Глава правительства Дмитрий Медведев назвал критически важной задачу
развития транспортной инфраструктуры в российской части Арктики,
отметив, что к финансированию этого процесса наряду с федеральным
центром должны подключаться бизнес и регионы. Об этом премьер-министр
заявил в рамках совещания по крупным проектам развития транспортной
инфраструктуры севера России, которое состоялось в Мурманске.
Перед началом совещания глава кабинета министров осмотрел акваторию
порта и инфраструктурные объекты Мурманского транспортного узла, морской
вокзал Мурманска и ледокол «Новороссийск». Это уже вторая поездка
председателя правительства в высокие широты за последние три недели, что
говорит о важности арктической повестки дня.
— Это та инфраструктура, без
которой жизни просто не будет. Автомобильные и железные дороги, морские
порты, аэропорты имеют для труднодоступных северных территорий,
арктической зоны критическое, жизненно важное значение, — заявил
премьер-министр.
По словам Дмитрия Медведева, чтобы решить поставленные задачи,
правительство задумало ряд масштабных строек — таких как создание нового
порта Сабетта в рамках проекта «Ямал-СПГ» и одноименного аэропорта, а
также реализация проекта по комплексному развитию мурманского
транспортного узла на базе Мурманского морского порта.
С начала года в аэропорту Сабетта уже оформили 16 международных
рейсов. По итогам I квартала 2017 года было оформлено 16 международных
авиарейсов. Товарооборот составил $10,56 млн, а грузооборот — 223 т. В
частности, в Сабетту прилетали самолеты из Китая, Германии и
Великобритании.
В морском пункте поселка Сабетта с начала года было оформлено 15
прибытий и семь убытий международных морских судов. Товарооборот
составил около $1 млрд, грузооборот — 61,42 тыс. т. Большая часть
товаров, завозимых морским и воздушным транспортом, представляет собой
модули, металлоконструкции и контейнеры с компонентами завода по
сжижению газов. В государственный бюджет в рамках проекта было
перечислено 879,6 млн рублей.
Глава Министерства транспорта Максим Соколов рассчитывает, что порт
Сабетта в ближайшее десятилетие станет крупнейшим грузовым хабом для
поставок по всем направлениям — как на восток, так и на запад.
Использование инфраструктуры порта также является значимой частью
перевозок по Северному морскому пути.
Министр отметил, что дальнейшее развитие порта связано в том числе и с
развитием железнодорожного сообщения по ветке от Бованенковского
месторождения до порта. Этот проект реализуют на принципах
государственно-частного партнерства (20% составят средства внебюджетных
источников). Вторым проектом, который будет способствовать развитию
порта, является строительство Северного широтного хода. Это
проектируемая железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном
округе протяженностью 707 км, строительство которой планируется
завершить в 2023 году. Предполагается, что реализация этих проектов
позволит в течение ближайших 10 лет сформировать крупнейший грузовой
транспортный хаб в Арктике.
Что касается Мурманского транспортного узла, то на сегодняшний день
он является крупнейшим у северных берегов России. Одноименный порт
— самый северный из незамерзающих портов России, а также крупнейший в
мире из расположенных за Северным полярным кругом.
— Мурманский транспортный узел — крупнейший инфраструктурный проект,
не только в масштабе Арктики, но и в масштабе всей страны. На базе
самого нашего большого северного морского порта мы создаем терминалы для
перевалки нефтеналивных грузов, естественно, угля, контейнерные
терминалы, реконструируем подъездные пути к порту, — заявил Дмитрий
Медведев.
Глава правительства высказал надежду на то, что после завершения
строительства морской хаб сможет принимать суда вместимостью боле 3 тыс.
т, а к 2020 году порт сможет обрабатывать до 80 млн т грузов.
Готовность к обслуживанию пассажиров круизных судов планируется
обеспечить к началу сезона 2018 года.
Премьер-министр отметил, что ряд других инфраструктурных проектов находятся в начальной стадии реализации.
— В частности, разработан бизнес-план создания железнодорожного
северного широтного хода и железнодорожных подходов к нему. Магистраль
имеет протяженность 700 км, планируется, чтобы соединить Северную и
Свердловскую железные дороги, — сказал Дмитрий Медведев, отметив, что
для реализации таких крупных проектов нужны значительные инвестиции и
необходимо осуществлять проекты в форме государственно-частного
партнерства.
В частности, министр транспорта Максим Соколов заявил о том, что
индийская компания Tata Group изучает возможность строительства
угольного терминала на Камчатке. Проект находится в стадии принятия
инвестиционного решения.
— Компания Tata прорабатывает возможность строительства терминала по
перевалке угля в Камчатском крае мощностью 10 млн т — проект находится
уже в стадии принятия инвестиционного решения и может в принципе стать
визитной карточкой нашего международного сотрудничества, — заявил
министр.
Также премьер-министр сообщил, что перед вылетом в Мурманск он
подписал распоряжение об одобрении проекта соглашения по укреплению
международного арктического научного сотрудничества. Документ был
разработан специально созданной международной целевой группой (с
участием представителей России) в соответствии с решениями министерских
сессий Арктического совета, закрепленными в Кирунской декларации 2013
года и Икалуитской декларации 2015 года.
Справка «Известий»
Арктический совет — международный
региональный форум, направленный на развитие сотрудничества государств
Арктического региона в области охраны окружающей среды и обеспечение
устойчивого развития приполярных районов. Декларация о создании
Арктического совета подписана в Оттаве (Канада) 19 сентября 1996 года.
Членами Арктического совета являются Канада, Дания, Финляндия, Исландия,
Норвегия, Россия, Швеция и США.
Соглашение направлено на облегчение проведения международных
научных исследований в Арктике, активизацию контактов между учеными,
обмен результатами научных исследований, упрощение пересечения границы и
возможности совместного использования научной инфраструктуры.
Напомним, в 2014 году кабинет министров утвердил госпрограмму
социально-экономического развития Арктики до 2020 года. Но, по словам
Дмитрия Медведева, этот документ носит аналитический характер и является
недостаточным для развития этого региона РФ. Сейчас Минэкономразвития
готовит проект обновленной программы, которая должна содержать и
конкретные задачи, и, что самое главное, инструменты, которые
обеспечивают их решение, в том числе финансовое.