Поиск по сайту производится «Яндексом» искать
 по сайту
Контактная информация:
e-mail: marketing@asphalt.ru
Главная страницаНовости
 

Глава депстроя Москвы: дорожное строительство в Москве не остановится никогда


Количество просмотров: 678

29.12.2022

Изменившиеся в 2022 году экономические условия подстегнули различные отрасли к самостоятельности. Перемены повлияли и на московских строителей: стали особенно актуальны вопросы локализации производства, независимого программного обеспечения, обучения специалистов. При этом раскрученный в столице маховик не замедляет темп и продолжает приносить результаты — в городе проектируют и вводят в эксплуатацию объекты различного назначения. О самых сложных и интересных проектах для московских строителей последних трех лет, обеспечении отрасли комплектующими и ее цифровизации в интервью ТАСС рассказал руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.

— Как оцениваете работу департамента в уходящем 2022 году? В каких аспектах его можно назвать знаковым?

— Работой команды департамента строительства я доволен. Еще в 2020 году, несмотря на коронавирус, в Москве были начаты долгосрочные крупные проекты. Интенсивно работали эти три года и в 2022 году видим результат. Все объекты, которые были начаты тогда, в этом и следующем году вводятся в эксплуатацию.

Что нужно для инженера-профессионала? Запроектировать и построить качественный и, конечно же, эффективный с точки зрения эксплуатации объект, себя реализовать. В Москве для этого очень много возможностей и высокотехнологичных объектов, в ходе строительства которых решаешь сложные инженерные задачи. В 2020 году были начаты, например, масштабные работы по строительству медицинских объектов — новых корпусов больницы им. Логинова и инфекционной больницы №1, скоропомощных комплексов, поликлиник по новому стандарту — всего у нас в работе сейчас порядка 30 объектов здравоохранения площадью около 500 тыс. кв. м.

Также в 2020–2021 годах была основная "раскрутка" огромного объема по реновации — у нас сейчас в работе больше 7 млн кв. м жилья. Мы двигаемся согласно планам — в декабре вышли на показатель по переселению в 100 тыс. участников. В этом году вводим порядка 1,7 млн кв. м общей площади жилья по реновации, в следующем — более 2 млн. В 2025 году будем выходить за 3 млн. Кроме того, на завершающей стадии реализация уникального проекта в мировом метростроении — Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метро, это самая протяженная кольцевая линия метро в мире. Сейчас идут технические пуски на трех ее участках, а в первом квартале следующего года уже запланирован ввод кольца в эксплуатацию.

— Все три участка — от "Савеловской" до "Каховской" — запустите целиком?

— Целиком. БКЛ технологически вводить надо только целиком. В работе еще колоссальный проект, который реализуем в следующем году, — наземное метро, МЦД-3 и МЦД-4. Лет пять-шесть назад были в Китае и Европе, изучали, как строятся крупные транспортно-пересадочные узлы — каждый, как аэровокзал. Нам удалось применить их опыт и возвести в столице комплексы еще лучше, чем там. Они уютные, комфортные, с эскалаторами, конкорсами, переходами.

Также в планах следующего года запуск движения по МСД — Московскому скоростному диаметру. Один его участок протяженностью 40 км уже запустили в этом году. Оставшиеся участки будем запускать по мере готовности. Полностью эффект от магистрали будет ощутим, когда запустим движение по ней в полном объеме.

— А как в Москве принимаются решения, где и какие дорожные объекты будут строить?

— В Москве ведется активная работа по планированию, в ней задействованы сотни специалистов. Исходя из плановой застройки города, мы должны опережающими темпами строить транспортную инфраструктуру. Есть перспективная математическая модель транспортной ситуации, информация о количестве жителей и их маршрутах. Смотрим, сколько машин заезжает в Москву и выезжает из города, сколько перемещается между районами, сколько остается внутри районов, а также объем планируемой застройки. Разрабатывается проект развития транспортного каркаса Москвы, обсуждается с префектурами и управами, вносятся поправки. Жители дают свои предложения через управы, префектуры, и при разработке градпланов специалисты их учитывают. Применяется также формула коэффициента экономической эффективности, потому что дорога должна быть окупаемой. Кроме этого, новые магистрали оказывают эффект и на загруженность межрайонных связей — люди меняют свои привычные маршруты. Например, путепроводы позволяют сократить время в пути, на который раньше отводилось 40 минут, до 5 минут. В целом, проектированию дорожных объектов предшествует большой анализ, и это не просто так.

— Есть ли предел строительству дорог в Москве?

— Дорожное строительство никогда не остановится. Если наш город в год прирастает на 100 тыс. человек, то за десять лет — это больше миллиона. За время работы нашей команды так и произошло, увеличилось и количество жителей, и количество машин. И чтобы город продолжал двигаться и функционировать, необходимо в том числе проектировать и строить новые транспортные связи.

— А работы по реконструкции развязок на МКАД заканчиваете?

— Продолжаются работы на развязках МКАД с Алтуфьевским шоссе, улицами Верхние Поля и Липецкая — их введем в 2023–2024 годах. В целом на МКАД провели кардинальную реконструкцию. Длина некоторых построенных направленных съездов — более 1–2 км. И при длине МКАД в 109 км протяженность новых развязок и эстакад превышает 200 км. Разгонные полосы, которые надстроили вторым и третьим этажами на МКАД, позволят фактически заменить старые "клеверные" развязки на транспортные сооружения нового типа — с направленными съездами. Даже в дни высокой загруженности дорог кольцевая едет. Плюс запустили ЦКАД — транзитный трафик частично перешел туда, а МКАД стала городской магистралью.

— Какой объект был самым сложным за 2020–2022 годы?

— Много сложных задач возникает. Допустим, на МСД — это большое количество искусственных сооружений, пересечений, перекладок коммуникаций. При возведении Международного центра самбо и центра бокса в Лужниках были инженерные задачи, которые требовали тщательной проработки. В ходе строительства медицинских объектов стояла сложная задача — разместить необходимые медицинские технологии в соответствии с современными требованиями. Столкнулись со сложностями по поставке оборудования, но смогли быстро принять решения по замене поставщиков, переделать проекты, организовать выполнение логистики вовремя. Если изменились параметры оборудования, нужно изменить его размещение в возведенных стенах, а также учесть его обеспечение необходимыми коммуникациями. А такого оборудования — тысяча наименований. Благодаря трехмерному проектированию, а также слаженной работе инженеров и строителей и благодаря гибкой системе управления стройотрасли в Москве эти вопросы удавалось решать оперативно и в срок. При условии внешних факторов, не зависящих от нас, в Москве даже сложные объекты возводятся в среднем за два-три года. Ни на одном проекте за минувший год не отказались от обязательств: и все проблемы решили, и логистические цепочки поменяли, и с транспортниками договорились.

— Что касается строительства объектов спорта, культуры, образования — в каких оно объемах ведется?

— У нас в работе порядка 80 социальных объектов. Объемы инвестиций в социальную инфраструктуру не сокращаются. Школы, садики, спортивные объекты и объекты культуры — все будут строиться в 2023–2025 годах в плановом объеме, бюджет утвержден. В рамках программы реновации помимо жилья будем строить поликлиники, школы, детские садики. Решили все соцобъекты в рамках программы включать в АИП. Активно строим объекты спорта. Десять лет назад не хватало катастрофически катков, бассейнов. И уже тогда начали кардинально решать эту проблему. Сейчас у нас уже разработаны универсальные проекты зданий, где есть и ледовые арены, и залы для волейбола, баскетбола, бассейны с универсальными залами. Есть и уникальные объекты, как введенный в этом году Международный центр самбо и центр бокса в Лужниках. В этом году завершили также реконструкцию стадиона "Москвич", получилась шикарная арена с трибунами в виде олимпийских колец.

— Есть ли объекты спорта, реализацию которых приостановили из-за экономической ситуации?

— За бюджетные средства — ни один объект не был приостановлен. Сейчас в Мневниковской пойме ведется активное строительство инженерной инфраструктуры и дорог, и по проекту планировки заложен огромный объем строительства спортивных объектов, в том числе здесь будут уличные виды спорта и прогулочные зоны. Красивое место. Здесь появятся Ледовый дворец для фигурного катания, профессиональная Академия хоккея им. Александра Овечкина, которая будет включать в себя комплекс временного проживания спортсменов, центр восстановления и реабилитации.

Еще один пример — район Некрасовка был обделен спортивными объектами, а сейчас там строим красивый с архитектурной точки зрения Дворец спорта, где впервые в Москве под одной крышей разместятся ледовый каток, универсальные залы, экстрим-парк, легкоатлетические секции.

— Каким объектам только будет дан старт в строительстве и проектировании в следующем году?

— Активно идет разработка проекта реконструкции Дворца спорта в Лужниках. Возможно, этот объект начнем реализовывать в следующем году. Сейчас идет обсуждение большой реконструкции Московского ипподрома — там более 1 тыс. лошадей. Очень интересный проект. Знаковые для столицы объекты — мосты через реку Москву. В Мневниковской пойме в ближайшее время начнем работы. В Нагатинском затоне появится крупный пешеходный мост, также будем строить пешеходный мост через Яузу.

— Что в работе депстроя сейчас остается в закулисном от широкой общественности формате?

— Мы сейчас рассматриваем новые подходы в строительстве объектов, меняем контрактную систему с подрядчиками.

При реализации программы реновации в Москве будут выбирать подрядчиков в целях покупки готового продукта. Программа реновации масштабна, она заключается не только в строительстве новых жилых домов, но также она направлена на формирование качественной новой и комфортной городской среды. В связи с этим было принято решение о привлечении подрядчиков на комплексное освоение кварталов реновации: это проектирование и строительство не только жилых домов, но объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

И важно, чтобы застройщики, понимая, что контракт долгосрочный, вкладывались в производства цехов и обеспечивали объекты всем необходимым, производили комплектующие, оптимизировали стоимость. Это могут себе позволить именно крупные застройщики, у них замкнутый цикл производства. Так организуется вертикально интегрированная цепочка. Они сами производят лифты, двери, разные позиции строительной индустрии. Поэтому в стройке важно долгосрочное планирование. И по реновации загрузка уже есть до 2032 года, подрядчики могут быть уверены в заказе.

— Для жилищного строительства Москва обеспечена российскими комплектующими полностью?

— Здесь надо понимать, что в России большой объем оборудования заводов, производящих, к примеру, кирпич, — импортный. Аналогичная ситуация и на производствах плитки, дверей и другого: выпускают это действительно у нас, но на импортной технике. Сейчас стоит задача увеличить долю российских компонентов, и это отражено в утвержденной стратегии развития строительной отрасли страны до 2030 года, с перспективой до 2035 года. Ее объем составляет 150 трлн рублей.

Да, порядка 80–90% этого оборудования на сегодняшний день можно купить у Китая, и по качеству оно будет соответствовать. Уже приобретаем в Китае щиты для метростроения — работают отлично. Но машиностроение должно быть максимально отечественным, с учетом, что любая сторона не может обеспечить производство и потребление только внутренним рынком. Так что необходима кооперация с дружественными странами. Ни одна страна в мире не может производить все необходимое только у себя, но в этом направлении все равно стоит работать. Для развития строительной отрасли необходимо строить долгосрочные планы.

— А как отразилось санкционное давление на работе депстроя?

— Наш департамент — самый крупный заказчик в стране. С февраля мы еще больше сконцентрировались на выполнении задач, мобилизовались и начали работать еще быстрее. Мы понимаем, что деньги имеют ценность во времени. Бюджет департамента каждый год прирастает в освоении на 10–15%. В прошлом году — 740 млрд рублей, в этом году профинансировали за 11 месяцев более 700 млрд рублей, что на 25% больше, чем за аналогичный период 2022 года. То есть еще больше средств направили на развитие инфраструктурных проектов. По итогам этого года освоим на 17–20% больше, чем в прошлом году, — выйдем за 850 млрд рублей.

— Важный ресурс — это люди. Как у вас с рабочими местами? Хватает ли строителей столице?

— Знаете, с людьми всегда были вопросы. Порядка 65–70 тыс. человек сейчас работают в рамках городского заказа от департамента строительства. Нам всегда не хватает людей: примерно 8–9 тыс. человек. Сейчас работаем над повышением производительности труда — чтобы мастера были универсальными, чтобы сборка частично велась на заводах, чтобы строительные процессы были оцифрованы.

— Погодные условия в ноябре и декабре выдались непростыми: то дождь, то снег, то оттепель, то гололедица. Влияют ли климатические катаклизмы на скорость работ?

— Конечно, когда ясная погода, работать лучше. Есть и технологии в производстве работ, например благоустройстве или укладке асфальта, которые зависят от погодных условий. Но в основном на строителей погода не влияет. При разработке проекта на его строительство закладываем в среднем два-три года и четко понимаем, что все это время у нас не будет непрерывного лета, учитываем сезон дождей, зимний период, минусовые температуры. Строитель — это тяжелый труд, призвание, люди работают и в жару летом, и в холод зимой.

— В Москве действуют несколько стандартов строительства — и для объектов программы реновации, и для поликлиник, и для школ. Есть какие-то еще стандарты в проработке?

— Мэр поручил разработать стандарты по всем отраслям — по социальным, спортивным объектам, по детским садам. Использование стандартов, наличие библиотеки данных сильно упрощает работу. Кроме этого, все должно быть в "цифре".

— Когда вы начали процесс по цифровизации отрасли?

— Это направление мы развиваем с 2012 года. В то время вся информация по стройобъектам была разрозненна, даже для получения простой справки нужно было ждать три дня. Сейчас все бизнес-процессы прозрачны и доступны по одному клику. Сначала всю документацию перевели в электронный вид, создали "Мосгорзаказ", завели в программу всю необходимую информацию, фото, протоколы, акты, разрешения, проекты, график производства работ. Реализация объекта строительства — это от 60 до 180 бизнес-процессов, а это в свою очередь 3 тыс. операций, которые уже переведены в "цифру". На первом этапе просто появилась возможность все наглядно контролировать, если появляется где-то проблема — все отображается в системе. Например, не вышли экспертизы по объектам, и руководителю поступает оперативный сигнал. В последние три-четыре года мы вышли совершенно на другой уровень, все сканы исполнительной документации перевели в машиночитаемый вид, меняем нормативную документацию, трансформируем систему.

— Какой будет следующая ступень в цифровизации отрасли?

— В 2025 году хотим видеть цифровую площадку строительного будущего, первыми представим универсальный софт для отрасли. И наш опыт в управлении стройкой, безусловно, будет востребован за рубежом, наши подходы захотят перенять, потому что сегодня аналогов в мире нет. Это огромный шаг к управлению процессами искусственным интеллектом, минимизации человеческого фактора. Например, проектировщику в работе программа будет подсказывать следующий шаг, покажет чек-лист по нормативам, укажет, что в проекте может помешать пройти экспертизу. И в какой-то момент экспертиза не будет нужна — искусственный интеллект будет проверять вопросы безопасности и комфорта.

Если правильно описать бизнес-процессы и создать гибкую систему, можно быстро подстраиваться под внешние изменения, будь то пандемия коронавируса или санкции. Использование технологии информационного моделирования позволит наперед считать финансовые, человеческие, материальные ресурсы. Также хотим, чтобы система могла давать сигнал рынку — сколько, к примеру, дверей понадобится в дальнейшем для программы реновации и в какой период.

Кроме того, продолжим работать над образовательной программой — обучать людей. Цифровая площадка высокотехнологична, и для ее использования требуются знания. За последние годы мы обучили порядка 5 тыс. специалистов и разработали десятки образовательных программ.

В целом, 2022 год — результативный год для нашей отрасли. Мы ни на минуту не останавливались, и у нас хорошие показатели. Сложившаяся ситуация позволила сконцентрировать силы и мощности

 


  Добавить комментарий 

Новости по темам: Государство
Финансирование дорожного строительства


Новости по этой теме:

 Вход пользователей

 Объявления
Архив новостей
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

© 2008-2010 Асфальт.ру
Редакция cайта:
Реклама:
Реклама   |   О нас

Все о дорожном строительстве:
асфальт, щебень, песок, битум
минеральный порошок, асфальтировка