Что спасет российские дороги от перепадов температуры
07.12.2018
Значение таких участков для строительства дорог сложно переоценить: темпы строительства и сложность проектов возрастают с каждым годом, увеличиваются и требования к качеству покрытия.
Так, в 2018 году планируется запустить 29 автодорожных проектов общей протяженностью 150 тысяч километров. Это не только реконструкция старых путепроводов, но и строительство новых путей сообщения.
Новые технологии укладки покрытия и использование различных добавок позволят адресно улучшать прочность и сохранность дорог в разных климатических зонах. Если смотреть на ситуацию еще шире, то масштаб запланированных проектов впечатляет.
Согласно плану модернизации магистральной инфраструктуры, утвержденному Минэкономразвития в 2018 году, за шесть лет на сооружение почти 700 объектов будет потрачено около 7 трлн рублей. При строительстве новых объектов широко используется щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) — покрытие с высоким содержанием щебня и стабилизирующих добавок, предназначенных для удержания связующего вещества (битума) от стекания.
Применение различных добавок для дорожного строительства — современный мировой тренд, позволяющие делать дороги качественнее и долговечнее.
«Волшебная» стабилизирующая добавка
производится из хризотил-асбеста, известного уникальными свойствами.
Гранулы этого минерала повышают толщину битумной пленки, увеличивая
количество битума в смеси. Это сохраняет дорожное покрытие
от расслаивания и повышает его долговечность. Расход материалов
на квадратный метр при укладке ЩМА ниже, чем у горячего асфальтобетона.
Соответственно, при использовании ЩМА повышается долговечность покрытия, и снижаются затраты на строительство и ремонт дорог.
Использование ЩМА поможет справиться и с одной из типичных проблем - частыми перепадами температуры с переходом через ноль.
К примеру, в Волгоградской области в осенне-зимний период фиксируется больше 50 перепадов: днем плюсовая температура, ночью — минусовая. Это означает, что покрытие методично разрывается то замерзающей, то оттаивающей водой, попадающей в микротрещины и поры. Под таким воздействием покрытие быстро разрушается, и на дороге появляются выбоины. Природные свойства хризотил-асбеста, используемого в качестве добавки для ЩМА, обеспечивают высыхание битума не до конца.
Такая смесь не позволяет влаге накапливаться в толще покрытия, что
препятствует образованию пустот и трещин в асфальте. Гарантийный срок
дорог, построенных с использованием добавок, превышает 25 лет.
Применение этой технологии уже опробовано при строительстве дорог
в России, в том числе на трассе Формулы-1 в Сочи и на МКАДе.
В ближайшей перспективе применение ЩМА позволит сэкономить бюджет только на закупке импортных аналогов около 2 млрд рублей. Очевидно, что спрос на ЩМА, а значит и на стабилизирующие добавки, будет расти. Важным подтверждением этой тенденции является открытие в последнее время сразу двух заводов, производящих добавки на основе хризотил-асбеста — в Ясном и в Белгороде.
Экспериментальные участки дорог, считают в Росавтодоре, позволят максимально точно рассчитать необходимые пропорции в составах ЩМА для разных климатических зон. В рамках проекта на тестовых участках установят датчики для передачи информации о температуре и влажности грунта, внутреннем напряжении и деформациях покрытия. Импровизированные «полигоны» будут выделены электронными табло, предупреждающими автовладельцев о начале особого участка дороги. Сам испытательный участок составит всего несколько десятков метров, но это никак не скажется на эффективности замеров.
Движению автомобилей исследования отечественных инженеров мешать не должны, как, впрочем, и подвергать их какой-либо опасности.
Новости по темам: |
Финансирование дорожного строительства
-> Россия
|
Новости по этой теме: