Нерудные материалы затягивает в кризис
24.09.2015
По данным аналитиков консалтинговой компании CMPro, в стране с начала текущего года наблюдается стабильное снижение объемов производства и потребления нерудных строительных материалов по отношению к 2014 году. По итогам первого полугодия падение рынка в сегменте добычи составило 9%. Правда, в этом июле по сравнению с годом ранее добыча НСМ выросла на 2%. Тем не менее, считают эксперты, до конца года в целом сохранится тенденция со знаком «минус».
В Петербурге и Ленобласти ситуация на местном рынке НСМ схожа с
общероссийской, но имеет свои нюансы. В частности, как рассказывает
заместитель генерального директора Группы ЛСР, управляющий «ЛСР. Базовые
материалы — Северо-Запад» Василий Кострица, по сравнению с прошлым
годом резко сократилось потребление щебня. «В этом году на рынке
практически нет крупных проектов, которые могли бы стать хорошими
драйверами роста. В настоящий момент производственные мощности превышают
потребность практически в два раза. «ЛСР. Базовые материалы –
Северо-Запад» за первое полугодие 2015 года отгрузило щебня 2,4 млн куб.
м, что на 34% меньше, чем в прошлом году», – отметил он.
При этом, добавляет господин Кострица, с песком противоположная
ситуация. В частности, объем реализации песка предприятием в первом
полугодии составил более 4 млн куб. м. Это на 32% больше, чем за
аналогичный период 2014 года. Ряд крупных стратегически важных проектов
для страны пока удерживает рынок песка в Петербурге и Ленинградской
области на уровне прошлого года.
С мнением представителя строительного холдинга согласен и генеральный
директор ЗАО «Решение» Александр Батушанский. По его словам, общий спрос
на песок заметно вырос за счет дорожно-инфраструктурных проектов, таких
как трассы «Скандинавия», «Сортавала», намыв территорий вдоль ЗСД и
станции «Новокрестовская». Кроме того, с середины лета начато
строительство трассы Москва – Санкт-Петербург, где будут потребляться
очень значительные объемы песка. «Но по ряду других сегментов
потребления наблюдается падение спроса, так как сократилось число новых
проектов. В частности, спрос на щебень снизился. Основная причина –
снижение спроса со стороны производителей бетона и железобетона, а объем
потребления на инфраструктурных проектах на работах, где требуется
щебень, не компенсировал сокращение спроса в прочих сегментах», –
считает эксперт.
По словам игроков рынка, негативно сказывается на рынке нерудных
материалов ужесточение законодательства в отношении перевозки
тяжеловесных грузов. В августе уже выросли штрафы за перевес
большегрузной техники, в ноябре начнет взиматься оплата проезда по
федеральным трассам. Это означает, что уже в ближайшее время можно
ожидать роста тарифов на грузоперевозки в 1,5-2 раза.
«Такое резкое увеличение производители не смогут взять на себя, и рынок
придет к неминуемому росту цен для конечного покупателя. Необходимо
понимать, что из песка и щебня строятся федеральные дороги,
стратегически значимые инфраструктурные проекты, то есть те объекты, для
реализации которых привлекается госбюджет. В условиях кризиса и
утвержденных бюджетов рынок абсолютно к этому не готов. При таком
развитии событий отдельные проекты просто встанут. Производители НСМ
начнут череду консервации заводов. Это, в свою очередь, приведет к
сокращению налоговых отчислений в бюджет и так далее. Это очень важный
вопрос, и его необходимо выносить в публичную плоскость», – считает
Василий Кострица.
Напомним: как прогнозируют в российском правительстве, в результате
реализации проекта по сбору денег с грузовиков весом 12 тонн и больше
удастся пополнить казну от 41 млрд рублей в 2016 году до 69 млрд рублей в
2025. Дополнительные вливания в федеральный Дорожный фонд составят 50
млрд рублей в год. Денежные средства будут направлены на ремонт дорожной
сети.
По мнению экспертов, из-за того, что автодороги станут менее выгодными
для транспортировки, вырастет отправка НСМ железнодорожной дорогой и
водными путями. Однако данная доставка грузов имеет свои слабые
стороны, так как не у каждого потребителя есть удобный доступ к данным
транспортным узлам. В итоге все равно до места назначения нерудные
материалы будут возить грузовиками.
Опрошенные независимые специалисты считают, что в ближайшее время
каких-либо значительных перемен среди игроков рынка нерудных материалов
не произойдет. По-прежнему доминировать будут крупные игроки, при этом
малые компании останутся при своих клиентах.
«Рынок материалов довольно конкурентен. За последние годы появились
новые игроки, которые хоть и не изменили состав лидеров, все же
уменьшили их долю на рынке. К слову, никаких особых маркетинговых
приемов на рынке НСМ не применяется. Цена, условия платежа (наличие
отсрочек) и возможность обеспечить регулярные поставки – главные
критерии, по которым выбирают поставщиков, а задача последних – заявить о
себе лучшим образом по этим пунктам», – подчеркивает Александр
Батушанский.
Сейчас по данным CMPro в России действует около тысячи предприятий по
производству нерудных строительных материалов. Значительная часть
объектов работает в Центральном, Сибирском и Северо-Западном федеральном
округах.
Как уже отмечали эксперты, на рынке щебня Петербурга и Ленобласти
сегодня работают около 20 предприятий. Крупнейшие из них относятся к
холдингам Группы ЛСР и «Ленстройматериалов». На рынке песка региона
присутствуют около 10 компаний. Опять же, самые крупные из них входят в
ЗАО «ЛСР-Базовые». Кроме крупных компаний-производителей на рынке песка и
щебня представлены в большом количестве простые и транспортные
посредники.
Новости по темам: |
Нерудные материалы
-> Щебень
-> Итоги деятельности
Нерудные материалы -> Щебень -> Планы Статистика -> Производство нерудных стройматериалов |
Новости по этой теме: