«Бум» самоучек. Где взять профессионалов для дорожной отрасли
08.12.2023
Самоучки учатся у самоучек
- Самая острая проблема отрасли сегодня – это нехватка квалифицированных рабочих кадров, - заявила Александра Курзанова.
Речь идет не только о дефиците операторов АБЗ и дорожно-строительных машин, дорожных рабочих, мастеров и прорабов, но даже работников лабораторий, которые часто вынуждены получать профессиональные навыки непосредственно на рабочем месте. Предприятиям ничего не остается, как принимать на работу людей без соответствующей подготовки и учить их прямо в процессе выполнения работ.
Таким образом, в ряде базовых профессий мы наблюдаем «бум самоучек», получивших первичные навыки от таких же самоучек, - продолжает Александра Курзанова. И это в ситуации, когда необходимо эффективно внедрять в дорожное строительство актуальные технологии и материалы, когда не только руководящий и инженерный состав предприятия, но и каждый рядовой работник должен четко понимать все особенности и сложности дорожного технологического процесса.
Обостряет проблему широко распространившаяся практика покупки «корочек». Те, кто желает трудоустроиться в отрасль, зачастую формально «закрывают» вопрос, приобретая документ о присвоении профессии в одном из многочисленных образовательных учреждений за 5000 рублей. Такие «корочки» покупают как сами работники, поскольку этого требуют в отделе кадров при оформлении, так и работодатели - для тех, кто уже трудоустроен.
Машинисты автогрейдеров не знают технологии производства работ, а на КДМ-ках ездят водители самосвалов
Даже когда человек, действительно, приходит в колледж обучаться по одной из дорожных специальностей, полученных знаний впоследствии может оказаться недостаточно, - считает Александра Курзанова. Возьмем базовую рабочую профессию: дорожный рабочий. Если мы заглянем в профессиональный стандарт по этой профессии, то увидим, что такой специалист должен уметь выполнять работы по устройству и ремонту искусственных сооружений, тротуаров, оснований под асфальтобетонные и цементобетонные покрытия. Иметь представление о том, как восстанавливаются дорожные одежды. А на следующем уровне квалификации – обладать всем комплексом навыков по строительству и эксплуатации дорожных одежд и искусственных сооружений. В реале, такие полностью подготовленные специалисты приходят в дорожное строительство очень редко.
Еще один пример – машинисты.
В
ходе обучения по части эксплуатации дорожно-строительной техники им
дают какие-то часы на освоение навыков по управлению автогрейдером или
катком. При этом технологии производства дорожных работ практически
никто не обучает. А значит, приступив к работе на объекте, машинист
сможет только управлять техникой, не имея никакого представления о том,
что и как обеспечивает качество выполняемых работ. Он будет полагаться
на коллег на объекте, делать только то, что ему скажут, не осознавая
последствия и цену своих ошибок.
Еще одной сложной темой является подготовка специалистов для зимнего содержания дорог. Квалифицированных операторов КДМ (комбинированная дорожная машина) с каждым годом становится найти все сложнее. В основном, на КДМ-ках работают водители самосвалов, не знающие ни технологии зимнего содержания дорог, ни особенностей эксплуатации навесного оборудования. В результате, повышенный износ оборудования, нерациональное использование противогололедных материалов, снижение качества работ и безопасности на дорогах.
Без собственного учебного полигона полезных навыков не закрепить
Ненамного лучше ситуация с обучением техников-лаборантов. В этой профессии также много самоучек, обучающихся в лаборатории предприятия с нуля. Образовательных центров, которые бы обладали собственным лабораторным оборудованием и квалифицированными преподавателями-практиками, у нас в стране очень мало.
К примеру, в Санкт-Петербурге был Павловский дорожно-инженерный учебный центр с лабораторией, который как раз занимался обучением лаборантов, но он закрылся. А если у центра нет своей лабораторной базы, максимум, что он может сделать, это организовать выездной практикум, на котором обучающиеся познакомятся с оборудованием и операциями, которые на нем выполняются.
- Но навык это у человека не сформирует, пока он собственными руками не начнет выполнять операции и допускать ошибки, на которых будет учиться, - убеждена Александра Курзанова. - А для этого необходимо иметь собственную лабораторную базу, предназначенную именно для отработки навыков на практике.
Как и в случае с техниками-лаборантами, полноценная практика необходима и при подготовке дорожных рабочих. Но практико-ориентированных образовательных программ крайне мало. Так происходит, в том числе, и потому, что организация результативной практики для образовательной организации является очень серьезной статьей затрат. Нужно либо иметь свой учебный полигон, либо договариваться о практике на объекте с производителем работ.
Снабдить такую площадку современным оборудованием, найти мастеров производственного обучения, которые обучат технологии производства работ – порой непосильная задача для образовательного учреждения.
К примеру, в случае, когда необходимо научить укладывать асфальтобетон, в идеале, необходимо организовать данный процесс. Таким образом, хорошая программа обучения не может быть дешевой, и без подключения партнеров-производителей дорожно-строительной техники, опытных подрядных организаций реализовать такую программу вряд ли получится.
Как справиться с кадровым дефицитом. Три источника и три составных части
Решению проблемы кадрового голода может помочь заинтересованность в систематическом повышении уровня квалификации кадров, задействованных в процессе выполнения технологических процессов, - убеждена Александра Курзанова.
Также представителям отрасли необходимо тщательно выбирать программы профессионального обучения и повышения квалификации, проверяя наличие трех важных составляющих качественной программы:
- включает ли она вопросы применения актуальных технологий и материалов;
- учитывает ли отраслевую проблематику на основании опыта экспертов-практиков;
- предполагает ли проведение реальной практики на объекте с применением современного оборудования.
Кстати, эти три составляющих являются принципиальными в Северо-Западной Академии инженерных технологий. Школа дорожного мастерства при Академии, которая работает в Санкт-Петербурге, специализируется как раз на практико-ориентированных программах, сотрудничает с производителями работ и оборудования для обеспечения качественной практики на объекте. Здесь считают очень важным готовить специалистов, которые полностью готовы к вызовам реального дорожного строительства и дорожных работ.
Итак, учиться надо! И надо учить своих специалистов. И такие учебные заведения есть. Безусловно, понятно и то, что вопрос отсутствия возможности финансировать обучение для некоторых компаний крайне актуален.
- Но тут не нужно забывать, что в нашей стране, в помощь таким компаниям, действует достаточно много проектов с федеральным финансированием обучения, - напоминает Александра Курзанова. - Такие программы реализуются не только в рамках Национального проекта БКД ("Безопасные качественные дороги"), но и в рамках других проектов.
В решении данной проблемы может помочь и включение рабочих профессий отрасли в программу профессиональных Чемпионатов, которые проводятся в рамках Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству среди молодых представителей отрасли. Они также мотивируют овладевать профессией в полном объеме.
Новости по темам: |
Финансирование дорожного строительства
|
Новости по этой теме: