Дорожники предложили возродить «Бурятавтодор»
06.03.2019
По их мнению, республика остро нуждается в местном госпредприятии
В конце февраля в республиканском парламенте обсудили злободневную тему «О ситуации в строительной и дорожной отраслях Республики Бурятия». Но организаторы сего мероприятия словно специально сделали все, чтобы оно провалилось.
Инициировал такой круглый стол комитет Хурала по экономической политике, природопользованию и экологии. Соответственно, он же выступил организатором.
Но уже в первые часы стало ясно, что мероприятие напоминает детскую игру «куча мала». Еще так называют беспорядочное скопление чего-либо.
К вечеру «куча мала» смешалась в головах у собравшихся чиновников, общественников и журналистов от обилия разных докладов и отчетов. Самые интересные из них организаторы почему-то отодвинули на самый конец, когда все устали настолько, что не могли слушать. Из-за этого почти незаметно прозвучали яркие цифры и моменты. Остановимся на них подробнее.
Готовы ли к «большой стройке»?
Известно, что из федерального центра в 2019 году в Бурятию придет 8,3 млрд рублей только на строительство новых школ и детсадов. Радость от долгожданной новости омрачает опасение, что подряды достанутся не местным строителям.
Дело в том, что федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» позволяет участвовать в аукционах любым, в том числе не местным компаниям. Об этом напомнил вице-спикер Хурала Цырен-Даши Доржиев.
Но даже если местным строительным фирмам удастся выиграть аукционы, то встает другая проблема. О том, что они проводятся совершенно без учета ремонтно-строительного сезона, не жаловались только ленивые. Самая частая картина – победители аукционов определяются только в середине лета, когда по логике работы должны быть в самом разгаре. Из-за этого их спешно завершают поздней осенью под упреки не знающих тонкостей граждан.
Впрочем, руководитель Республиканского агентства по закупкам Екатерина Прушинская успокоила собравшихся. Она отметила, что графики закупок в рамках выделенного финансирования утверждены и все аукционы пройдут в установленные сроки.
Кстати, организатор и ведущий круглого стола Егор Олзоев и сам до депутатства возглавлял это агентство по госзакупкам. Почему тогда не решал эти проблемы, остается загадкой.
Кто и как будет строить?
Справедливости ради отметим, что приход в республику крупных строительных организаций извне неизбежен. Хотя бы потому, что местных компаний осталось мало. В последние годы они шумно банкротились, бросая недостроенными дома с разгневанными дольщиками, а те, кто выживает, испытывают острый кадровый голод.
- По данным Росстата, в 2017 году строительные организации получили отрицательный финансовый размер 69 млн рублей. То есть сегодня заниматься строительным бизнесом не совсем выгодно, многие организации показывают убыток, – констатировал ведущий круглого стола, зампред комитета по экономической политике Егор Олзоев.
По его мнению, пора ставить вопрос о государственной поддержке строительных организаций Бурятии. Ведь в этой отрасли работает больше 28 тысяч человек. Объем выполненных ими строительных работ в прошлом году по республике составил 27 млрд рублей. Это почти 10% от валового регионального продукта.
Парадоксальная картина – кричим о высокой безработице, а на стройках видим почти одних иностранных рабочих. Хотя, казалось бы, у нас готовят кадры для строительной сферы целый вуз и несколько ссузов. Их руководителей тоже позвали на круглый стол. Те развели руками: обучаем, выпускаем, но работать по специальности не идут. Главные причины - низкая зарплата и сезонный характер трудоустройства. Знающие люди в зале язвительно добавляли, что наши сограждане еще и уступают в скорости и трудолюбии китайским рабочим. Но это тема отдельной статьи.
Все самые крупные проблемы можно было бы детальнее обсудить на этом круглом столе. Но организаторы решили добавить к ним обсуждение острейшей темы, требующей не одного совещания.
Эх, дороги!
«Информ Полис» еще в 2017 году с приходом нового главы начал обзорно-аналитический проект «Богатая Бурятия» по самым болевым точкам. И не случайно мы начали со статьи «Короли госзаказа» о ситуации в дорожной отрасли, где хозяйничали иркутяне. Что же изменилось с тех пор?
Сейчас дорожники Бурятии, приглашенные на круглый стол, отметили, что ситуация в дорожной отрасли республики медленно, но верно меняется в лучшую сторону. Этому способствовало в первую очередь включение региона в федеральный проект «Безопасные и качественные дороги». Никто не спорил, что в этом личная заслуга главы Бурятии. Алексей Цыденов с первых дней работы лоббировал интересы республики в профильных федеральных министерствах и ведомствах. Журналистов приглашали на рабочие совещания с Минтрансом Бурятии и руководителями дорожных организаций, на которых оперативно решали стратегические вопросы, задачи. И результаты мы ощутили очень скоро и в прямом смысле физически, «пятой точкой» оценив ремонт дорог Улан-Удэнской агломерации.
Республиканские дороги
Хорошая новость прозвучала на круглом столе для сельчан - с 2019 года в нашей республике запускают новый национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Теперь он будет направлен на региональные дороги, не включенные в состав Улан-Удэнской агломерации.
Но некоторые проблемы в дорожной отрасли, к сожалению, не залатать так же быстро, как ямы на дорогах.
Основные проблемы дорожников Бурятии такие же, как у строителей, - отсутствие местных, крупных дорожно-строительных компаний. Точно такие же претензии к позднему проведению торгов, из-за чего мы часто наблюдаем ремонт дорог с первыми снегопадами. Добавим к этому слабый контроль со стороны заказчиков, участие в торгах недобросовестных подрядчиков, фирм-однодневок, которые растут как грибы после дождя, а также иногородних компаний.
Все вместе приводит к тому, что средства дорожного фонда осваиваются не в полном объеме. Возрастает вероятность низкого качества работ, нет ответственности по гарантийным обязательствам. И такая ситуация повторяется из года в год.
А между тем дорожная отрасль для Бурятии порой важнее, чем строительная. Ведь наша республика – приграничный регион, где развитие транспортной инфраструктуры - это стратегическое направление. Риски в дорожной сфере чреваты большими инфраструктурными (и не только) проблемами в ближайшем будущем.
Но не все так плохо. Есть все предпосылки, для того, чтобы через мультипликативный эффект развития транспортной инфраструктуры коренным образом укрепить экономическое и геополитическое положение Бурятии. На круглом столе прозвучало интересное предложение, которое может улучшить ситуацию.
Возрождение «Бурятавтодора»
- Считаем, что одной из основных задач региональных властей является возрождение государственного дорожного предприятия «Бурятавтодор». Опыт субъектов РФ показывает, что практически в каждом регионе есть свои крупные местные дорожно-строительные и проектные компании, которые выполняют работы не только у себя в регионе, они выходят и на рынок дорожных работ соседних регионов, – заявил с трибуны председатель Союза дорожников Бурятии Андрей Дугаров.
По его идее, «Бурятавтодор» будет заниматься тем же, чем в советские годы. Не все в них было плохо. Именно местное госпредприятие должно заниматься содержанием, строительством, ремонтом, проектированием автомобильных дорог, мостов, безопасностью дорожного движения на территории республики. Оно же должно оказывать поддержку и сотрудничать с представителями местного малого бизнеса, профессионально занимающимися дорожной деятельностью. При таком системном подходе к развитию транспортной инфраструктуры в регионе минимизируются все риски по качественному освоению бюджетных средств по всем направлениям дорожной деятельности.
- При этом будут созданы до 1500 новых рабочих мест, увеличатся налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, улучшится материально-техническая база, прекратится отток капитала из региона, сработает мультипликативный эффект, при котором 1 рубль, вложенный в дорожную отрасль, даст 3 - 5 рублей в смежных отраслях экономики, – привел цифры выступающий.
В ближайшей перспективе «Бурятавтодор» может стать крупнейшим дорожным холдингом региона по обслуживанию дорожной сети Бурятии. В отличие от мелких дорожных компаний, такая государственная организация сможет успешно участвовать в федеральных, региональных, муниципальных проектах, потому что будет иметь современный технический парк дорожно-строительной техники, которой так не хватает сейчас местным дорожникам.
- Кроме того, республиканское предприятие «Бурятавтодор» должно включать в себя асфальтобетонные заводы, карьеры по добыче строительного камня, песчано-гравийной смеси, собственные лаборатории, квалифицированные кадры и широкую географию строительных объектов. В этом качестве «Бурятавтодор» может и должен стать драйвером развития всей дорожной отрасли республики, – завершил выступление от местных дорожников Андрей Дугаров.
Поздним вечером, к завершению стола, оставшихся докладчиков организаторы начали торопить. Хотя сами пригласили их и люди готовились к выступлению больше двух недель.
- Мы понимали, что эта проблема очень масштабная и за один круглый стол ее не решить, – признал Егор Олзоев. - Но сегодня мы услышали друг друга, есть понимание, куда двигаться дальше. Предлагаю создать рабочую группу по доработке проекта рекомендаций, которую готов возглавить.
Новости по темам: |
Финансирование дорожного строительства
|
Новости по этой теме: