самоучек», получивших первичные навыки от таких же самоучек, - продолжает Александра Курзанова.  И это в ситуации, когда необходимо эффективно внедрять в дорожное строительство актуальные технологии и материалы, когда не только руководящий и инженерный состав предприятия, но и каждый рядовой работник должен четко понимать все особенности и сложности дорожного технологического процесса.

Обостряет проблему широко распространившаяся практика покупки «корочек». Те, кто желает трудоустроиться в отрасль, зачастую формально «закрывают» вопрос, приобретая документ о присвоении профессии в одном из многочисленных образовательных учреждений за 5000 рублей. Такие «корочки» покупают как сами работники, поскольку этого требуют в отделе кадров при оформлении, так и работодатели - для тех, кто уже трудоустроен. 

Машинисты автогрейдеров не знают технологии производства работ, а на КДМ-ках ездят водители самосвалов 

Даже когда человек, действительно, приходит в колледж обучаться по одной из дорожных специальностей, полученных знаний впоследствии может оказаться недостаточно, - считает Александра Курзанова. Возьмем базовую рабочую профессию: дорожный рабочий. Если мы заглянем в профессиональный стандарт по этой профессии, то увидим, что такой специалист должен уметь выполнять работы по устройству и ремонту искусственных сооружений, тротуаров, оснований под асфальтобетонные и цементобетонные покрытия. Иметь представление о том, как восстанавливаются дорожные одежды. А на следующем уровне квалификации – обладать всем комплексом навыков по строительству и эксплуатации дорожных одежд и искусственных сооружений. В реале, такие полностью подготовленные специалисты приходят в дорожное строительство очень редко.

Еще один пример – машинисты.
В ходе обучения по части эксплуатации дорожно-строительной техники им дают какие-то часы на освоение навыков по управлению автогрейдером или катком. При этом технологии производства дорожных работ практически никто не обучает. А значит, приступив к работе на объекте, машинист сможет только управлять техникой, не имея никакого представления о том, что и как обеспечивает качество выполняемых работ. Он будет полагаться на коллег на объекте, делать только то, что ему скажут, не осознавая последствия и цену своих ошибок.

Еще одной сложной темой является подготовка специалистов для зимнего содержания дорог. Квалифицированных операторов КДМ (комбинированная дорожная машина) с каждым годом становится найти все сложнее. В основном, на КДМ-ках работают водители самосвалов, не знающие ни технологии зимнего содержания дорог, ни особенностей эксплуатации навесного оборудования. В результате, повышенный износ оборудования, нерациональное использование противогололедных материалов, снижение качества работ и безопасности на дорогах. 

Без собственного учебного полигона полезных навыков не закрепить

Ненамного лучше ситуация с обучением техников-лаборантов. В этой профессии также много самоучек, обучающихся в лаборатории предприятия с нуля. Образовательных центров, которые бы обладали собственным лабораторным оборудованием и квалифицированными преподавателями-практиками, у нас в стране очень мало.

К примеру, в Санкт-Петербурге был Павловский дорожно-инженерный учебный центр с лабораторией, который как раз занимался обучением лаборантов, но он закрылся. А если у центра нет своей лабораторной базы, максимум, что он может сделать, это организовать выездной практикум, на котором обучающиеся познакомятся с оборудованием и операциями, которые на нем выполняются.

 

- Но навык это у человека не сформирует, пока он собственными руками не начнет выполнять операции и допускать ошибки, на которых будет учиться, - убеждена Александра Курзанова. - А для этого необходимо иметь собственную лабораторную базу, предназначенную именно для отработки навыков на практике.

Как и в случае с техниками-лаборантами, полноценная практика необходима и при подготовке дорожных рабочих. Но практико-ориентированных образовательных программ крайне мало. Так происходит, в том числе, и потому, что организация результативной практики для образовательной организации является очень серьезной статьей затрат. Нужно либо иметь свой учебный полигон, либо договариваться о практике на объекте с производителем работ.

Снабдить такую площадку современным оборудованием, найти мастеров производственного обучения, которые обучат технологии производства работ – порой непосильная задача для образовательного учреждения.

К примеру, в случае, когда необходимо научить укладывать асфальтобетон, в идеале, необходимо организовать данный процесс. Таким образом, хорошая программа обучения не может быть дешевой, и без подключения партнеров-производителей дорожно-строительной техники, опытных подрядных организаций реализовать такую программу вряд ли получится. 

Как справиться с кадровым дефицитом. Три источника и три составных части

Решению проблемы кадрового голода может помочь заинтересованность в систематическом повышении уровня квалификации кадров, задействованных в процессе выполнения технологических процессов, - убеждена Александра Курзанова. 

Также представителям отрасли необходимо тщательно выбирать программы профессионального обучения и повышения квалификации, проверяя наличие трех важных составляющих качественной программы:

- включает ли она вопросы применения актуальных технологий и материалов;

- учитывает ли отраслевую проблематику на основании опыта экспертов-практиков;

- предполагает ли проведение реальной практики на объекте с применением современного оборудования.

Кстати, эти три составляющих являются принципиальными в Северо-Западной Академии инженерных технологий. Школа дорожного мастерства при Академии, которая работает в Санкт-Петербурге, специализируется как раз на практико-ориентированных программах, сотрудничает с производителями работ и оборудования для обеспечения качественной практики на объекте. Здесь считают очень важным готовить специалистов, которые полностью готовы к вызовам реального дорожного строительства и дорожных работ.

Итак, учиться надо! И надо учить своих специалистов. И такие учебные заведения есть. Безусловно, понятно и то, что вопрос отсутствия возможности финансировать обучение для некоторых компаний крайне актуален.

- Но тут не нужно забывать, что в нашей стране, в помощь таким компаниям, действует достаточно много проектов с федеральным финансированием обучения, - напоминает Александра Курзанова. - Такие программы реализуются не только в рамках Национального проекта БКД ("Безопасные качественные дороги"), но и в рамках других проектов.

В решении данной проблемы может помочь и включение рабочих профессий отрасли в программу профессиональных Чемпионатов, которые проводятся в рамках Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству среди молодых представителей отрасли. Они также мотивируют овладевать профессией в полном объеме.

Подготовил Станислав ДОНИН



  Добавить комментарий 

Новости по темам: Финансирование дорожного строительства


Новости по этой теме:

 Вход пользователей

 Объявления
Архив новостей
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

© 2008-2010 Асфальт.ру
Редакция cайта:
Реклама:
Реклама   |   О нас

Все о дорожном строительстве:
асфальт, щебень, песок, битум
минеральный порошок, асфальтировка