Поиск по сайту производится «Яндексом» искать
 по сайту
Контактная информация:
e-mail: marketing@asphalt.ru
Главная страницаНовости
 

Вдоль дороги цветы – не для красоты


Количество просмотров: 406

24.03.2023

Не нужно быль специалистом-дорожником, чтобы понять: траву и цветы вдоль дорог засеивают неспроста. Искусственное озеленение является полноправным элементом   дорожного строительства.  Этот этап работ часто считают второстепенным, поэтому какое-либо серьезное обсуждение вопросов придорожного озеленения обычно не проводится.  Исключением стала недавно прошедшая в Иркутске юбилейная конференция «Сибирские дороги», где тема озеленения дискутировалась наряду с другими проблемными вопросами дорожного строительства. В преддверии весенне-летнего «рабочего» сезона самое время вспомнить об этом немаловажном элементе дорожной инфраструктуры.

Функционал - превыше всего

Ошибочно думать, что озеленение откосов вдоль полосы отвода носит исключительно эстетический характер. На самом деле, эта процедура нужна для их укрепления.

Поперечный профиль автодороги никогда не делают ровным, он всегда должен иметь изгиб. Благодаря изгибу вода стекает сначала на обочину, а затем по откосам попадает в кювет. Если откосы разрушаются от обильных осадков, они засыпают кювет. Воде становится некуда уходить, и она начинает подмывать нижний слой дорожного полотна. Это приводит к образованию провалов и ям.

Чтобы избежать подобого развития событий, дорожные откосы укрепляют. Это можно делать двумя способами. Биологическим, то есть, путем засева откосов сортами многолетних трав -  применяется в большинстве случаев, и с использованием армированной металлической сетки - этот способ обычно выбирают, когда надо отвесно закрепить камни.  

В этой публикации подробнее остановимся на биологическом способе работы с дорожными откосами.

Как сеять будем?

Законодательно озеленение основывается на двух отраслевых методических документах: ОДМ 218 2 078-2016 и ОДМ 218 2 064-2015. Правда, для дорожников они имеют лишь рекомендательный характер, но для представителей строительного контроля являются обязательными к выполнению.

Для наилучшего укрепления склона необходима трава с обильной корневой системой. Корни удерживают почву и не дают ей расползаться.  Очень мощная корневая система имеется у одуванчика и мать-и-мачехи (те, у кого есть огород, знают, как тяжело вскапывать землю там, где произрастают эти растения). Поэтому дорожники часто останавливают свой выбор именно на этом «дуэте». В конце весны и начале лета нередко можно лицезреть желтые поля вдоль дорог: и красиво, и эффективно.

С точки зрения технологии, озеленение дорог может производиться шестью разными способами.

Способ первый: самопосев

Если ничего не делать, то семена надует ветром, и откос сам зарастет. Но надеяться на авось вряд ли стоит. Пока трава прорастает, могут пойти сильные дожди, и плодородный слой смоет. К тому же такой посев будет хаотичным: что вырастет, то вырастет.

Способ второй: посев вручную

Сначала рассыпают семена, потом прикрывают их граблями, после чего поливают. К сожалению, актуально только на малых объектах.

Способ третий: механизированный посев

В этом случае предлагается применять посевной агрегат, который, по словам учредителя ООО «Гидросерв» Максима Волощука, чуть ли не в единственном экземпляре был найден в НИИ сельского хозяйства города Краснодара. Чтобы применить этот метод на практике, требуется техника, в частности, экскаватор, который должен передвигать посевной агрегат «ЦНИИС АДТС-2» вверх и вниз по откосу.

Метод достаточно неэффективен. Во-первых, он дорогой и требует наличия специальных ресурсов и условий. Кроме того, есть ограничения. Данный агрегат может работать на откосах полотна с рабочими отметками от 3-х метров. Кроме того, физическое отсутствие агрегата на рынке делает крайне затруднительным выбор этого метода.

Способ четвертый: биоматы

Гораздо более распространённым методом является применение биоматов. Биомат представляет собой тканое или синтетическое полотно, в которое зашиты семена трав. Их раскладывают по откосам, и тем самым производится озеленение.

Этот метод достаточно сложен в реализации. Проблемы его применения начинаются уже на этапе хранения. Семена нельзя намачивать до момента укладки. Если это произойдет, они прорастут, и биомат станет непригоден к использованию.

На практике для этого метода озеленения требуется тщательная подготовка почвы, так как необходимо достичь 100% соприкосновения биомата с землей - иначе качественного озеленения не получится. Также необходимо устранение ям, камней, сучков и иных острых предметов.

Монтаж начинается с подготовки так называемой анкерной траншеи. Затем проводится раскатка и обрезка биоматов, которые укладываются внахлест в траншеи.

Дальше проводяся следующие операции. Анкерирование по всей поверхности биомата - 2-4 шт на квадратный метр и засыпка анкерной траншеи. Обеспечение плотного прилегания биомата к грунту. Ручное распределение грунта толщиной 2-4 см и укрепление ручным катком. Механизировать эти работы невозможно, только ручной труд.

Дополнительным недостатком технологии является высокая стоимость, которая составляет от 100 рублей за квадратный метр материала.  С учетом нахлеста (+ 10%) получается 110 руб.  Стоимость монтажа также составляет 100р за 1 квадратный метр. В итоге, расходы выливаются в 210 рублей за 1 квадратный метр при монтаже «под ключ». 

Кроме того, при таком способе озеленения нужно учитывать естественные риски. Сам по себе биомат не прорастёт, и при отсутствии обильных осадков его необходимо искусственно орошать. 

При монтаже могут случаться порывы, отчего содержимое биоматов высыпается наружу, и возникают "посевные" проплешины. Поэтому на больших площадях применение этого способа довольно затратно.  Биоматами можно покрывать только небольшие фрагменты.

Способ пятый: рулонный газон

Рулонный газон очень схож с предыдущим методом озеленения. В этом случае травяные рулоны размером 2х0.4 м. / 0.8 м2 раскатываются как ковер. Стоимость таких рулонов также составляет от 100 рублей за штуку. В зависимости от сорта травы, есть варианты и по 300 рублей за  один экземпляр. С ценой укладки получается тоже от 100 и до 500 р за м2.

По сравнению с биоматами, главным преимуществом рулонных газонов является скорость и простота укладки. Минус - сложность логистики. На жаре рулон может «испечься» всего за несколько часов и стать непригодным для использования.

Вес рулонов в зависимости от влажности составляет от 15 до 25 кг, из-за чего работать с ними весьма сложно. Исходя из всего вышесказанного, применение рулонных газонов на больших площадях экономически нецелесообразно. В то же время, они являются идеальным решением, когда необходимо в кратчайшие сроки «навести красоту».  Например, перед торжественной церемонией открытия нового участка дороги с присутствием первых лиц.

Способ шестой: «гидропосев»

Способ заключается в приготовлении рабочей смеси из мульчирующего материала, семян трав и воды, которая заливается в цистерну или бочку и с помочью шланга и распылителя наносится на откосы или любую другую поверхность. Стоимость метода составляет от 65 руб/м2. Оператор равномерно засевает всю необходимую поверхность рабочим раствором. В отличии от биоматов, семена сразу прорастают, ведь они уже как следует напитаны влагой.  Нет риска, что уже проросшая трава не приживется.

Этот метод имеет высокую скорость выполнения: за одну рабочую смену одна бригада может засеять 10 000 м2. «Гидропосев» легко применять при засевании оврагов и иных труднодоступных мест. Также он не требует тщательной подготовки почвы. 

Как вы обратили внимание, методики придорожного озеленения достаточно разнообразны. У каждой из них есть свои плюсы и минусы. А вот какую выбрать, решать вам.

Станислав ДОНИН

 

 

 


  Добавить комментарий 

Новости по темам: Нерудные материалы
Финансирование дорожного строительства


Новости по этой теме:

 Вход пользователей

 Объявления
Архив новостей
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

© 2008-2010 Асфальт.ру
Редакция cайта:
Реклама:
Реклама   |   О нас

Все о дорожном строительстве:
асфальт, щебень, песок, битум
минеральный порошок, асфальтировка