Общие ценности: Петербургу и Ленобласти нужно синхронизировать развитие дорог
12.11.2020
Модельный подход
Ленобласть озадачилась наличием ПКРТИ этим летом, заключив с компанией "А+С Транспроект" (SIMETRA) соответствующий контракт. До конца года она должна представить оптимальный вариант развития транспортной инфраструктуры региона до 2035 года: перечень определённых мероприятий, увязанных между собой, с указанием очерёдности и сроков реализации в зависимости от финансовых потолков Ленобласти.
"Разработка ПКРТИ сегодня — это уже насущная необходимость. Скорость жизни возросла в разы, запрос людей на комфорт тоже. Именно поэтому нам нужна ПКРТИ в качестве отправной точки понимания очерёдности реализации каждого из проектов", — отметил глава дорожного комитета Ленобласти Денис Седов.
С помощью немецкого программного комплекса SIMETRA строит математическую транспортную модель, цифровую копию нынешней транспортной сети, которая позволяет ставить эксперименты не на людях, а в компьютере. "Модель — это инструмент, который отвечает на вопрос “что будет, если”. Если мы предлагаем хорошую транспортную систему общественного транспорта, например, по выделенным полосам, или скоростной трамвай, который сокращает время поездки, экспертно сразу можно сказать, что произойдёт перераспределение потоков, а какое (в цифрах) — это уже можно посчитать на модели. Если часть людей уйдёт на новый вид транспорта, у нас разгрузятся дороги, соответственно, может, нам не нужно строить так много дорог? Моделируя в программе, мы просчитываем различные сценарии — их обычно около сотни — и смотрим, какой транспортный эффект даёт то или иное мероприятие. Всё проверяется в различных сочетаниях", — рассказал "ДП" заместитель гендиректора компании SIMETRA Константин Тихонов.
Никаких изумительных предложений ждать не стоит, говорят собеседники "ДП", близкие к транспортному блоку правительства Ленобласти. Разработчик ПКРТИ пытается аккумулировать все предыдущие предложения и оценивать их эффективность, а не создавать что–то принципиально новое. Потому что количество нерешённых задач в транспортной сфере достаточно большое. Любое новое предложение — это сразу потребность в дополнительном финансировании, которое ещё нужно найти.
"Со временем мы надеемся, что сначала будет планирование, а потом пожелания. Сейчас всё чаще бывает наоборот: есть идеи инвесторов, администрации. Мы учитываем всё, в том числе и для того, чтобы показать какие–то ошибки, неэффективность и так далее", — пояснил Тихонов.
Можно с уверенностью сказать о двух основных тенденциях, которые найдут отражение в ПКРТИ и с которыми в Ленобласти нужно будет работать. Первая — население региона будет подтягиваться в ближнюю агломерационную зону к Петербургу: ближе к Гатчине, к Всеволожску. Вторая тенденция — рост грузопотока по железной дороге за счёт развития портов в Ленобласти на фоне падения грузопотока по автомобильным дорогам, так как он был сильно ориентирован на транзит из финских портов. Железная дорога, по сути, разрезает Ленобласть на несколько частей, однако путепроводов через неё явно недостаточно, из–за чего люди стоят на переездах всё больше и больше.
Влиять по–соседски
Поскольку в центре Ленобласти не может быть "чёрной дыры", где "то пропадают, то появляются" люди и транспортные средства, разработчики ПКРТИ учитывают и территорию Петербурга, но более укрупнённо. А планы развития одного региона должны быть учтены в ПКРТИ другого.
Сейчас в Петербурге по заказу Центра транспортного планирования (ЦТП) выполняется первый этап подготовки программы: сбор исходных данных, замеры пассажиропотоков. Конкурс на второй этап планируется объявить в следующем году.
"Сейчас идут совещания, как ПКРТИ двух регионов между собой гармонично увязать. Наиболее важно это для территорий на границе двух субъектов. ЦТП получает предложения SIMETRA, включаемые в ПКРТИ Ленобласти. Смольный при этом ничего утверждать не должен, он лишь собирает информацию, которую ему придётся учитывать в следующем году при разработке собственного ПКРТИ. И сейчас у Петербурга есть возможность как–то повлиять на документ соседнего региона, сказать, какие проекты реализовать нереально. Запретить он не может, конечно, но предупредить о нецелесообразности может. Это нормальный рабочий процесс, который сейчас и происходит. И это неплохо", — пояснил источник "ДП" в транспортном блоке Смольного.
По его мнению, тот факт, что ПКРТИ двух регионов разнесены по времени, очень кстати. Поскольку, как показала практика, Петербургу и Ленобласти до сих пор пока не удавалось настроить совместную работу в части агломерационного развития хорошо и качественно.
Сейчас ПКРТИ разрабатывается в рамках нацпроекта БКАД. Она позволит не только ранжировать важность тех или иных объектов/мероприятий, но станет и весомым обоснованием для софинансирования из Москвы. "Обоснования должны быть прозрачными и проверяемыми. Чем хорош модельный подход — любой эксперт может открыть транспортную модель, и ему будет всё понятно. Методология едина во всём мире", — пояснил Тихонов.
Нужно поверить
ПКРТИ — обязательный для субъектов документ, но то, как он будет применяться, зависит от воли администрации.
"В Москве, например, желание улучшить ситуацию и политическая воля есть. Администрация должна взять на себя определённую ответственность. В Ленобласти, как мне кажется, взять эту ответственность на себя уже готовы. Нужно поверить тем, кто делает эти документы, что расчёты верны, а инструменты правильные. Понятно, что денег нет ни у кого, кроме Москвы. Но требования нацпроекта говорят о том, что в федеральном бюджете достаточные средства есть, только предоставьте обоснования, чтобы вам они были выделены", — считает замгендиректора компании SIMETRA.
Петербург, увы, на своём опыте уже знает, как класть на полку разработанные документы транспортного планирования. Такое однажды было с Комплексной схемой организации дорожного движения (КСОДД), вспоминает транспортный инженер и эксперт комиссии ЗакСа по городскому хозяйству Дмитрий Баранов. Новая КСОДД пока тоже не особо заметна, хоть и получится более–менее рабочим документом.
"В Петербурге вообще ситуация со стратегическим планированием плохая, ни у кого нет чёткого единого видения развития транспортной системы, нет понимания общих ценностей. Стратегические документы воспринимаются как некая рекомендуемая программа мероприятий, и всё. И это, конечно, мешает ей развиваться, — считает Дмитрий Баранов. — Проблема в структуре администрации и полномочиях. Уже неоднократно анонсировалось изменение этой структуры, которое как раз должно решить проблемы. А документы — они по закону должны быть разработаны, вот и разрабатывают. Положат ли их на полку или применят по назначению — зависит от компетенций и воли администрации".
Новости по темам: |
Финансирование дорожного строительства
-> Санкт-Петербург
Финансирование дорожного строительства -> Северо-западный ФО |
Новости по этой теме: