Поиск по сайту производится «Яндексом» искать
 по сайту
Контактная информация:
e-mail: marketing@asphalt.ru
Главная страницаНовости
 

Безопасный и экологичный инновационный материал для строительства современных дорог


Количество просмотров: 424

24.05.2023

Фосфогипс — современный материал, из которого можно строить основание дорог всех категорий. Дороги с фосфогипсом получаются дешевле и прочнее, чем с песком и щебнем. Но будут ли они безопасными для человека и окружающей среды? Чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим, как делают фосфогипс и какие проверки проходит материал, прежде чем стать частью дорожной одежды.

Как получают сырье для фосфогипса

Сырьем для фосфогипса служит апатит-нефелиновая руда. В ФосАгро такую руду добывают в Хибинах, горном массиве на Кольском полуострове. Хибинское месторождение — одно из самых крупных и самых экологически чистых в мире.

Апатит-нефелиновая руда из недр Хибинского массива не содержит радионуклидов, тяжелых металлов и других потенциально опасных примесей сверх допустимых санитарными нормами значений.

Руду дробят, промывают, фильтруют и высушивают. На каждом этапе переработки — проверяют на соответствие требованиям к рудным материалам. В итоге получают апатитовый концентрат, который отправляют на заводы «ФосАгро» в Вологодской, Саратовской и Ленинградской области.

Как производят фосфогипс

Апатитовый концентрат смешивают с серной кислотой. В результате реакции образуется фосфорная кислота и твердый осадок — фосфогипс. Из фосфорной кислоты делают комплексные удобрения — аммофос, диаммонийфосфат и другие. Фосфогипс считается побочным продуктом производства, и многие предприятия просто вывозят его, как отход.

Но фосфогипс от ФосАгро некорректно считать отходом. Это самостоятельный продукт, для которого в компании разработали ТУ и СТО. Точнее, это не один, а даже два продукта — в зависимости от технологии производства, фосфогипс осаждается в форме дигидрата или полугидрата.

Дигидрат используют в сельском хозяйстве как мелиорант — для восстановления плодородности почв. Полугидрат, или гипс технический марки «В», — в дорожном строительстве.

Безотходное производство снижает нагрузку на экологию. Меньше потребление ценных природных ресурсов, меньше территории нужно под отвалы, в которые складируется вторичный продукт.

Как проверяют безопасность фосфогипса

С фосфогипсом связано два предубеждения. Вот они:

  1. Материал загрязняет окружающую среду потенциально опасными химическими элементами.
  2. Фосфогипс радиоактивен. 


Но фосфогипс от ФосАгро не наносит вреда экологии и не повышает радиационный фон. Специалисты компании проверяют материал на соответствие санитарным нормам и требованиям СТО. Результаты испытаний вносят в сопроводительную документацию.

Фосфогипс проходит такой же строгий контроль качества, как и другие продукты компании «ФосАгро»

Анализ содержания примесей

Дорожный фосфогипс состоит в основном из полугидрата сульфата кальция (CaSO4•0,5H2O), небольшого количества дигидрата сульфата кальция (CaSO4•2H2O), примесей неразложенного фосфатного сырья, солей кремнефтористоводородной и фосфорной кислот и других элементов. 

На заводах «ФосАгро» фосфогипс нейтрализуют известью, которая связывает вредные примеси и повышает рН примерно до 7.

Содержание примесей регулярно проверяют:

  • массовую долю общих и водорастворимых фосфатов — у каждой партии;
  • массовую долю сульфата кальция и фтористых соединений — не реже одного раза в квартал или по запросу заказчика.


Как раз наличие в составе фосфогипса фтора, который может вымываться осадками и попадать в почву, вызывает беспокойство у экологов. В высоких концентрациях этот элемент снижает плодородность почв. Но в фосфогипсе от ФосАгро водорастворимого фтора до 0,01%. В почву попадает не более 0,06 мг/кг в год. А предельно допустимая концентрация (ПДК) фтора в почве по СанПиН 1.2.3685-21 — 10мг/кг. То есть в теории почва возле фосфогипсовой дороги наберет ПДК фтора через 166 лет. Но запаса фтора в фосфогипсе на столько времени не хватит, поэтому материал безопасен для природы.

Контроль радиационной активности

В составе фосфогипса нет опасных техногенных радионуклидов. Есть природные, которые изначально были в апатитовой руде. Такие же радионуклиды есть во многих каменных материалах, которые столетиями используют в строительстве. Даже искусственные материалы вроде керамической плитки и кирпича могут содержать «фонящие» элементы. Слабая естественная радиация окружает человека всегда и везде — и не причиняет вреда.

Природной радиоактивностью обладают щебень, гравий, песок и другие горные породы

У продуктов горнодобывающей отрасли проверяют Аэфф — эффективную удельную активность природных радионуклидов. Фосфогипс тоже проверяют, а результат вносят в протокол.

Фактические значения Аэфф фосфогипса — от 47,3 до 58,1 Бк/кг. Это в десятки раз ниже значений, указанных в СанПиН 2.6.1.2523-09 / Нормах радиационной безопасности НРБ-99/2009:

  • 370 Бк/кг — для материалов, которые применяют в строительстве жилых и общественных зданий (I класс);
  • 740 Бк/кг — для материалов, которые применяют в строительстве производственных зданий, дорог в населенных пунктах (II класс);
  • 1500 Бк/кг — для материалов, которые применяют в строительстве дорог вне населенных пунктов (III класс).


В других странах ситуация может быть иной — зависит от чистоты месторождения фосфоритной руды. Но многочисленные замеры показали, что фосфогипс из руды, добытой в европейско-азиатской зоне, не повышает радиационный фон.

Более того — фосфогипс используют для рекультивации загрязненных тяжелыми металлами и радионуклидами почв. Исследования в России и Беларуси показали, что фосфогипс способен связывать тяжелые элементы и снижать уровень радиации.

Какие еще испытания прошел материал

Фосфогипс и дороги, построенные с его применением, проверили три независимых экспертных организации.

  1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей подтвердила, что дорожный фосфогипс соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
  2. Специалисты ООО ЦСА «МСК» проверили стандарт по строительству дорожных одежд с применением фосфогипса и выдали заключение о положительной экспертизе.
  3. Экспертно-аналитический центр «Промышленная экология» СГТУ имени Гагарина Ю.А. провел комплексную экологическую и химико-аналитическую экспертизу дороги в с.Кормежка Балаковского района Саратовской области. Экспертиза не выявила негативного воздействия на почву возле дороги.


Безопасность дорог с фосфогипсом от ФосАгро подтверждает и практический опыт. Дороги с применением фосфогипса в Саратовской области строят с 2015 года. За семь лет никаких последствий для здоровья местных жителей и экологии не проявилось. А польза огромная: фосфогипс помог решить проблему бездорожья в маленьких населенных пунктах со скромным бюджетом. Кстати, первые дороги целы до сих пор — и прослужат еще не один год.

Подробнее о фосфогипсе читайте на странице продукта. Там вы сможете оформить заказ на покупку.

На главном фото: Апатит-нефелиновая руда из недр Хибинского массива не содержит радионуклидов, тяжелых металлов и других потенциально опасных примесей сверх допустимых санитарными нормами значений.


  Добавить комментарий 

Новости по темам: Нерудные материалы
Финансирование дорожного строительства


Новости по этой теме:

 Вход пользователей

 Объявления
Архив новостей
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

© 2008-2010 Асфальт.ру
Редакция cайта:
Реклама:
Реклама   |   О нас

Все о дорожном строительстве:
асфальт, щебень, песок, битум
минеральный порошок, асфальтировка