На восточном направлении
28.08.2019
Нынешняя М-7 «Волга» (Горьковское шоссе) общей протяженностью 1351 км является основной для транспортного сообщения между восточной и центральной частями страны, в связи с чем отличается предельно высокой загруженностью. Также дорога проходит через большое число населенных пунктов, что вызывает большие проблемы для них, и не только экологического характера.
Трафик на всем протяжении трассы давно превысил все нормы. Особенно остро проблема стоит в пределах Московской области. Кто не знает о постоянной, по сути, пробке на дороге, пролегающей через подмосковную Балашиху? Здесь город, рассекаемый надвое федеральной трассой, как кость в ее горле. Проблемы начались в начале XXI века. И уже к 2010 году, например, на км 18 — км 23 трассой М-7 ежесуточно пользовались до 350-400 тысяч человек (более 140 млн в год!). Даже по приблизительным подсчетам без учета экологического ущерба финансовые убытки достигали 107,2 млн рублей в сутки, 39,1 млрд рублей в год. И это только в Балашихе! Бедствие чуть меньшего масштаба в районе Ногинска, Владимира и далее до Казани.
Заслуженный строитель России, старый дорожник Константин Лихачев уже тогда предупреждал, что даже реконструкция, в рамках которой предусматривалось строительство эстакады на самом загруженном перегоне, на км 18 — км 25, для транзитного транспорта на 6 полос движения и уширение проезжей части на км 25 — км 30 до 10 полос не решит проблему. Все предусмотренные реконструкцией меры — ликвидация левоповоротных съездов, устройство транспортных развязок в разных уровнях на наиболее оживленных примыканиях и пересечениях, строительство площадок для стоянки автомашин, организация скоростного трамвайного движения — в совокупности могут увеличить пропускную способность дороги на 5-10%. Но являясь паллиативом, они не решают главного — расширения площади проезжей части для возрастающего транспортного потока.
Как отмечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономки Михаил Блинкин, вопрос в том, что М-7 — очень старая дорога, которая идет по всем городам и весям, прямо через городское пространство. «Вот только недавно у нас студенты представляли проект реновации, реконструкции, ревитализации маленького городка Гороховец — всего 12 тысяч жителей. Замечательный исторический город, там монастыри, там памятники архитектуры — все на свете. Там М-7 идет прямо по центру города, и таких городов, в основном маленьких, где-то с полсотни. Там чтобы сделать это нормальной транзитной трассой, 4 полосы сделать — хотя бы категорию 1А, 1Б — надо строить 10 обходов. Проще, на самом деле, и разумнее делать прямую дорогу Москва — Казань», — считает Михаил Блинкин.
Поскольку востребованность новой федеральной трассы от Москвы на восток (фактически дублера М-7) доказана жизнью, появление таких проектов — не новость. О первом из них — проекте частной автодороги «Меридиан» — «СГ» уже писала. «Меридиан» — дерзкий проект, полностью опирающийся на частные инвестиции. При ближайшем рассмотрении проект «увешан» разными оговорками, в частности просьбой к властям не создавать конкуренции «Меридиану», пока его строительство не окупится. То есть до тех пор, пока не будет обеспечен необходимый трафик по этой платной трассе. Впрочем, правительство на эти условия не идет, ограничившись поручениями Минтрансу и Минфину оказать помощь «Русской холдинговой компании» — инициатору проекта в привлечении частных инвестиций.
В идее «Меридиана» есть слабые места, на которые указывает тот же Михаил Блинкин, в частности на то, что его трассировка идет вдали от населенных пунктов, и остается только надеяться на трафик, полностью представленный грузовым автотранспортом. Но директор ИЭТТП ВШЭ справедливо отмечает, что в мире нет прецедентов, когда частная трасса окупалась бы только за счет грузового транспорта. Легковой автотранспорт — необходимый компонент окупаемости.
И вот тут самое время обратить внимание на проект, разработанный госкомпанией «Автодор». «У государства есть абсолютно проработанный проект трассы Москва — Казань, которая идет между М5 и М7. Вот он абсолютно проработан, включен в комплексный план и выглядит гораздо более правдоподобным, чем «Меридиан», по одной простой причине — он соединяет агломерации. Там у меня не только транзитный поток, там есть внутри- и межрегиональные потоки, там автомобили всех видов: и грузовые, и легковые, и автобусы», — отмечает Михаил Блинкин.
Следует отметить, что проект «Автодора» рассматривался и получил одобрение на всех экспертных уровнях. Он был одобрен на правительственной комиссии по транспортным проблемам, то есть был достигнут профессиональный консенсус на эту тему. Ведь логично, когда дорога соединяет центры генерации пассажиров и грузов, есть понимание, откуда берется трафик.
Детали проекта пока широкой публике неизвестны. Но строительство трассы на восток давно назрело. И то, что Китай и отчасти Казахстан уже практически достроили свои участки транспортного коридора Китай — Западная Европа, тоже говорит о многом. Несмотря на то, что основной грузопоток в этом направлении все же будет осуществляться морским — самым дешевым — путем, необходимость высококлассной автомобильной магистрали уже даже не надо доказывать. И строительство ее должно начаться в скором времени. Впрочем, если альтернатива ей появится в виде частного проекта «Меридиан», это пойдет только на пользу делу.
- Дорога М-7 «Волга» — федеральная трасса, которая берет начало в
Москве, проходит через Владимир, Нижний Новгород, Казань и заканчивается
в Уфе. Имеет подъезды к городам Владимир, Иваново, Чебоксары, Ижевск,
Пермь. М-7 — это основная автомобильная дорога, связывающая европейскую
часть России, Сибирь и Дальний Восток. Является составной частью
европейского маршрута Е 22, участок от Елабуги до Уфы относится к
европейскому маршруту Е 017.
- Развитие путей восточного направления началось еще во времена
правления князя Юрия Долгорукого. Первое упоминание о дороге в этом
направлении относится к 1395 году, когда из Владимира в Москву по «самой
велицей дорозей Володимерьской» доставили икону Божьей Матери. Позже
дорога стала называться Владимирским трактом, или Владимиркой.
- С 1731 года ее стали называть Сибирским трактом. Тракт шел через Москву, Владимир, Муром, Нижний Новгород и далее в Сибирь. Ежегодные
нижегородские ярмарки активно содействовали развитию дороги, и в
1839-1845 годах было построено 380-верстовое Московско-Нижегородское
шоссе с щебеночным покрытием.
- Появление автомобиля в России начало приводить автодорожную сеть к новым стандартам, но даже с 1930 года и до начала Великой Отечественной войны автодорога на участке Горький — Казань имела твердое покрытие только в пределах населенных пунктов. К 1962 году участок Горький — Казань уже имел асфальтобетонное покрытие.
Новости по темам: |
Финансирование дорожного строительства
-> Приволжский ФО
Финансирование дорожного строительства -> Южный ФО |
Новости по этой теме: