Эволюция асфальта
06.11.2012
Нидерландский дизайнер Даан Роозегаарде (Daan Roosegaarde), совместно с компанией Heijmans, разработал проект «умного шоссе» (Smart Highway), которое оснащено интерактивным освещением, сообщает о погодных условиях и даже способно зарядить аккумуляторы электромобилей. Первые сотни метров «умной дороги» появятся в Нидерландах уже в середине 2013 года.
«Умное шоссе» отличается от обычного применением целого ряда энергоэффективных технологий. К примеру, дорога не требует внешних источников энергии для освещения за счет использования сияющей в темноте дорожной разметки. Люминесцентная краска «заряжается» в светлое время суток и в темноте может светиться до 10 часов подряд. Привычные фонари на дороге также предусмотрены, но они включаются лишь при приближении автомобиля, а затем снова выключаются. Для дополнительного освещения по периметру дороги предложили использовать светодиоды, питаемые миниатюрными ветряными мельницами.
Одним из самых любопытных атрибутов «умных дорог» станут погодные индикаторы, нарисованные восприимчивой к температуре краской. При похолодании и риске гололеда на дороге проявятся светящиеся снежинки. Будет ли шоссе «информировать» водителя о других природных явлениях, не уточняется.
Для подзарядки аккумуляторов электромобилей на «умных шоссе» появятся специальные индукционные полосы. Схожие проекты ранее представляли и другие компании (например, Siemens). Принцип их работы в целом схож с беспроводной зарядкой мобильных телефонов или электрических зубных щеток. Под дорожным полотном разместят индукционные катушки, которые будут взаимодействовать с подобными же катушками на днище электромобилей (или гибридов) и подзаряжать батарею.
Как рассказала журналу Wired представительница Studio Roosegaarde, принципиально новых разработок в проекте Smart Highway нет.
«Исследования ‹умных› транспортных систем ведутся последние 30 лет – спросите у любого специалиста в области транспорта и инфраструктуры, сами все узнаете. Чего не хватает, так это применения подобных инноваций на практике, а также их доступного и удобного исполнения для конечных пользователей – водителей», – пояснила собеседница издания.
По словам самого Даана Роозегаарде, чувствительная к температуре краска, к примеру, давно используется в изготовлении нам привычных вещей, включая упаковки для детского питания.
Презентация проекта Smart Highway состоялась в рамках выставки Dutch Design Week, которая прошла с 20 по 28 октября 2012 года в Эйндховене. Как говорится в пресс-релизе студии Даана Роозегаарде, с участками футуристической дороги смогли ознакомиться все посетители мероприятия.
Как удалось выяснить журналу Wired, первые участки экспериментальной дороги откроются в провинции Брабант (очевидно, речь идет о голландской провинции Северный Брабант). Полностью внедрить все атрибуты «умного шоссе» на опытном участке планируется в течение пяти лет. В дальнейшем Роозегаарде планирует представить аналогичные трассы на западном побережье США, где компания Google обкатывает свои беспилотные гибриды.
Как пояснили журналу, дороги с люминесцентной подсветкой востребованы во многих странах мира. В частности, такие проекты могут использоваться в Индии, где регулярно случаются перебои с электричеством. Пригодятся «умные шоссе» и в европейских странах. По данным The Sunday Telegraph, власти Великобритании решили для экономии электроэнергии отключать (или приглушать) дорожное освещение после девяти часов вечера. При этом около 5 000 километров британских дорог освещения лишены полностью.
России, у которой, как известно, две беды, до «умных дорог» пока, конечно, далеко: больше половины трасс федерального и местного уровня Генпрокуратура забраковала. Впрочем, власти не раз заявляли о намерении от дорожной беды все-таки избавиться.
В Москве, к примеру, решили отказаться от заплаток на дорогах и полностью менять асфальт каждые три года. Кроме того, во многих регионах ведется разработка и внедрение целого ряда опытных дорожных проектов, включая уличные фонари на солнечных батареях и пешеходные переходы с интерактивной подсветкой.
Инфраструктура для электромобилей в России также постепенно расширяется: только в столичном регионе за два года построят около 1000 зарядных станций для электрического транспорта. Помимо Москвы электрозаправки постепенно появляются и в других крупных городах. На электрокары решили пересадить «Почту России» и ставропольских таксистов, а инновационный центр «Сколково» и вовсе сделает электромобили своим основным транспортом.
Какая судьба ожидает «умное шоссе» Даана Роозегаарде, пока неясно. Нидерланды традиционно поддерживают «зеленые» инновации, и проект наверняка поддержат автомобилисты. В то же время голландские дороги заметно хуже освещены, чем шоссе в соседних Германии и Бельгии. Если Нидерланды экономят на освещении, захотят ли они тратиться на миллионы светодиодных ветряков, индукционные катушки и светящуюся краску? Тем более что стоимость проекта Smart Highway пока остается неизвестной.
И все же «умное шоссе» – это большой шаг в будущее. По словам Даана Роозегаарде, многие не верили в то, что подобные технологии можно перенести с компьютерных экранов в окружающий мир.
«Моя задача – доказать им обратное», – заявил дизайнер.
Источник:
http://www.nanonewsnet.ru/articles/2012/evolyutsiya-asfalta
Новости по темам: |
Нерудные материалы
-> Асфальт
-> Асфальтировка
Нерудные материалы -> Асфальт -> Проект Smart Highway («Умное шоссе») Нерудные материалы -> Наноасфальт Проблемы дорожного строительства -> Комментарии экспертов Строительные организации -> Heijmans (Нидерланды) |
Новости по этой теме: