Рынок битума просядет, но не сильно: выручит дорожное строительство
18.03.2015
— Доля импорта на рынке битума крайне незначительна, поэтому волатильность курса валют не оказывает прямого влияния на этот рынок. Основные игроки известны: это ВИНКи и ряд независимых производителей битумной продукции. Компания «ЛУКОЙЛ» занимает в целом порядка 20% битумного рынка, входя в тройку лидеров.
Я считаю, что серьезное влияние на рынок окажут дальнейшая модернизация НПЗ (увеличение глубины переработки) и налоговый маневр.
— Прогнозируете ли Вы сжатие рынка в 2015 году?
— Такая вероятность есть, но, думаю, сильно рынок не просядет благодаря масштабным инфраструктурным проектам в сфере дорожного строительства.
— Как в этих проектах собирается участвовать ваша компания?
— Мы активно работаем с нефтетрейдерами, поставляющими битумную продукцию, с госзаказчиками, ведущими крупнейшие проекты по строительству федеральных трасс (М4, М7 и др.), и, разумеется, с самими дорожниками. Например, поставляем в Тюмень специализированный битум (ПБВ, ПБМ, 90 130), который применяется для строительства и ремонта взлетно-посадочной полосы в местном аэропорту Рощино. Заключен ряд договоров на поставку нашей битумной продукции для строительства участков ЦКАД.
— Я бы назвал такие инструменты, как гибкие условия поставки, доставка товара до потребителя, широкая товарная линейка и, конечно, контроль качества. Мы не ограничиваем круг контрагентов, которые приобретают у нас нефтепродукты, в том числе и битумную продукцию. Работаем с любым контрагентом, который к нам обращается, независимо от того, имеет он опыт работы или нет, крупная это компания или не очень. А в плане оплаты используем револьверные схемы: то есть не заставляем платить предоплату за весь месячный объем поставки, за всю заявку. Нужна машина завтра? Сегодня оплатили — завтра машину забрали.
Серьезно относимся мы и к развитию инфраструктуры битумного производства. В прошлом году ввели новую весовую и теперь достаточно ритмично можем увеличивать пропускную способность при погрузке. В дальнейших наших планах — расширение пункта налива.
— Какова география ваших поставок? Где ваш битум наиболее востребован?
— Мы широко поставляем продукцию в европейскую часть России. Прежде всего это Московский регион и прилегающие области. Расцениваем этот рынок как основной в силу наибольших объемов и наилучшего финансирования дорожно-строительных работ. Северо-Западный регион (Санкт-Петербург, Ленинградская область, Карелия, трасса М8 Москва — Архангельск) тоже считаем весьма перспективным рынком.
Несмотря на то что инфраструктурные олимпийские объекты Большого Сочи в основном завершены (и наши битумы активно там использовались), тем не менее еще целый ряд объектов находится в стадии реконструкции и строительства. Близость волгоградского завода «ЛУКОЙЛа» позволила нам поставить большие объемы продукции в период подготовки к Олимпиаде, и сегодня мы не намерены сокращать в этом регионе свое присутствие. То же самое касается и Кавказа.
Тюменскую область, ХМАО и ЯНАО мы также считаем приоритетным регионом в силу доступности пермского завода, который позволяет поставлять туда продукцию, полностью соответствующую климатическим особенностям данной зоны.
Достаточно интересные планы у нас существуют в отношении Сибири и Дальнего Востока. По логистике мы, конечно, туда не «достаем» в силу отсутствия у компании «ЛУКОЙЛ» заводов в азиатской части России. Но наш проект по фасованному битуму в биг-бэгах позволяет нам начать поставки за Урал, и уже есть конкретные наметки по заключению договоров на отгрузку такого вида продукции в Сибирь и на Дальний Восток, вплоть до Сахалина и Камчатки. Поскольку в этих краях и широтах возможности круглогодичного завоза часто ограничены сроками навигации и состоянием зимников, поставки фасованного битума здесь подходят как нельзя лучше.
— Экспортируется ли ваш битум в ближнее и дальнее зарубежье?
— Конечно. Но этим занимаются другие компании «ЛУКОЙЛа». Приоритетными направлениями экспортных поставок являются страны Центральной Азии, ряд африканских государств и Турция. К слову, есть проекты соединения азиатской и европейской частей Турции целой сетью автомагистралей, дорог, и турецкие партнеры выразили большой интерес к нашему продукту.
— Качество битума — это не единственное требование рынка к вяжущему. Вопрос сохранения качества при его транспортировке и хранении не менее актуален. Год назад наша компания ввела в эксплуатацию австрийскую установку по затарке битума в кубовые биг-бэги, о чем я уже говорил. Была модернизирована инфраструктура погрузки затаренных битумов в автомобильный и железнодорожный транспорт (контейнеры и полувагоны). По нашим расчетам, клиенту это позволяет получить экономию на транспортировке до 50%, а на хранении — до 75% при полном сохранении качественных характеристик битума.
— Основные игроки рынка, несомненно, уделяют внимание расширению ассортимента высококачественной продукции — это модифицированные полимерно-битумные вяжущие, улучшенные марки битумов. Огромное внимание качеству материалов, используемых для дорожного строительства, уделяет крупнейший госзаказчик — ГК «Автодор», разработавший СТО АВТОДОР 2.1.2-2011. Заказы на производство продукции по этому стандарту были направлены во все нефтяные компании. Но только мы смогли произвести продукт в полном соответствии со стандартом на БНДУ-60. И не просто произвести, но от опытных партий перейти к его выпуску в промышленных масштабах, исчисляемых тысячами тонн. Это было в прошлом дорожно-строительном сезоне, а на этот сезон у нас уже есть весьма солидные заказы.
Цель производства и использования улучшенных, премиальных марок битума — увеличение межремонтного срока эксплуатации автодорог. А за качество, естественно, надо платить.
Новости по темам: |
Битум
Финансирование дорожного строительства -> Россия |
Новости по этой теме: