Миллиарды под асфальтом на Украине
16.01.2014
В начале декабря 2013 года премьер-министр Украины Николай Азаров заявлял, что приоритетами государственного бюджета на нынешний год станут развитие регионов и строительство дорог. И, конечно, премьер в этом не противоречил президенту Виктору Януковичу. Ранее гарант Конституции обещал, что с 2014 года в Украине начнется восстановление дорог в городах. «Дороги эти разрушались в течение 20 лет. 2014-й год будет первым годом, когда мы начнем восстанавливать городские дороги, – заверил глава государства. – Я впервые об этом говорю, хотя задание я уже такое дал. Мы сейчас накапливаем материалы, покупаем битум»… Янукович также отметил, что в Украине не прекратится строительство магистральных дорог, однако могут несколько снизиться темпы.
«Вы со мной согласитесь, что магистральные дороги мы более-менее привели в порядок, начиная с запада на восток во всех областях, – описывал ситуацию Янукович. – На западе Украины дороги лучше, потому что мы готовились к Евро-2012 и начали с границы с Европой. На востоке ситуация несколько хуже, но мы подтянем». По словам Президента, улучшить ситуацию с дорогами планируется также и на юге, где проходят два транспортных коридора. Он подчеркнул, что в период между 2004 и 2010 годами допустили большую ошибку, когда было значительно подняты тарифы на железнодорожные перевозки, и грузы начали активнее возить на автомобилях, а украинские дороги были к этому не готовы. «И грузовые автомобили разбили наши дороги», – констатирует Президент. Так ли это? Не «прошлась» ли по ним еще какая-то орда?
Спорить с Президентом и премьером – дело неблагодарное. Не будем этого делать. Чуть ниже просто приведем мнения наших граждан, обвиняющих в ситуации на дорогах вовсе не грузовики. Впрочем, сначала все же отметим, что для того, чтобы 2014-й стал годом дорог, сегодня все же есть определенные (бюджетные) предпосылки. Госагенство автомобильных дорог Украины («Укравтодор») в 2014 году может получить более 15,2 миллиарда гривен финансирования. Огромная сумма! Однако хватит ли ее? Напомним, что в прошлом году на финансирование «Укравтодора», в частности, на дорожные работы предполагалось 15,5 миллиарда, а еще 8,4 миллиарда гривен – на погашение кредитов. Правда, потребность в средствах для строительства и ремонта дорог, по данным чиновников «Укравтодора», была намного больше и составляла в 2013 году более 36 миллиардов гривен.
Интересно, хватило бы им всех доходов бюджета? Похоже, украинские дороги, а также их отсутствие еще не скоро опустятся в рейтинге самых популярных тем в разговорах наших граждан, которые добросовестно платят многочисленные сборы, служащие источниками для образования «дорожных» денег в расходной части бюджета. Напомним, что на нее работают акцизный налог с нефтепродуктов и транспортных средств, ввозная пошлина на нефтепродукты, транспортные средства и шины к ним, а также плата за проезд по автомобильным дорогам транспортных средств и других машин и механизмов, чьи весовые или габаритные параметры превышают нормативы. Обидно людям. Деньги платят, а дороги если и улучшаются, то настолько медленно, что «улучшение» остается незамеченным.
В интернете об этом пишут, не выбирая изысканных высказываний. «Сколько выделят – понятно, а сколько потратят на самом деле?». «Да на эти дела вроде с горючего должно капать?». «За 2 с лишним года никто в правительстве не может (назвать – Авт.) точную цифру – сколько было поступлений от продажи топлива… все шито- крыто». «Сколько ни дай – все разворуют». «Правильно читать: «Укравтодор» разворует 15,2 млрд грн. в 2014 году». «По данным статистики, собирают (в бюджет – Авт.) около 60 млрд – интересно, у кого разница?». «С этого бабла, если пойдет 100 млн на ремонт дорог, и то хорошо». «Вот уже дерибан будет! Если хотя бы 20-ю часть тех денег выделить на независимый аудит «Укравтодора», то можно и дороги сделать, и заодно существенно пополнить бюджет Украины за счет конфискации имущества начальства». «Теперь понятно, почему мерс не успевает с S-классом, что пришлось продлить рабочий день из-за большого спроса на новый класс».
И на всех сайтах так же… «В моем городе на некоторых дорогах содрали асфальт еще летом и так оставили, ямы уже местами по колено почти. «Укравтодор» – одна из самых нелепых организаций в государстве». «Какой смысл выделять (средства на дороги. – Авт.), если их все равно растянут, в лучшем случае в дело пойдет десятая часть. Классно, чиновники разных рангов, имеющих доступ к этим деньгам, только и ждут, как «нагреться». «При таком раскладе даже кризис закончится, но как можно обидеть себя любимых, так что это (хорошие дороги – Авт.) – только наши с вами мечты. А жаль». «Пригласить турок и проконтролировать». «Сколько бы ни дали (денег – Авт.), у нас все равно дорог не будет, может, в Киеве и отремонтируют, а на периферии, как всегда, подсыплют щебень и все». «На дороги выделяют раз в год несколько миллиардов, и то в конце года, чтобы дорожники не успели их оприходовать, эти крохи». «У нас в Харьковской области дорог практически нет… Яма на яме».
Понятно, что реформа «Укравтодора» уже давно перезрела. Вице-премьер Александр Вилкул даже предлагал ликвидировать эту структуру и создать вместо нее несколько отдельных ведомств. Нечто подобное недавно декларировал и премьер-министр. Главной новостью станет разделение функций планирования, выполнения дорожных работ и контроля качества. Впрочем, одной реорганизацией украинские дороги спасти невозможно, считает Вилкул. Для нормализации ситуации, по его мнению, ежегодно нужно не менее 40 миллиардов гривен. У главы «Укравтодора», естественно, аппетит еще лучше. В одном из своих интервью он говорит о 500 млрд на 10 лет. Выдержит ли госбюджет и налогоплательщики такую нагрузку?
Этот вопрос задают себе чиновники всех уровней. Поэтому реформа настойчиво «стучится в дверь» здания на улице Физкультурной. СМИ даже пишут о поправках, предложенных руководством «Укравтодора» в проект соответствующего правительственного постановления. По словам советника главы ведомства Владимира Галушко, речь идет о создании холдинговой компании, в которую войдут бывшие облавтодоры, преобразованные в публичные акционерные общества. Управлять будут акционеры – облгосадминистрации, а после приватизации – частные инвесторы. Чиновники надеются, что это позволит решить проблему финансирования дорожного хозяйства. «Мы хотим создать рынок услуг по эксплуатации и содержанию дорог. ПАО смогут самостоятельно, без вмешательства «Укравтодора» брать кредиты и другие займы», – мечтает Галушко. И действительно, в прошлом году полностью государственный «Укравтодор» не смог привлечь запланированные миллиарды гривен на завершение начатых проектов. Похоже, дороги, как и многое другое в нашей стране, упираются в тотальный дефицит доверия. Ему почти в равной степени подвержены как налогоплательщики, которые не видят отдачи от средств, уплаченных ими в бюджет, так и инвесторы, сомневающихся в стабильности украинской экономики и опасаются коррупции.
Что изменится в 2014-м году? Удастся ли убедить инвесторов, что их деньги не зароют под асфальт чиновники реформированных дорожных структур, а аппетиты коррупционеров внезапно снизятся? Отвечая на эти вопросы, директор Международного центра перспективных исследований Владимир Панченко сказал: «Когда люди не верят, что бюджетные деньги, вложенные в дороги, дадут отдачу, и когда говорят, что их разворуют, то это правда – мы проводили исследования на эту тему. Кроме того, по моему мнению, в дороги никаких инвестиций не будет в этом году. У нас нет особых перспектив ни для строительства платных дорог с помощью инвесторов, ни для государственно-частного партнерства в дорожном хозяйстве вообще. Его недофинансирование будет оставаться на уровне 30 миллиардов долларов. Хотя от 1,5 до 3 тысяч километров международных транзитных магистралей Украины могли бы быть платными. Однако даже о планах таких на данный момент ничего не слышно».
«Конечно, – продолжал свой комментарий эксперт, – рейтинг Украины накануне нового года улучшился с помощью российских денег – мы избежали дефолта. Однако это финансовый, а не инвестиционный рейтинг. Деньги, заведенные на «Укравтодор», – это не инвестиции. Ведь они никогда не будут возвращены. Вложит их это агентство с каким-то уровнем коррупции или не вложит, нормального источника для возврата все равно нет. Соответствующие расходы будут переведены на бюджет, под гарантии которого были получены деньги. А инвесторы терпеливы. Они ждут четкого решения о стратегическом курсе Украины – попадет наша страна под протекторат России или все же получит какое-то собственное развитие».
«Теоретически, если в России не возникнет своих финансовых проблем, то с ее стороны на какие-то инвестиции можно ожидать, – отмечает Панченко. – Это, например, строительство метро на Троещину в Киеве. Прибыли там не будет, но инвесторы (российский «Внешэкономбанк») надеются построить для компенсации своих расходов торговую недвижимость. Второй, еще более мощный проект – строительство моста или, возможно, тоннеля между Крымом и Кубанью. Этот проект может быть чрезвычайно коррупционным (в России о нем так и говорят), но политически и геополитически он очень важен – соединяются два берега. Соответствующая магистраль нужна, и ее можно было бы вставить в южный транспортный коридор. Однако транзит этим тоннелем и коммерческое его использование могут начаться еще не скоро – там мостов нет. А уж о коррупционных потерях с обеих сторон на этом мегапроекте и говорить не приходится…».
Владимир ПАНЧЕНКО, директор Международного центра перспективных исследований:
«Когда люди не верят, что бюджетные деньги, вложенные в дороги, дадут отдачу и когда говорят, что их разворуют, то это правда – мы проводили исследования на эту тему.
Кроме того, по моему мнению, в дороги никаких инвестиций не будет и в этом году. У нас нет особых перспектив ни для строительства с помощью инвесторов платных дорог, ни для государственно-частного партнерства в дорожном хозяйстве вообще.
Его недофинансирование будет оставаться на уровне 30 миллиардов долларов. Хотя от 1,5 до 3 тысяч километров международных транзитных магистралей Украины могли бы быть платными. Но даже о планах такие пока не слышно».
Источник:
Новости по темам: |
Битум
-> Цены на битум
Государство -> Виктор Янукович Государство -> Николай Азаров Проблемы дорожного строительства -> Заявления властей Проблемы дорожного строительства -> Комментарии экспертов Строительные организации -> «Укравтодор» Финансирование дорожного строительства -> Украина |
Новости по этой теме: