Поиск по сайту производится «Яндексом» искать
 по сайту
Контактная информация:
e-mail: marketing@asphalt.ru
Главная страницаНовости
 

Рынок щебня: склады переполнены, а украинцы демпингуют


Количество просмотров: 1568

08.05.2015

 Без такого нерудного материала, как щебень, сегодня не могут обойтись производители бетона и ЖБИ, металлурги, строители железных и автомобильных дорог. Но, поскольку спрос на эту продукцию из-за кризиса упал, огромные объемы щебня лежат на складах, и многие производители находятся на грани закрытия. Есть ли выход из этой ситуации?

Сегодня мы поговорим о российском рынке щебня. Напомним, что щебень является продуктом дробления горных пород, а также каменных материалов искусственного происхождения. В этом обзоре мы остановимся только на нерудных щебнях, к которым относятся щебни из гранита, известняка, базальта и гравия.

 

 

Прочность — черта характера

Основной и, пожалуй, главной характеристикой щебня является его прочность. В соответствии с этим параметром щебень подразделяется на несколько групп:

Марки М 1200—1400 — высокой прочности

Марки М 800—1200 — прочный

Марки М 600—800 — средней прочности

Марки М 300—600 — низкой прочности

Марки М 200 — самой низкой прочности

Чаще всего на отечественном рынке представлен гранитный щебень прочностью 1200—1400, известняковый — прочностью ≤600, 800—1000 и гравийный прочностью 800—1000.

Самый дешевый щебень, применяемый в строительстве, — известняковый. В его состав в основном входят кальцит или карбонат кальция.


Состояние критическое

— Сегодня в первую очередь востребован гравийный щебень, который по своим прочностным характеристикам и ценовому диапазону вполне устраивает большинство заказчиков, — рассказал Виталий Оскирко, замначальника отдела продаж одной из производственных компаний, работающей на рынке щебня. — Хотя в связи с кризисом потребление всех нерудных материалов серьезно снизилось, — добавил он.

Впрочем, как мы выяснили у экспертов, снизилось не только потребление щебня, но и его добыча, что неудивительно.

— В настоящее время наблюдается серьезное отставание по сравнению с прошлогодними объемами производства, — делится с журналом «Строительство.RU» Владимир Сергеев, исполнительный директор Некоммерческой ассоциации производителей и потребителей природных строительных материалов «Недра». — Так, в январе произведено 17,1 млн куб. м нерудных материалов, что составляет 95% к уровню прошлого года. В феврале произведено 20,1 млн «кубов» — а это уже 88% к прошлогоднему уровню.

— Конечно, в первую очередь это связано с отсутствием спроса, — отмечает Владимир Сергеев. — Мы думаем, что деньги у строителей могут появиться не раньше конца мая.

Еще одной причиной, которая влияет на объемы добычи, стало серьезное затоваривание данной продукцией. По данным ассоциации «Недра» сегодня на складах у производителей скопилось более 50 млн куб. м щебня. Из-за отсутствия должной реализации многие предприятия находятся на грани закрытия. И это вовсе не преувеличение.


Украинский фактор

Но есть еще один фактор, усугубляющий положение отечественных производителей на рынке собственной страны. Это импорт украинского гранитного щебня. Только в феврале этого года Украина официально ввезла в Россию более миллиона тонн своей продукции, которая из-за обвала курса гривны дешевле отечественной.

Демпинговые поставки некогда братской страны делают свое «черное» дело. Сегодня стоимость украинского щебня на границе с Россией колеблется в диапазоне от 350 до 500 руб. за 1 куб. м. Для отечественных производителей это неприемлемая цена. Тем не менее год от года «Незалежная» наращивает экспорт «клятым москалям» своего гранитного щебня, убивая тем самым бизнес многих российских производителей.

Если в 2006 году Украина поставила в Россию 7,99 млн куб. м щебня, то в 2007-м — почти 10,5 млн, в 2008-м — более 12,6 млн, а в минувшем 2014 году ее экспорт составил внушительную цифру — более 21,6 млн куб. м. И это только то, что официально ввезено по железной дороге…

Кстати, Украина — практически единственный импортер подобной продукции в Россию. Импорт из других стран, не входящих в Таможенный союз, крайне незначителен, и его можно не брать в расчет.

Генералы песчаных карьеров

Но вернемся к отечественным производителям щебня. Добывающих компаний на российском рынке сегодня достаточно много. В основном это небольшие производства, которые добывают 100—150 тыс. куб. м щебня в год. Крупных же компаний, с годовыми объемами добычи 10—15 млн «кубов», наберется не больше десяти. Большинство лидеров рынка гранитного и базальтового щебня базируется в Северо-Западном федеральном округе, добывая этот продукт из карельских карьеров. Известняковый же щебень в основном идет из центра и юга России. Что касается гравийного щебня, то он, как правило, добывается при разработке песчаных карьеров.

Практически все добывающие российские предприятия стали сезонными. Зимой добыча практически не ведется в силу полного отсутствия спроса. Между тем еще совсем недавно, в 2008 году, российские предприятия произвели 428 млн куб. м нерудных материалов. Впоследствии такого уровня добычи достичь так и не удалось — и это несмотря на то, что за последние шесть лет рост производства щебня в стране составляет до 10% в год.

Ситуация изменилась и в техническом плане. Помимо спроса, многие российские добывающие компании остро нуждаются в модернизации производства. Подавляющее большинство дробильно-сортировочных комплексов, на которых сегодня работают отечественные производственники, морально устарели и требуют срочной модернизации. Причем, как правило, чисто экономически выгоднее построить новый комплекс, чем «латать» и ремонтировать старый. Но по этому пути пошли лишь отдельные предприятия-счастливчики, для которых выпуск качественного щебня не только веяние времени, но и основа потребительского спроса.

Было время и цены снижали

— Что касается разговоров о непомерном росте цен на российский щебень, то никакого реального подорожания не произошло, — авторитетно заявляет глава ассоциации «Недра» Владимир Сергеев. — А обвинения в адрес добывающих компаний, прозвучавшие с высокой трибуны на октябрьском Президиуме Госсовета в Новосибирске, где обсуждались проблемы дорожного строительства, мы считаем не совсем корректными и обоснованными.

Производителей обвинили в непомерно завышенных ценах на нерудные материалы, но цены на эти продукты поднимают не они, а посредники, пояснил нам Владимир Анатольевич. Мало того, в настоящее время из-за кризиса цены у российских производителей по сравнению с прошлым годом даже снизились. Так, средняя отпускная цена на щебень у производителя составляет около 450 руб. за 1 куб. в карьере. А посредники готовы продать этот же щебень уже по цене 1200 руб. Вот с ними и надо разбираться, считают в ассоциации, а производителям — наоборот, помогать, иначе они вымрут как класс.

А вот в ГК «Автодор» считают по-другому. По мнению первого заместителя председателя правления компании по инвестиционно-финансовым вопросам Иннокентия Алафинова, «можно говорить о некоей монополизации использования нерудных материалов», а этим вопросом должна заниматься ФАС.

— Есть частные компании, которые в свое время приобрели лицензию на те или иные нерудные материалы, будь то карьер щебня или песка, — объяснил нашему журналу г-н Алафинов. — Соответственно, когда вырастает спрос, они становятся некими монополистами на этом рынке.

Кто протянет руку

— В перспективе состояние этого рынка будет зависеть от двух отраслей, — перечисляет Виталий Оскирко. — В первую очередь это дорожное строительство, которое в последние годы серьезно финансировалось, а объемы этого финансирования постоянно росли.

В этом смысле не станет исключением и нынешний год. Бюджет ФДА «Росавтодор» достиг рекордной цифры в 500 млрд руб.

Второй отраслью, которая может дать толчок к выправлению ситуации, по мнению эксперта, может стать жилищное строительство. Однако на сегодняшний момент ситуация здесь тяжелая, а кое-где — просто критическая. Темпы строительства жилья не только упали, но порой просто отсутствуют.

Одним из возможных путей улучшения ситуации на этом рынке и удешевления самой продукции могло бы стать предложение, выдвинутое на том же октябрьском Госсовете в Новосибирске. В нем говорилось о возможной передаче строителям придорожных и линейных карьеров. Но оказалось, что и тут не все так просто.

 

Возможные варианты

В марте прошло заседание Экспертного совета Комитета по транспорту Госдумы РФ, на котором обсуждался вопрос внесения изменений в Федеральный закон «О недрах». Изменения предусматривают упрощенный порядок предоставления права пользования участками недр местного значения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании линейных объектов. Предложенный законопроект предусматривает создание нового вида земель, содержащих полезные ископаемые, которые могут быть использованы «при выполнении работ для обеспечения федеральных нужд и нужд субъектов Федерации…».

То есть, иными словами, с принятием таких поправок у нас может появиться совершенно новый вид земель, выведенный, что называется, за скобки. К чему это может привести, сложно даже предположить. Конечно, данный законопроект, по большому счету, направлен на упрощение и удешевление дорожного строительства. Однако нельзя принимать решения, не просчитав наперед всех его возможных последствий.

А пока для улучшения качества строительства дорог было бы неплохо обязать дорожных строителей обслуживать построенные ими дороги в период всего жизненного цикла самой дороги по гарантии за свой счет.

— Только тогда, когда дорожники будут содержать свою дорогу по гарантии, они задумаются о качестве работ, — считают эксперты. — И подход к качеству выполненных работ станет другой.

 

 

 

 

 


  Добавить комментарий 

Новости по темам: Нерудные материалы -> Щебень -> Итоги деятельности
Нерудные материалы -> Щебень -> Планы


Новости по этой теме:

 Вход пользователей

 Объявления
Архив новостей
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

© 2008-2010 Асфальт.ру
Редакция cайта:
Реклама:
Реклама   |   О нас

Все о дорожном строительстве:
асфальт, щебень, песок, битум
минеральный порошок, асфальтировка