ЦКАД: почему строительство дороги стоимостью в сотни миллиардов нельзя останавливать
20.05.2015
При реализации этого проекта предстоит выполнить огромный объем работ. Общая протяженность дороги составит 529,7 км, а стоимость превысит 300 млрд руб. ЦКАД разделен на пять пусковых комплексов, участки дороги будут разной ширины — от четырех до восьми полос. Согласно планам, первый пусковой комплекс будут введен в строй в 2020 году, но отдельные участки заработают раньше, уже в 2018 году. Стоимость первой очереди длиной 50 км составит 57 млрд руб.
Вместо старой бетонки — платный автобан
ЦКАД предполагается сделать платной, за исключением двух участков. Эта дорога станет дублером бетонного кольца и существенно разгрузит МКАД и региональные трассы Москвы и Подмосковья от большегрузного и транзитного транспорта. Предполагается, что вдоль дорожного полотна будут построены 32 автозаправочные станции, 18 станций технического обслуживания для легкового и грузового автомобильного транспорта, 18 мотелей, 22 кафе-ресторана, 30 многофункциональных автозаправочных комплексов.
По словам заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрия Прончатова, строительство ЦКАД — далеко не единственный проект такого рода. Всего в Московской области до 2020 года будет построено 30 различных объектов, и 8 из них уже действуют, это 37 км новых дорог. За 2015—2017 годы на эти цели будет выделено 68 млрд руб. Главная задача, которая стоит перед дорожными строителями, — увеличить пропускную способность подмосковной дорожной сети. Преимущественно это будет достигаться путем создания магистралей с бессветофорным движением.
Как считает начальник Главного управления дорожного хозяйства Московской области Константин Ляшкевич, ЦКАД существенно разгрузит и региональную дорожную сеть. Созданная в основном еще в 1970—1980 годах прошлого века, сегодня эта сеть сильно перегружена, не справляется с резко возросшим транспортным потоком. 60% дорожных покрытий находится в плохом состоянии, что требует больших затрат на их ремонт. Второй год подряд ежегодно ремонтируется 10% подмосковных региональных дорог.
Все эти факторы приводит к снижению пропускной способностью сети, к огромным пробкам. Еще одна острая проблема связана с железнодорожными переездами, на которых водители теряют много времени. Сегодня предпринимаются усилия по строительству эстакад над переездами. До конца 2015 года будет введено 5 таких путепроводов, а к 2018 году планируется ликвидировать все проблемные переходы.
Выручит ли ГЧП
Со строительством ЦКАД развитие дорожной инфраструктуры Подмосковья выйдет на новый уровень. Как отмечает Константин Ляшкевич, магистраль изменит все транспортные потоки в области, появится во многом принципиально иная логистическая структура. Сейчас большая часть грузов доставляется в Москву по железной дороге, а после запуска ЦКАД существенно возрастет роль автомобильного транспорта. Что в свою очередь «потянет за собой» создание новой логистики.
Кризис серьезно осложнил проблему финансирования этого грандиозного проекта. И хотя еще в мае 2014 года Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал соответствующее Постановление, вопрос сохраняет свою остроту. Строить ЦКАД планируется по принципу государственно-частного партнерства. Государство выделяет субсидии из федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, а остальную часть средств «докладывают» частные инвесторы. Каждый пусковой комплекс будет строиться в рамках отдельного проекта ГЧП. Такая схема вполне жизнеспособна. По крайней мере, по словам Константина Ляшкевича, частные инвесторы, несмотря на сложную экономическую ситуацию, готовы инвестировать в дорожную инфраструктуру области.
Еще одна важная тема — а кто, собственно, будет строить дорогу? «Кусок» — более чем лакомый, и борьба за него идет напряженная. Как уверяет вице-президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» Максим Стрельников, столичные и подмосковные дорожные строители вполне способны выполнить предстоящие объемы работ. В частности это показали проведенные конкурсы, в которых участвовали крупные компании. Впрочем, этот факт совсем не исключает, а, наоборот, даже предполагает широкое использование небольших субподрядчиков. И если кто-то из них не справится со своим заданием, вполне могут быть привлечены строительные организации из других регионов.
По словам Максима Стрельникова, в Московской области существует необходимая строительная база, есть крупные подрядчики. Вопрос в другом: насколько эффективно будут использоваться эти мощности. Ведь такая масштабная стройка требует тесной координации двух крупнейших строительных комплексов — Москвы и Подмосковья.
Стоит ли самим готовить грабли, чтобы потом на них наступать
К строительству ЦКАД только приступают, а муниципалитеты, по территории которых пройдут участки трассы, уже начинают готовиться к их использованию. Глава администрации городского округа Домодедово Дмитрий Городецкий рассказывает, что, хотя трасса пройдет по землям муниципалитета только через несколько лет, строители уже сейчас начинают подводить к будущей дороге новые подъездные пути. Домодедовский район связывает с ЦКАД большие надежды, рассматривая дорогу в качестве драйвера своего дальнейшего развития как крупного транспортного узла. Уже сегодня аэропорт Домодедово по своей рентабельности обгоняет воздушную гавань в Франкфурте-на-Майне, парижский аэропорт имени Шарля де Голля и лондонский Хитроу. В районе успешно действует технопарк «Южные врата», 80% площадей которого уже зафрахтовано арендаторами, в том числе иностранными. Появление же новой дороги способно еще заметнее расширить экономический потенциал Домодедовского района.
Ждут появление ЦКАД и в Центральном федеральном округе. Здесь работает 17 тыс. перевозчиков, чей бизнес связан с Москвой, но сегодня они не имеют права ездить по МКАД в дневное время — в отличие от иностранных конкурентов. Понятно, что этот отрицательно сказывается на деятельности отечественных транспортных компаний. Появление же ЦКАД в этом смысле уравняет шансы иностранцев и россиян.
Заместитель председателя Москомархитектуры Сергей Костин считает, что, несмотря ни на какие трудности, ни в коем случае нельзя останавливать сооружение грандиозной кольцевой дороги, поскольку этот проект сам по себе — сильнейшее антикризисное лекарство для экономики не только Подмосковья и Москвы, но и целого ряда центральных российских регионов. Но при этом следует тщательно продумать некоторые аспекты строительства. Так, на значительной части ЦКАД предусматривается всего две полосы движения в каждую сторону. Понятно, что экономить надо, но при этом не стоит забывать о том, что скупой платит дважды. По мнению ряда специалистов, сооружение двухполосных отрезков приведет к тому, что эти части трассы очень быстро превратятся в зоны проблемного движения, и сам собой встанет вопрос об их расширении. Так не лучше ли сделать это сразу, застраховав себя от будущих трудностей?
Новости по темам: |
Проблемы дорожного строительства
-> Комментарии экспертов
Финансирование дорожного строительства -> Москва Финансирование дорожного строительства -> Московская область |
Новости по этой теме: