Академик Виктор Юдин: «Создавать карьер под Коктебелем бессмысленно и чрезвычайно вредно»
05.09.2013
Открытие карьера по добыче андезитов на территории Карадагского заповедника приведет к попаданию токсичных веществ в колодцы и водотоки Коктебеля, практически навсегда повысит оползневую угрозу на прилегающих территориях и разрушит уникальный природный ландшафт. При этом коммерческая выгода от добычи щебня на этом участке будет во много раз ниже ожидаемой, базирующейся на устаревших представлениях о строении залегающих здесь пород.
Об этом говорится в исследовании доктора геолого-минералогических наук, заслуженного деятеля науки и техники АРК, академика и руководителя Отделения естественных наук Крымской Академии наук Виктора Юдина.
В начале документа профессор выражает сожаление в связи с тем, что открытие карьера планируется уже после почти полного уничтожения в Крыму геологических организаций (Крымское отделение УкрГГРИ, «Крымгеология», КГЭ «Укргеофизика», КП «Южэкоцентр» и др.), которые коллегиально и профессионально могли бы объективно оценить сложное и противоречивое по интерпретациям строение района.
«Как следствие, безответственные оценки участка Производственным кооперативом «Геолог» (на которые ссылаются власти и коммерсанты, собирающиеся разрабатывать карьер, – прим. «НР») и даже «геологические исследования с отбором проб грунта», вряд ли можно принимать всерьез», – отмечает ученый.
Тем не менее, он постарался рассмотреть некоторые аспекты начала освоения участка. В частности, Виктор Юдин ставит под сомнение рентабельность проекта.
«Планируемое получение 3 млн. кубометров особо прочной строительной щебенки в Щебетовском меланже – лишь необоснованное предположение, основанное на неверной предпосылке о коренном залегании единого магматического тела. На лицензионной площади развита мегабрекчия с локальными бескорневыми глыбами из андезитов и других пород, окруженных почти полностью перетертыми слабо сцементированными глинами и песчаниками. О том же свидетельствует отсутствие на участке крупных магнитных аномалий, хорошо выделяющих тела андезитов на глубине при их корневой природе», – говорится в исследовании.
Академик также опровергает обещания властей, что часть добытой горной породы используют для подсыпки пляжей Коктебеля: «Как показало предшествующее и, по-видимому, покажет последующее бурение на площади, гора Татар-Хабурга в пределах горного отвода состоит не из магматических пород, а из рыхлых перетертых глин и алевролитов с обломками известняков. Аналогичное строение видно в обнажениях рядом и по простиранию меланжа. Для подсыпки пляжей такие породы абсолютно непригодны. Они проблематичны даже в отвалах, на которых строительство до полной усадки будет невозможным много лет».
Еще хуже, по мнению Юдина, выглядят гидрологические перспективы региона.
«Неизбежная откачка из глубокого карьера грунтовых и поверхностных вод, безусловно, приведет к ухудшению качества питьевой воды всего Коктебеля. Как следует из рельефа, практически весь выделенный участок находится на южных склонах г. Татар-Хабурга и карьерные воды сразу попадут в водотоки и колодцы поселка. Откачиваемая карьерная вода будет токсичной. Это связано с окислением вскрытых сульфидов (видимый в обнажениях пирит, халькопирит и др.), выщелачивания магнезиальных, кальциевых сульфатов, а также других солей из матрикса меланжа. Дебит и химический состав ныне используемых и малочисленных естественных источников воды района вокруг карьера тоже будет нарушен. Запыление от взрывов скажется на качестве верховодки и, как следствие, грунтовых вод», – констатирует Виктор Юдин.
О том, какую роль в дальнейшей судьбе региона может сыграть повышение уровня оползнеобразования, ученый предлагает судить на уже имеющихся в Крыму примерах: «Пластичность матрикса меланжа приведет к многочисленным оползням не только в самом карьере, но и в прилегающих районах. Печальный пример подрезки склона при карьерной разработке глинистых пород хорошо известен по разрушению в десятках домов, спровоцированному карьером 1957 году на Большом Марьинском оползне в Симферополе.
В результате неправильного выбора места карьера, большой участок города навсегда стал не пригодным для геостойкого строительства. Как следствие, генплан развития Планерского, в котором территория разработки месторождения запланирована под общественную и жилую застройку, будет нереальным. На Планерском участке к отмеченному добавляется значительная сейсмичность и тиксотропия (разжижение) матрикса меланжа при взрывной отработке, которая усиливает риск оползнеобразования. Примеров тому в современных карьерах много».
Кроме того, по мнению ученого, поскольку в отведенном участке прочных андезитов намного меньше, чем рыхлого перетертого матрикса меланжа, отработка карьера приведет к значительному нарушению природного ландшафта и отвалам из некондиционных пород непосредственно на виду отдыхающих и жителей, проезжающих по дороге.
«Такое нарушение несоизмеримо с мизерными запасами андезитов, которые на глубине, судя по результатам ранее проведенного бурения, далеко не повсеместны, как считалось ранее в предшествующих моделях строения», – напоминает профессор Юдин.
При этом он обращает внимание на то, что неподалеку есть участок, который гораздо лучше подходит для добычи щебня: «Альтернативой участку под карьер можно считать более крупные глыбы андезитов, известных западнее (на северном склоне г. Сандык-Кая и западнее Краснокаменки). Там карьер не портил бы ландшафт и экологию курортного поселка и Карадагского заповедника».
В то же время, Юдин выражает сомнение в том, что еще один карьер по добыче андезитов вообще нужен Крыму.
«В заключение нельзя не отметить, что полностью аналогичные по физическим свойствам и возрасту магматические породы уже давно добываются на щебень во многих карьерах Горного и Предгорного Крыма: Примерами тому – Петропавловский, Курцовские, Первомайский, Лозовской, Шарха и другие. Кроме того, еще больше карьеров с аналогичными породами расположены на материке Украины, где в условиях кризиса также идет затоваривание готовым щебнем».
«Так нужно ли открывать карьер с проблематичными запасами в курортной зоне для уничтожения рекреации Коктебеля и Карадагского заповедника? По нашим выводам с позиций геологии – категорически НЕТ!!!» – заключает г-н Юдин.
Источник:
Новости по темам: |
Нерудные материалы
-> Щебень
-> Новые карьеры
Нерудные материалы -> Щебень -> Планы Проблемы дорожного строительства -> Комментарии экспертов Проектные институты -> КГЭ «Укргеофизика» Проектные институты -> УкрГГРИ Проектные институты -> «Крымгеология» |
Новости по этой теме: