Итоги Международной конференции «Битумы 2013». Часть II - Спрос на плохие дороги
09.12.2013
Международная конференция «Битумы 2013», организованная компанией «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» с целью объединить усилия государства и бизнеса для эффективного развития автодорожной сети России, прошла 19 ноября 2013 года в Москве. Партнерами мероприятия стали биохимический холдинг «Оргхим» и компания «Коррус-техникс». Пути решения главных проблем отрасли искали представители всех заинтересованных сторон: профильных министерств, нефтеперерабатывающих холдингов, производителей и поставщиков битумов и специальных добавок, научно-исследовательских институтов.
В 2012 году прошло первое мероприятие «КРЕОН ЭНЕРДЖИ», посвященное битумам, на котором было озвучено множество интересных идей. Г-н Кильзие выразил надежду, что предстоящая встреча станет логическим продолжением уже завязавшегося разговора. Нефтяные компании заявляли о готовности производить битумы с различными характеристиками, однако модифицированные битумы с полимерными добавками на рынке не пользуются высоким спросом. «Пока в России будут царствовать компании-подрядчики, которые хотят выполнить работы за минимальную цену, а финансирования будет хватать не на всех, потребление битумов будет низким и с преобладанием продукции плохого качества, - привел слова одного из участников прошлогоднего мероприятия г-н Кильзие, - основная проблема лежит именно в этой плоскости. Найти ключи к ее решению – одна из центральных задач нашего мероприятия».
В настоящее время глобальный рынок битумов претерпевает серьезные изменения. Общий объем потребления битумов в мире в 2012 году сократился относительно предыдущего года, составив 95,5 млн т. Такие данные привел в своем докладе директор департамента углеводородного сырья «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» Анастас Гатунок. Кардинальным образом смещается региональный спрос на битумы. В 2012 году Азия опередила Америку, став крупнейшим потребителем битумов, Европа опустилась на третье место. В целом европейский рынок битумов последние три года стагнирует не только из-за ухудшения общеэкономической ситуации, а также по причине эволюции методов производства асфальтобетонных смесей и нанесения дорожных покрытий.
Согласно приведенным аналитиком прогнозам, мировой спрос на битумы к 2015 году составит порядка 105 млн тонн, к 2018 году достигнет 112 млн тонн, а к 2020 году превысит 120 млн тонн. Рост рынка будет стимулировать в основном Азиатско-Тихоокеанский регион, в частности Китай и Индия, а также Северная Америка. Помимо этого, высокорастущий потенциал по потреблению данного продукта демонстрируют страны Африки.
В заключение своего выступления г-н Гатунок отметил, что в 2012 году в России после строительства и реконструкции введено в эксплуатацию 266,4 км федеральных автомобильных дорог, а также проведено более 20 тыс. процедур размещения госзаказа на дальнейшие дорожные работы. Он также добавил, что для снижения затрат на строительство и последующий ремонт дорог необходим переход на использование модифицированных битумов, позволяющих увеличить срок службы дорожного полотна.
Отвечая на вопросы аудитории, эксперт высказал мнение, что проводимая государством политика повышения глубины переработки, а также ожидаемый ввод 100% пошлины на темные нефтепродукты, уже привели к некоторому переизбытку светлых дистиллятов и никоим образом не стимулируют развитие битумного производства. Существующие мощности по выпуску битума загружены на 50% и будут продолжать снижаться, полагает г-н Гатунок.
Под стандарты на сами битумы необходимо синхронизировать нормативную базу по качеству асфальтобетонных смесей и готовых дорожных одежд после укладки. Работу в этом важнейшем направлении «Росавтодор» уже ведет. Проблемой сегодняшнего дня является изменение проектного качества битума в готовых покрытиях после укладки. Другими словами, свойства базовых битумов меняются в процессе неграмотной логистики продукта и переработки на асфальтобетонных заводах.
Еще одним сложным процессом является гармонизация стандартов в рамках Таможенного союза. Возможно, единый межгосударственный стандарт объединит в себе требования трех стран с привязкой по применению отдельных нормативов к государственной принадлежности автодорожных сетей, считает эксперт.
В рамках круглого стола наиболее горячее обсуждение вызвали перспективы применения ПНСТ и состояние рынка темных нефтепродуктов в России. По словам Елены Собченко, руководителя направления по взаимодействию с дорожными организациями «Газпромнефть», компания ПНСТ поддерживает, также как и повышение качества битумов. Основной интерес эксперт проявила к разрабатываемому в рамках предварительных стандартов новому ГОСТу на битумы, который должен появиться в будущем году, однако каким он будет, участникам рынка пока неясно. Станислав Мамулат, заместитель генерального директора ФГУП «РосДорНИИ», высказал мнение, что новый ГОСТ, учитывая состав его разработчиков, будет идеологически близок к ПНСТ и во многом будет определять ориентиры программ модернизации НПЗ.
Генеральный директор «ИнфоТЭК-Консалт» Тамара Канделаки подчеркнула крайне высокую важность битума, также как кокса и смазочных масел для программы реконструкции НПЗ. По ее мнению, решение о введении с 2015г. 100%-ной пошлины на темные нефтепродукты является принципиально неверным. Однако, полагает эксперт, оно может быть отменено, хотя бы потому, что технологические продукты переработки мазута являются необходимым звеном производственной цепочки и позволяют некоторым предприятиям оставаться рентабельными. При общей неблагоприятной экономической ситуации в стране сроки модернизации и так могут быть сдвинуты на фоне падения внутреннего потребления.
Руководитель проектного офиса «Института нефтехимпереработки Республики Башкортостан» Тимур Ризванов подчеркнул необходимость классифицировать битумы, учитывая температурные и прочие условия конкретного региона. В помощь отечественным специалистам имеется международный опыт, в частности американская система «Суперпейв», основанная на классификации битумов с учетом максимальных и минимальных температур эксплуатации дороги плюс стабильности свойств самих битумов. В Башкирии начата разработка регионального стандарта на битумы с учетом специфики климата и дорожных условий. Однако применение оптимального битумного материала дает несоответствующий существующему ГОСТу асфальтобетон. Отсутствие синхронизации ГОСТов на битумы и асфальтобетон не дает возможности строить хорошие дороги, полагает эксперт.
Г-н Мамулат отметил, что «РосДорНИИ» понимает важность создания региональных нормативов, поскольку на региональную дорожную сеть приходится около трех четвертей рынка битумов. «Суперпейв» проходит апробирование в Северо-Западном регионе при испытании и спецификации свойств битумных вяжущих для асфальтобетонных смесей. К сожалению, это не касается асфальтобетона и методики расчета, что как минимум, приведет к невозможности сделать правильные выводы по итогам экспериментального применения.
Начальник производства нефтебитумов «Хабаровского НПЗ» Юрий Гречко сообщил, что на предприятии мощность производственной установки превышает выпуск битумов в 3-4 раза по причине отсутствия сбыта, несмотря на высокое качество продукта. Александр Епифанов, начальник участка по затариванию и отгрузке товарной продукции «Кинеф», добавил, что на их предприятии наблюдается аналогичная ситуация. В основном завод ориентирован на выпуск светлых нефтепродуктов и отгрузку мазута. Пока компании работают в основном по действующему ГОСТу.
Представители крупных ВИНКов подтвердили, что их компании при производстве битумов уже ориентируются на параметры ПНСТ. Так, по словам заместителя начальника «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» Алексея Родионова, на заводах разработана соответствующая рецептура и по мере поступления заказов продукция поступит в промышленное производство. Г-жа Собченко сообщила, что «Газпромнефть» с июля на Московском НПЗ уже выпускает битумы по ПНСТ и отгружает их потребителям. На остальных заводах процесс будет запущен с 2014г.
Относительно перспектив производства российского битума эксперт полагает, что продавать темные нефтепродукты на экспорт будет невыгодно из-за высокой пошлины. Поэтому будут строиться установки по переработке тяжелых остатков в светлые фракции. В настоящих условиях выпуск топлив более маржинален. Если цены на битумы будут сопоставимы со стоимостью топлива, то у предприятий появится экономический стимул для производства этого продукта.
Менеджер управления продуктом компании «Сибур» Алексей Копылов рассказал о подписанном с ГК «Автодор» соглашении, охватывающим широкий круг вопросов для совместной работы. В их числе, разработка новых полимеров, контроль качества полимеров и ПБВ, совместная изыскательская работа по улучшению качества полимеров и полимерно-битумных вяжущих, применение геосинтетических материалов и многое другое.
Генеральный директор «ПетроХим технологии» Роман Непомнящий выступил с докладом о направленной модификации битума. Он рассказал о разработанном на предприятии комплексно-модифицированном ПБВ «Полигум», который обладает уникально высокими значениями эластичности, температуры размягчения, низкой температурой хрупкости. Такие свойства позволяют значительно улучшить эксплуатационные характеристики полимерасфальтобетона и получить дорожное покрытие без колееобразования и трещин. Среди выполненных с применением «Полигум» проектов - асфальтобетонное покрытие на мосту Русский через пролив Восточный Босфор, проложенное во Владивостоке в 2012 году. к проведению саммита АТЭС.
Известно, что Россия находится на втором месте мирового рейтинга по мощности битумных производств. Несмотря на потенциал, применение высококачественных битумов при укладке дорожного полотна ничтожно мало. Разработчики технологий готовы предложить решения для выпуска битумов с первоклассными показателями, а нефтепереработка - обеспечить дорожную отрасль модифицированной продукцией. Однако пока крупные компании с высокотехнологичным оборудованием вынуждены работать лишь субсубподрядчиками.
Источник:
Новости по этой теме: