Денег от «Платона» может не хватить на все планы правительства
11.05.2016
В пресс-службе Росавтодора корреспонденту Gudok.ru объяснили, что всего до конца августа 2016 года должен быть выполнен неотложный ремонт наиболее проблемных для автомобилистов участков дорог в 33 регионах страны. Отремонтировать дороги в экстренном порядке предполагается на территории Волгоградской, Саратовской, Омской, Костромской, Тверской, Архангельской, Вологодской, Рязанской, Владимирской, Кировской, Самарской, Челябинской, Тамбовской областей, Республик Алтай, Карелия, Калмыкия, Марий Эл, а также городов – Волгограда, Саратова, Омска, Костромы, Твери, Петрозаводска, Архангельска, Вологды, Рязани, Владимира, Кирова, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и Тольятти. В ведомстве подчеркнули, что речь идет не о федеральных трассах, проходящих по территории этих регионов, а именно о региональных и муниципальных дорогах.
В вышеперечисленных регионах еще до принятия окончательного решения Правительства РФ о выделении средств должна быть начата подготовка к предстоящим ремонтам. «Региональным властям уже сейчас поручено начать подготовку асфальтобетонных заводов и подрядных организаций для максимально оперативного выхода на объекты (не дожидаясь доведения федеральных трансфертов) за счет корректировки собственных программ дорожных работ, с учетом последующих поступлений средств федерального бюджета в течение года», - говорится в сообщении Росавтодора.
По статистике, предоставленной Gudok.ru пресс-службой Росавтодора, за последние два года доля федеральных трасс, соответствующая нормативному состоянию, увеличилась с 45% до 64%, а до конца 2016 года в порядок должен быть приведен 71% федеральных дорог. За этот же период региональная дорожная сеть, соответствующая нормативному состоянию, увеличилась всего лишь на 1% - к концу 2015 года этот показатель составил 38,8%. «Такие темпы объясняются тем, что сегодня финансируется только 14–15% от нормативной потребности в работах по капитальному ремонту и ремонту региональных автомобильных дорог», - рассказали Gudok.ru в Росавтодоре.
В то же время, как показывают приблизительный прогноз Gudok.ru, объемов сборов в систему «Платон» может не хватить на все озвученные планы по их расходованию в 2016 году.
Согласно данным компании-оператора «Платона» ООО «РТ-Инвест – транспортные системы» (РТИТС), с начала работы системы 15 ноября 2015 года было собрано 7,2 млрд рублей платежей. При этом в среднем ежемесячно федеральный бюджет пополняется за счет «Платона» на 1,3 – 1,4 млрд рублей при действующем тарифе 1,53 руб. за 1 км пройденного пути (наиболее ощутимое падение сборов за последние полгода до 0,9 млрд рублей наблюдалось только в период новогодних каникул с 15 декабря по 15 января). Таким образом, если действующий тариф будет прежним до конца года и каждый месяц в систему будет поступать порядка 1,4 млрд рублей, всего в «Платон» может поступить около 17,6 млрд рублей платежей дальнобойщиков.
Часть этих средств, согласно уже подписанному правительством решению, будет потрачена на платежи оператору «Платона» в соответствии с подписанным концессионным соглашением. Как пояснили Gudok.ru в пресс-службе РТИТС, согласно распоряжению Правительства РФ 1662-р от 29 августа 2014 года плата концедента начисляется по календарным полугодиям. Таким образом, в 2016 году оператору системы будет выплачено 7,9 млрд. руб. (сумма платы концедента за работу системы с 15 ноября до конца 2015 года и за первое полугодие 2016 года). «За второе полугодие 2016 года плата будет выплачиваться только в феврале 2017 года», - подчеркнули в РТИТС.
Еще одна статья расходов средств системы «Платон» следует из решения правительства об изменении системы сборов транспортного налога с владельцев большегрузных грузовиков, которые осуществляют платежи в «Платон». Проект соответствующих поправок в Налоговый кодекс РФ уже разработан Минфином и Минтрансом РФ, утвержден председателем правительства Дмитрием Медведевым 21 апреля, а 25 апреля законопроект внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ.
Поправки в Налоговый кодекс предусматривают уменьшение суммы транспортного налога для физических лиц на сумму уплаченных сборов за пользование федеральными дорогами через систему «Платон». Эта налоговая льгота будет иметь «обратную силу» и распространяться на платежи дальнобойщиков, начиная с 1 января 2015 года. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что принятие поправок в Налоговый кодекс приведет к выпадающим доходам регионов в сумме 8,7 млрд рублей, которые «будут возмещаться за счет средств, зачисляемых в Федеральный дорожный фонд от сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами максимальной массой свыше 12 тонн», собираемых системой «Платон».
С учетом нынешнего решения правительства о направлении в 2016 году порядка 10 млрд рублей на неотложный ремонт региональных и муниципальных дорог, расходы по этому финансовому источнику к концу года достигнут порядка 26,5 млрд рублей, что почти на 9 млрд рублей больше прогнозного расчета доходов «Платона».
Не исключено, что по итогам года объем платежей в систему «Платон» будет расти. В «РТИТС» Gudok.ru рассказали, что по состоянию на 10 мая 2016 года в «Платоне» зарегистрировано 245,5 тыс. владельцев 713 тыс. грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, что составляет более 71% от общего числа «12-тонников», работающих на федеральных дорогах страны. В компании подчеркивают, что количество грузовиков, зарегистрированных в системе, растет ежедневно.
Тем не менее, эксперты полагают, что ощутимых всплесков грузооборота «12-тонников» до конца года не будет. Возможный рост перевозок за счет летнего «строительного» сезона будет компенсирован ежегодными временными ограничениями проезда грузовиков по дорогам из-за весенней распутицы и летней жары (приказом Росавтодора в этом году весенний проезд грузовиков по федеральным трассам будет ограничен с 5 мая по 25 июня и при температуре воздуха выше 32 градусов с 20 мая по 31 августа). «Я полагаю, что колебания грузопотока из-за ограничений на проезд в весенний период не слишком велики, так как они касаются лишь крупногабаритной техники с нагрузкой на каждую ось 11,5 тонн, - рассказал корреспонденту Gudok.ru аналитик дилингового центра IFC Markets Дмитрий Лукашов. - Кроме того, автоперевозчики и их заказчики, вероятно, уже приспособились к данной практике. Весенние ограничения на проезд устанавливаются в нашей стране с 1969 года. Кроме всего этого, можно отметить, что с 2014 года в России порядка 20 тыс. км автомобильных трасс не подпадают под ограничения по проезду».
Если объемы грузоперевозок с использованием большегрузных автомобилей не будут существенно расти, то единственным способом наращивания объемов платежей в «Платон» может стать повышение тарифов. Еще с 1 марта 2016 года правительство собиралось проиндексировать размер действующих сборов в два раза с 1,53 руб. за 1 км пути до 3,06 руб. за 1 км, однако, учитывая сложный экономический период и напряженность в отрасли автоперевозок, не стало этого делать, сохранив возможность индексации в будущем.
Говоря о принятом в марте решении, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович сообщил, что сборы за проезд «12-тонников» могут быть проиндексированы уже в октябре. «По итогам девяти месяцев этого года будет проведен мониторинг ситуации, и в октябре будет принято решение, в какие сроки повышать эту плату», - сказал он, добавив, что запланированную ранее индексацию тарифа на размер инфляции правительство также решило пока не проводить. В пресс-службе Минтранса корреспонденту Gudok.ru подтвердили, что «решение о размере тарифа в системе «Платон» будет приниматься осенью текущего года по итогам работы за отчетный период».
Если предположить, что сборы за последние 3 месяца 2016 года увеличатся вдвое, то дополнительные поступления в систему могут достичь порядка 4,2 млрд рублей. Таким образом, общая сумма сборов в «Платон» может достичь 22,2 млрд рублей, которых также не хватит на все озвученные правительством расходы в размере 26,5 млрд рублей: дефицит средств может превысить 4 млрд руб.
Кроме того, изначально предполагалось, что средства, собранные системой «Платон», будут направляться на региональные ГЧП-проекты, как минимум четыре из которых находятся в высокой степени готовности. Впрочем, глава Росавтодора Роман Старовойт ранее сообщал журналистам, что средства «Платона» начнут выделяться на эти проекты лишь в начале 2017 года, учитывая необходимое время на проектирование и экспертизу объектов строительства.
Новости по темам: |
Финансирование дорожного строительства
-> Россия
|
Новости по этой теме: