Дорогие наши дороги: в России утвержден пятилетний план по дорожному строительству
07.06.2022
На прошлой неделе на совещании по развитию дорожного строительства президент России Владимир Путин утвердил грандиозный план на ближайшее пятилетие. "Мы можем и должны поставить более амбициозную задачу: не только обустроить дороги точечно в крупнейших городах и агломерациях, а организовать эту работу повсеместно, а именно за предстоящие пять лет привести в нормативное состояние не менее 85% всей — подчеркну — всей опорной сети автодорог страны!" — заявил глава государства.
Теперь у дорожного строительства — насколько мне известно, пока единственной отрасли нашей экономики — есть план, причем пятилетний. И очень амбициозный! О некоторых его параметрах в ходе совещания рассказал вице-премьер Марат Хуснуллин.
Что есть и что будет
По предварительным планам, довести до нормативного состояния должны были 85% в 105 крупнейших агломерациях и более 50% дорог в регионах к 2024 году. Но благодаря опережающему финансированию удалось нарастить такой темп работы, что такие показатели могут быть достигнуты досрочно — к 2023 году (может быть, за исключением некоторых регионов). К 2027 году этот показатель должен касаться всей опорной сети — это 138 тыс. км федеральных и региональных дорог, которые проходят по территориям, где живут более 100 млн человек.
Основное в этом спектре достижение 2021 года — ремонт, реконструкция и строительство более 16,5 тыс. км федеральных, региональных и местных дорог. За три последних года в рамках национального проекта удалось обновить почти 50 тыс. км автотрасс. Что уже привело к росту средней скорости перемещения людей и грузов, а также сыграло немалую роль в сокращении числа ДТП (и их жертв). Ведь (из-за хронической нехватки денег) многие автодороги не ремонтировались с советских времен, годами находясь в аварийном состоянии. Только в начале 2000-х удалось наладить стабильное финансирование федеральной сети, но многие региональные и муниципальные дороги по-прежнему содержались не в лучшем состоянии. С 2017 года стартовал национальный проект "Безопасные качественные дороги", и с его появлением ситуация начала быстро меняться. В подтверждение можно вспомнить про строительство обходов крупнейших городов и строительство мостов. Планы на ближайшую пятилетку еще более впечатляющие, ведь на дорожное строительство обещают выделить астрономическую сумму — больше 13 трлн рублей.
Это совершенно логично, ведь именно дорожное строительство, как показывает опыт многих развитых стран (США, ФРГ, Японии и так далее), в сложных экономических условиях способно "вытянуть" экономику страны. Нужна современная сеть скоростных и комфортных трасс с заправочными станциями и устойчивой связью. Если грузы едут по стране быстро, за точно прогнозируемое время, появляется мощный стимул для развития экономики — больше инвестиций, новых предприятий и рабочих мест. Да и строительство дорог само по себе — одно из самых эффективных вложений.
Важный объект, который уже строится небывалыми темпами, — это трасса М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург, которую обещают сдать полностью к концу 2024 года. При этом рассматриваются варианты по продлению магистрали до Тюмени, Омска, Новосибирска, Иркутска, Улан-Удэ, Читы — с выходом на Монголию и Китай. Другие важные объекты, которые сейчас также в работе, — это реконструкция трассы М-З "Украина" в Московской и Калужской областях, расширение трассы М-1 "Беларусь" (на участке от Кубинки до пересечения с бетонкой А-108) и строительство нового обхода Твери (участок скоростной трассы М-12 "Нева"). На всех этих объектах работа идет полным ходом, источники финансирования определены.
Кстати, глава госкомпании "Автодор" Вячеслав Петушенко, которого российский президент спросил, хватит ли сил, чтобы "такую огромную программу осуществить", заверил, что хватит, и "такая программа нужна, чтобы отрасль знала свои задачи".
Итак, цели поставлены и задачи ясны, как говорил один наш руководитель. Известен и общий объем финансирования программы на ближайшие пять лет — оно составит 13,2 трлн рублей. Из них, по словам вице-премьера Марата Хуснуллина, 5,4 трлн рублей — средства Федерального дорожного фонда; 7,2 трлн — региональные; еще 436 млрд — деньги из Фонда национального благосостояния. Вице-премьер уверен, что комплексный пятилетний план даст новый импульс развитию отрасли; реализация программы станет важной антикризисной мерой, направленной на развитие российской экономики и промышленности в условиях внешнего давления. При этом за несколько дней до "раскрытия карт" было представлено несколько проектов, которые (если их воплотить) могут принципиально изменить всю дорожную структуру России и позволят отказаться от устаревшей схемы, когда все товары (и пассажиропотоки) следуют исключительно через Москву.
Три аккорда
Госкомпания "Автодор" представила новое видение трех проектов развития скоростных дорог от Балтийского до Черного моря с выходом на Урал: Горячий Ключ — Адлер, "Меридиан" и КАД-2. О вариантах их реализации рассказал генеральный директор ООО "Автодор-Инжиниринг" Константин Могильный.
Горячий Ключ — Адлер
В рамках проекта "Южный кластер" предлагается построить скоростную автомобильную дорогу Горячий Ключ — Адлер (дублер А-147), включая обходы городов Адлер, Сочи, Лазаревское и Туапсе. Cамый тяжелый участок дороги к Сочи — трасса А-147 от Джубги и до границы с Абхазией. По пути видишь горы, море, серпантины и уютные приморские поселки — красиво, но это 200 км узкого серпантина; по большей части дорога имеет всего по одной полосе в каждую сторону и проходит через огромное количество городков и поселков, часто с нерегулируемыми пешеходными переходами. На преодоление этих 200 км можно легко потратить порядка пяти-шести часов и бессчетное количество нервных клеток. А летом здесь проходит до 70 тыс. автомобилей в сутки! В этом же году, видимо, рекорды будут побиты. Так уж получилось, что на 147 млн населения и одну седьмую часть суши у нас всего лишь 400 км теплого моря. В рамках будущей трассы Южного кластера мы должны связать все населенные пункты от Джубги до Сочи и освободить море от автомобильной дороги.
Компания "Автодор-Инжиниринг" предлагает несколько вариантов прохождения трассы.
Первый — построить совершенно новую скоростную автодорогу Горячий Ключ — Туапсе. Дальше — до Сочи тоже пойдет новая трасса, она будет расположена в 5–10 км от побережья и выше существующей. Придется построить еще шесть-семь новых развязок для подъезда к курортам. Второй вариант — полностью реконструировать и расширить участок трассы М-4 "Дон" от Горячего Ключа до Джубги (сейчас там три полосы движения, надо сделать как минимум четыре). Третье предложение — вовсе построить новую дорогу параллельно существующей. Ко всему прочему реконструировать придется и трассу А-147 от Джубги до Сочи. Но, пока решение по трассировке будущей магистрали еще не принято, в любом случае ясно, что начинать надо с самого проблемного участка — улица Ленина в Адлере (как часть трассы А-147). Там всегда пробка, которую даже с самолета видно. Обход Адлера придется строить, это ведь еще и дорога к аэропорту, к курортам горного кластера. Новая дорога протяженностью 8,5 км, как предполагается, пройдет выше существующей — с выходом на трассу, ведущую к Красной Поляне. А дальше дело за новым обходом Сочи, Туапсе и Лазаревского. Ожидается, что все варианты будут проработаны и подготовлены для обсуждения в правительстве уже к осени этого года. Пока же идет этап инженерных изысканий. При этом есть существенная надежда, что самый важный, первый этап — строительство обхода Адлера — начнут уже в ближайшее время.
"Меридиан"
Проект "Меридиан" связан со строительством Юго-Западной хорды, чтобы соединить Урал с портами Азовского, Каспийского и Черного морей — создать настоящий каркас скоростных автомобильных дорог. Сейчас уже завершены работы по транспортному моделированию, разрабатываются основные технические решения. Сегодня все дороги идут через Москву, а тут появится (впервые в истории нашей страны) возможность напрямую связать Урал с югом по маршруту Екатеринбург — Самара — Саратов — Волгоград — Краснодар. В Саратове должны встретиться две трассы — магистраль "Меридиан" соединит Оренбург с Воронежем и Смоленском. Кстати, частично уже есть некоторые участки будущих трасс в виде существующих или строящихся обходов крупнейших городов; их осталось только объединить. Таким образом, Саратов может стать крупнейшим "транспортно-пересадочным узлом" этой части России, и это огромный шанс для будущего бурного экономического развития города.
Как рассказал Петушенко, компания сейчас проводит технико-экономическое обоснование проекта "Меридиан", причем он рассматривается только в связке с Юго-Восточной хордой. Логистические маршруты сейчас кардинально меняются. Еще недавно главной задачей "Меридиана" было создание транспортного коридора "Европа — Западный Китай". Новый же скоростной маршрут будет направлен в первую очередь на внутреннее развитие страны, улучшение транспортной доступности и укрепление межрегиональных связей крупнейших агломераций. Трасса свяжет Урал, юг нашей страны с Поволжьем.
Рассматривается несколько вариантов прохождения этой трассы, но первая часть Юго-Восточной хорды уже строится: участок Дюртюли — Ачит (это важнейший отрезок магистрали от Уфы до Екатеринбурга). Проходит он по территории трех регионов: Башкирии, Пермского края и Свердловской области. В конце прошлого года трассировку утвердили, со всеми субъектами согласовали. Новая скоростная магистраль даст возможность соединить Урал с портами Черного и Каспийского морей. Так, скажем, время в пути от Екатеринбурга до Черного моря сократится с 33–35 до 22 часов.
КАД-2
Чуть больше десяти лет назад была полностью запущена кольцевая дорога вокруг Санкт-Петербурга протяженностью в 141 км. Но сегодня интенсивность движения заметно выросла, в сутки проходит порядка 40 тыс. автомобилей, пробки случаются ежедневно. При этом город непрестанно растет, промышленность развивается. По проекту КАД-2 для Санкт-Петербургской агломерации также разработано несколько вариантов. Предполагается, что новая кольцевая будет иметь выходы на М-11 "Нева" и новую региональную широтную скоростную магистраль. Сегодня проекты обсуждаются с руководителями Ленинградской области и Санкт-Петербурга, разрабатываются технико-экономические обоснования, а окончательный выбор будет сделан, как обещают, до начала следующего года.
В пятилетке, о которой на днях рассказали, средства на строительство этой автомобильной дороги уже заложены. Предлагается два основных варианта: трасса может пройти по "малому кругу" в 5–10 км от кольцевой автодороги (КАД) или по "большому" — в 15–20 км. В любом случае новое кольцо свяжет крупнейшие порты и промышленные центры области между собой, даст возможность разгрузить КАД; словом, будет работать, как ЦКАД в Подмосковье. Понятно, что проект будет очень непростым (как и ЦКАД), так как дорога пройдет по плотно заселенной территории области, потребуется перенести несколько крупных газо- и нефтепроводов и так далее. При этом кольцо будет незамкнутым — пока строительство нового моста через Финский залив не планируется. Зато будет новый мост через Неву — длиной более 500 м.
Уточняется, что по всем этим объектам технико-экономические обоснования будут готовы и представлены на обсуждение правительства уже до конца этого года. Примерно с 2024–2025 года начнется их реализация. Думаю, сроки вновь будут поставлены очень жесткие: если раньше планировалось завершить эти три "великие стройки" к 2030 году, то сейчас, возможно, они "сдвинутся влево" (такое выражение очень любит вице-премьер Хуснуллин) — допускаю, что на конец пятилетки (к 2027 году).
Научная нефантастика
Какие другие дороги еще надо России, чтобы заработала экономика, чтобы путешествовать по стране стало удобно, безопасно, комфортно?
В первую очередь, конечно, необходимо довести до хорошего состояния (и поддерживать его) существующие трассы — не только федеральные, но и муниципальные, и местные. Впрочем, как раз об этом и говорил российский президент.
Если попытаться заглянуть в будущее, то предполагаю, что в скором времени обязательно пойдет речь о продлении скоростной трассы М-12 за Урал. Была названа Тюмень как конечная пока точка, но нынешняя сложная ситуация с логистикой показала — нужна скоростная автодорога до китайской границы. Единственная железная дорога — Транссибирская магистраль — с резко возросшей нагрузкой справляется, но с трудом. Так что автотрассу нужно тянуть и дальше — как минимум до Забайкалья.
В список необходимых "хотелок" я бы вписал еще современные скоростные дороги на Дальнем Востоке, особенно — на его севере. Уже не одно десятилетие обсуждается идея создания Северного широтного хода (совмещенной автомобильной и железной дорог) вдоль берега Северного Ледовитого океана. Без этого не только невозможно получить нормальный круглогодичный доступ к полезным ископаемым региона, но и развивать порты, чтобы наладить работу Северного морского пути.
Новости по темам: |
Государство
Финансирование дорожного строительства |
Новости по этой теме: