Крутой маршрут
23.06.2020
Идея строительства дороги через Главный Кавказский хребет витала давно и начала разрабатываться еще в XIX веке, но первые практические шаги в этом направлении были предприняты уже после революции. В 1930 году был утвержден план строительства дороги, но осуществить его помешала война. В 1971 году Совмин СССР принял постановление о строительстве дороги и автодорожного Рокского тоннеля в ее составе. Однако только в 1975 году были окончательно сформированы стройуправления и участки, а взрывные работы на прокладке трассы начались осенью 1976 года.
Работы были плохо организованы и скоординированы, выделенные средства использовались часто не по назначению. Как выяснилось, на деньги, предназначенные для строительства завода ЖБК и приобретения автотранспорта для Транскама, был построен завод другого профиля в районе Тбилиси, а приобретенные автомобили распределили по другим организациям. Только вмешательство Минтрансстроя и Госстроя СССР позволило перебросить на проходку Рокского тоннеля необходимые горнопроходческие машины и комплексы, а также автотранспортные средства. В итоге из-за бюрократических игр и проволочек дорога была официально принята в эксплуатацию лишь в конце 1986 года. После распада Советского Союза Транскам перестал представлять собой единый инфраструктурный объект, часть его оказалась в юрисдикции независимой Грузии.
Сегодня Транскам считается одной из самых опасных российских трасс, эта дорога проходит через горный район с повышенной сейсмичностью и сложными климатическими условиями. На всем своем протяжении магистраль подвержена ударам стихии: в межсезонье это сели и камнепады, зимой — снежные лавины. Угрозу представляет и река Ардон, которая подмывает берега, разрушает дорожное полотно и мосты. Наиболее сложным считается участок от поселка Бурон до Рокского тоннеля. На этом участке наиболее лавиноопасным является 8-километровый отрезок от так называемого «Чертова моста» (86-й км трассы) до северного портала Рокского тоннеля — на этом участке расположено сто лавинных очагов. Именно здесь находится Заккская противолавинная галерея протяженностью 827 м и высотой по габариту 4,5 м. В этом году начинаются работы по капитальному ремонту сооружения.
Проектом предусмотрено восстановление и усиление железобетонных элементов и металлических гофроконструкций галереи. На участке также заменят дорожную одежду, для покрытия двухполосной проезжей части будет использован тяжелый бетон особой прочности толщиной 20 см. Для отвода воды с проезжей части устроят железобетонные лотки, а с нагорного участка — застенный дренаж. Будут также построены очистные сооружения для очистки сточных вод от песка и нефтепродуктов.
Помимо этого, дорожники также отремонтируют инженерные системы, электроосвещение и систему видеонаблюдения, дополнительно оборудуют вентиляцию, средства автоматики и противопожарную сигнализацию, установят телефонную связь с круглосуточным диспетчерским пунктом управления движением. Сейчас на объекте ведутся работы по возведению временного объезда на две полосы движения. Завершить работы планируется в декабре 2022 года.
Новости по темам: |
Финансирование дорожного строительства
-> Северо-Кавказский ФО
|
Новости по этой теме: