Поиск по сайту производится «Яндексом» искать
 по сайту
Контактная информация:
e-mail: marketing@asphalt.ru
Главная страницаНовости
 

Рынок щебня — был бы спрос


Количество просмотров: 7007

05.11.2013

Производство щебня — одна из основных подотраслей промышленности нерудных материалов, без которой немыслимо любое строительство. Если цемент называют «хлебом» отрасли, то не менее важен и щебень, без которого этот хлеб не замесишь. Как же развивается рынок щебня в нынешнем году?

Эта обманчивая статистика

Как это ни странно звучит, но сегодня никто не может точно ответить на вопрос, сколько же заводов и иных предприятий производят щебень в нашей стране. По разным данным, от 3 до 5 тысяч.

Эта путаница началась по разным причинам: в 1994 году был введен Общероссийский классификатор предприятий и организаций, затем в 2003 был создан Общероссийский классификатор видов экономической деятельности на основе Статистической классификации видов экономической деятельности, принятой в ЕЭС. Они в определенной степени противоречат друг другу. Вторая причина, как считает один из ведущих в стране экспертов Георгий Буткевич, та, что Росстат, не привлекая специалистов, — видимо, из экономии средств — решил в одной графе соединить три нерудных — гальку, гравий и щебень. Это, по мнению Георгия Романовича, неграмотное решение, и в будущем его придется исправлять. Он считает, что щебень производят 4—5 тыс. предприятий. Для сравнения — в США их насчитывается 10,5 тыс. Кроме того, в России, по данным экспертов, есть и небольшое количество «теневых», то есть неучтенных карьеров.

Расположены предприятия неравномерно, но по территории всей страны от Сахалина до Калининграда. Лидируют по количеству предприятий и объемам производства Карелия, Челябинская и Свердловская области, Красноярский и Забайкальский края и ряд других регионов. Основная доля предприятий — небольшие производства с численностью работающих 50—60 человек, которые производят 100—150 тыс. куб. м щебня в год.

Завоз из других регионов или из-за рубежа обусловлен, как правило, нехваткой щебня необходимого качества. Возрос, например, спрос на гранитный щебень, обладающий повышенной морозостойкостью, низким содержанием слабых пород, глинистых и пылевых частиц, а также с низким радиационным фоном. Это связано с рядом причин, одна из основных — повышение требований к качеству продукции дорожно-мостового хозяйства (оно потребляет 55—60% щебня). В России в последние годы значительно больше строится высотных зданий, где также требуется щебень высокого качества.

Для дорог местного значения и других сфер строительства идет щебень более низкого качества — гравийный, известняковый, из вторичных материалов и шлаковый. У них есть свои преимущества — они значительно дешевле и не создают радиоактивный фон. У каждого вида щебня своя сфера применения.



Что касается гранитного щебня, в центральной части России его практически нет, поэтому его везут из Карелии, Ленинградской области, Урала и Украины. Расстояние примерно одинаковое, однако цены на украинский щебень с учетом доставки существенно ниже. Так что конкуренция между поставщиками достаточно жесткая. Поставки украинского щебня составляют около 85% от всего импорта, и, по мнению аналитиков, в ближайшие годы ожидается рост ввоза из-за рубежа, хотя его доля в целом в России не так уж и велика.

В Украине сейчас перепроизводство щебня — после окончания крупных строек, ведущихся к Чемпионату Европы по футболу 2012 года, новых таких объектов не предвидится, так что предприятия по демпинговым ценам предлагают свой щебень на экспорт, прежде всего в Россию, с которой со времен СССР сохранились налаженные связи. Наибольшим спросом украинский щебень пользуется в московском регионе, особенно на территории Новой Москвы, где он, по словам Владимира Сергеева, исполнительного директора ассоциации «Недра», занимает до 60% рынка.

Кроме Украины, щебень в Россию поставляют еще более десятка стран. Среди них — Беларусь, Китай, Казахстан, Норвегия, Швеция, Финляндия, Абхазия, Турция и ряд других. Эти страны в основном ввозят щебень в ближайшие от них регионы России, иначе закупки становятся нерентабельными.

В свою очередь Россия в небольших количествах экспортирует щебень. Однако объемы экспортных поставок, по словам Алексея Семенова, генерального директора ООО «ГС-Эксперт», в последние годы стабильно сокращаются и не оказывают существенного влияния на отечественный рынок. Например, в 2010 году было отправлено за рубеж более 200 тыс. куб. м щебня, а в прошлом году — менее 30 тыс.


 

Парадокс российского рынка щебня заключается вот в чем. Если посмотреть график, как распределилось его производство по федеральным округам в прошлом году, то получается, что самый крупный потребитель — Центральный округ (около 100 млн куб. м), Уральский потребил 36 млн, Сибирский — 47 млн, Дальневосточный — 34 млн. Но на душу населения в Центральном досталось 2,7 куб. м, а в Дальневосточном — 5,2, в Уральском — 2,9 и только в Сибирском меньше — 2,4 куб. м.

Еще один из парадоксов заключается в том, что по запасам нерудных материалов Россия занимает первое место в мире, однако из-за того, что доступ к месторождениям затруднен, их разработка экономически невыгодна, во всяком случае, на данном этапе.

Например, Карелия могла бы поставлять щебня больше, если бы была решена проблема его доставки.

Накануне заморозки…

За последние несколько лет подотрасль практически справилась с последствиями кризиса 2008—2009 годов. В прошлом году, например, по разным данным щебня было произведено от 190 млн куб. м до 411,5 млн куб. м (по данным Росстата).

Темпы роста в прошлом году составили от 8 до 12%. Это один из лучших показателей не только в промышленности нерудных материалов, но и в целом в промышленности строительных материалов и стройиндустрии.

Из-за отсутствия качественной официальной статистики экспертам приходится по своим методикам отслеживать ситуацию на рынке, поэтому порой так разнятся данные.

Например, одни эксперты утверждают, что за прошедшие месяцы нынешнего года темпы роста несколько снизились, и это тревожный звонок, свидетельствующий о спаде строительной активности. Другие считают, что в этом году будет небольшой рост объемов производства. До конца года остается два месяца, но, как правило, с наступлением холодов карьеры постепенно сворачивают свою деятельность из-за падения спроса. Зимой спрос падает до пятикратного размера. Некоторые карьеры работают впрок, на площадку, но большинство работают «с колес» и замораживают активность до весны. Для наших климатических условий это нормально, в США, например, щебеночные заводы останавливают в среднем на два месяца.

К сожалению, многие отечественные предприятия по выпуску щебня работают на оборудовании, устаревшем морально, и физически, большая его доля эксплуатируется по 30—40 лет. Степень механизации производства низкая, производительность труда ниже, чем у мировых лидеров, в десяток раз. Высок уровень затрат энерго- и материальных ресурсов. Одна из основных причин — нехватки средств на перевооружение. Отечественное машиностроение разрушено, поэтому закупают зарубежные машины и оборудование, нередко не новые, что обуславливает хроническое отставание от технического прогресса.



Хотя есть и передовые мощные производства, которые оснащены новой техникой, например, самоходными и модульными передвижными дробильно-сортировочными комплексами, которые позволяют все производство по дроблению горных масс перенести непосредственно в карьер и за счет этого сокращать площадь земельных участков и экономить на транспортных расходах.

Перевозка щебня — постоянный диалог с РЖД

В основном щебень перевозится по железной дороге. Однако наблюдается тенденция к снижению ее доли. Так, по данным «ГС-Эксперт», в прошлом году по железной дороге перевезли около 50% щебня. Конкуренцию железной дороге составляют водный и автотранспорт. Некоторые эксперты пророчат, что в ближайшие годы автотранспорт перетянет на себя значительную долю перевозимого щебня.

Однако РЖД остается пока главным перевозчиком нерудных материалов — во многом благодаря тому, что цены на перевозку держатся в разумных пределах, тарифы установлены по первому, самому дешевому классу. Преимущество железной дороги перед автотранспортом и в том, что в один вагон можно погрузить примерно столько щебня, сколько перевозят четыре большегрузных автомобиля. Ассоциация «Недра» одной из своих главных задач считает постоянный диалог с РЖД по защите интересов производителей нерудных строительных материалов. Недавно ассоциацией и ЦФТО была создана Диспетчерская служба по железнодорожным перевозкам, с помощью которой решаются оперативные вопросы.

Автотранспорт — бизнес по-русски

У каждого вида транспорта свои плюсы и минусы. Железная дорога работает круглогодично, не зависит от погоды, но вагоны надо загрузить и разгрузить, и возит она свои грузы только туда, куда проложены рельсы. Водный транспорт доступен только в навигацию и также связан с большими объемами перегрузок. Казалось бы, у автотранспорта свои преимущества — загрузил самосвал в карьере и вези до места доставки. Кстати, у автотранспорта достаточно высокая рентабельность при перевозках до 500 км. Однако у автотранспорта есть и большие недостатки. Весной, когда начинается строительный сезон, автодороги закрываются. Могут запретить ездить по автомагистралям и летом в жару, в разгар строительного сезона, иначе большегрузные махины расплющивают асфальт.

В последние годы из-за того, что большегрузные карьерные самосвалы стали перевозить различные грузы на большие расстояния, в том числе и щебень, они наносят огромный ущерб российским дорогам. Если федеральные трассы, более качественные, страдают в меньшей степени, то дороги районного и местного значения разбиваются вдрызг.

В советское время, при всех его недостатках, по дорогам разрешалось ездить только КамАЗам, у которых нагрузка на ось до 10 тонн, шире использовались машины с прицепами и строже следили за перегрузом. Теперь же владельцы карьеров ставят камеры, чтобы, не дай Бог, самосвалы не догрузили, заставляют наращивать борта у машин и как будто заколдовывают дорожных инспекторов, которые строго следят за перегрузом фур дальнобойщиков и в упор не видят карьерные самосвалы.

Например, был конфликт в Бобруйске, где местные власти под нажимом населения вынуждены были вмешаться в работу местных первозчиков щебня. Это вызывает конфликты во многих регионах, где есть карьеры. Сложилась дикая ситуация, когда карьерный трехосный самосвал, сам весящий больше 10 тонн, берет груз 25—35 тонн, а то и больше — то есть нагрузка на ось достигает 12—20 тонн — и выезжает на местную дорогу, рассчитанную на нагрузку 6 тонн на ось. Ежегодно в стране открывается по нескольку сот новых карьеров, и все больше разбитых дорог. Общественность протестует против такого варварского отношения к дорогам. Страсти накаляются. Большегрузные самосвалы прозвали «убийцами российских дорог». Однако пока побеждает бизнес.

Щебень… из яшмы

Но щебень используют не только тоннами для «большого» строительства. В последние годы в России стали широко применять щебень из различных дробленых камней, в том числе декоративных и поделочных. Такой щебень используется в небольших объемах при возведении зданий и сооружений общественного назначения, изготовлении тротуарной плитки, декоративных отделочных материалов, при дизайнерском оформлении клумб и дорожек, детских площадок и альпийских горок, при элитном строительстве. Для такого щебня и названия придумывают поэтические — кремень рыжий и розовый, кварцит молочно-бежевый и малиновый, яшма сургучная красно-бордовая, змеевик светло- и темно-зеленый, кварц «печеный» (прошедший термическую обработку), отсев гранитный. И, наконец, щебень — микс из различного дробленого камня, который пользуется особым спросом у дизайнеров и аквариумистов. Такой щебень продают не только тоннами, но и килограммами.

Перспективы под вопросом

Перспективы роста производства щебня на ближайшие годы связаны с крупными проектами, такими как программа по увеличению ввода жилья к 2020 году до 140 млн кв. м в год, реконструкция и расширение Транссиба и БАМа, строительство ЦКАД вокруг Москвы и прокладка скоростных автомобильных и железнодорожных магистралей к Чемпионату мира по футболу в 2018 году и с другими.

При благоприятном развитии экономики страны к 2020 году производство нерудных строительных материалов в соответствии со «Стратегией развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года» может побить все рекорды и составить более 1 млрд куб. м. Но пока у специалистов рынка щебня нет уверенности, что такие объемы будут востребованы.

Хотя при необходимости отечественная промышленность нерудных материалов с поставленной задачей справится. Был бы спрос.

Татьяна ШАВИНА

Диаграммы представлены ООО «ГС-Эксперт»


  Добавить комментарий 

Новости по темам: Бетон -> Производители СНГ
Нерудные материалы -> Аналитические обзоры -> Россия
Нерудные материалы -> Щебень -> Итоги деятельности
Нерудные материалы -> Щебень -> Планы


Новости по этой теме:

 Вход пользователей

 Объявления
Архив новостей
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

© 2008-2010 Асфальт.ру
Редакция cайта:
Реклама:
Реклама   |   О нас

Все о дорожном строительстве:
асфальт, щебень, песок, битум
минеральный порошок, асфальтировка