Дорогие дороги России
17.04.2012
С 1 января 2012 года в регионах России должны быть возрождены дорожные фонды. Выступая перед депутатами Госдумы с отчетом о работе Правительства РФ в 2011 году, Владимир Путин обозначил приоритеты расходования их средств: это сельские дороги, благоустройство малых и средних городов и сел, ремонт внутригородских и поселковых дорог. На эти цели за два последующих года будет выделено около 130 млрд рублей. Рост финансирования — более чем в 2 раза. Станет ли теперь в стране вдвое больше автомобилистов, которые довольны нашими дорогами?
Никто не станет спорить, что в Москве — самые лучшие дороги по сравнению с другими регионами страны. Но даже в столице каждую весну мы видим одну и ту же картину: ямы, выбоины, трещины. Денег на ремонт дорог выделяется больше, чем в любом другом городе России, а ремонтировать его приходится с такой же периодичностью, как и везде: уже через 3-4 года после строительства или обновления дорожного покрытия. В зарубежных странах дороги ремонтируют один раз в 15-20 лет. Это говорит о том, что проблема качества строительства и ремонта российских дорог до сих пор не решена даже в относительно благополучной столице.
Что касается регионов, то примерно в половине из них более 50% дорог не соответствует нормативным требованиям. В новостных лентах то и дело появляются сообщения о провалившихся под асфальт автомобилях. Нередки случаи аварий из-за открытых канализационных люков, ям, маневра при объезде выбоин. Согласно статистике, количество ДТП, произошедших из-за плохого состояния дорог, ежегодно составляет в России 18-20% от общего числа.
Наибольшую озабоченность вызывает состояние муниципальных дорог, которыми ежедневно пользуются десятки миллионов россиян. Федеральное законодательство предусматривает создание не только регионального, но муниципального дорожного фонда. Однако закон № 68-ФЗ не указывает на источники его наполнения. Кроме того, не установлены четкие нормативы в отношении муниципальных дорог: местные власти сами определяют и объем работ, и объем необходимых средств. При этом муниципалитеты настолько слабы, что своевременный ремонт и содержание дорог для них является практически невыполнимой задачей.
Единственным выходом остаются поступления из региональных дорожных фондов. За счет их создания с этого года во всех субъектах возрастет финансирование дорожной отрасли: где-то — в разы, где-то — не очень значительно. Но так как доходы региональных бюджетов столь же кардинально не увеличатся, то рост средств на дорожные работы должен будет происходить путем сокращения других статей расходов, в том числе, социальных, что не является приемлемым решением. Таким образом, задача состоит в том, чтобы муниципалитеты получили дополнительные средства на развитие дорожной сети, а построенные и отремонтированные дороги служили бы намного дольше, чем сейчас.
Сегодня при плохом качестве российских дорог они еще и дорого обходятся налогоплательщикам. По данным Счетной палаты, стоимость строительства дорог в России в 2,6 раза выше, чем в Европе, в 3 раза — чем в США, и в 7 раз — чем в Китае. Непрозрачность финансирования дорожной отрасли приводит к возможности раздувать сметы, включая в них необоснованные расходы. При этом недобросовестные компании еще умудряются экономить на материалах и сокращении технологического цикла, получая дополнительную прибыль по сути за счет снижения качества работ. По разным оценкам, подобная «экономия» может составлять от 3 до 5 млн рублей с одного километра дорожного полотна.
Снизить стоимость дорожного строительства и решить проблему его качества помог бы переход на новые технологии. Асфальтобетонные дороги, которые строили еще при СССР и продолжают строить в России сейчас, не соответствуют современным критериям качества. Во всем мире уже прокладывают дороги из цементобетона и преднапряженного бетона, которые служат десятки лет. Кроме того, они не содержат битума, а его стоимость растет вместе с ценой на нефть. Почему же у нас по-прежнему кладут асфальт? Думаю, основная причина заключается в колоссальных объемах выделяемых бюджетных средств на ремонт дорог: использование асфальта делает процесс ремонта бесконечным и подпитывает коррупцию в дорожной отрасли. Что может заставить дорожников строить качественно и экономить на «откатах», а не на материалах и рабочем процессе?
Прежде всего — это повышение ответственности за выполненные работы. Одна и та же организация должна не только строить дорогу, но и отвечать, в том числе, финансово, за ее состояние. Если полотно пришло в непригодное состояние раньше положенного срока, к организации должны быть применены штрафные санкции. Только в этом случае дорожникам будет выгодно переходить на технологии строительства долговечного покрытия и невыгодно экономить на качестве. Данную идею содержит в себе проект закона о контракте жизненного цикла (КЖЦ) в дорожном строительстве, первое чтение которого состоялось в Госдуме РФ в 2012 году.
По условиям КЖЦ подрядчик сам финансирует все работы от создания проектно-сметной документации до расходов на ремонт и обслуживание дороги. Государство оплачивает работы в зависимости от уровня соответствия требованиям, в том числе, по качеству и безопасности движения. Также в контракте будут прописано применение штрафов. Немаловажно и то, что использование КЖЦ позволит тем же муниципалитетам привлекать в дорожную отрасль частные инвестиции в рамках проектов государственно-частного партнерства.
Таким образом, сегодня существуют и способы увеличения финансирования содержания муниципальных дорог, и пути стимулирования дорожников к переходу на новые технологии строительства и ремонта. Все это в комплексе позволит оптимизировать государственные расходы, строить больше и качественнее за те же средства. Для России с ее огромными пространствами это крайне важно. Необходимо создать и усовершенствовать правовые инструменты, регулирующие сферу дорожного строительства, снабдить муниципалитеты информацией и рекомендациями по организации механизмов финансирования строительства и содержания дорог, в том числе, по формированию и работе дорожных фондов, подготовке проектов ГЧП. И может быть, тогда не 2-3% автомобилистов, как сейчас, а гораздо больше, скажут, что в российских городах — отличные дороги.
Автор материала - Алексей Сиротин, руководитель компании TalkSquare
Источник:
http://expert.ru/2012/04/12/dorogie_dorogi/
Новости по темам: |
Государство
-> Владимир Путин
Нерудные материалы -> Асфальт -> Асфальтировка Общестроительные новости -> Дорожные фонды Проблемы дорожного строительства -> Заявления властей Проблемы дорожного строительства -> Комментарии экспертов Финансирование дорожного строительства -> Россия |
Новости по этой теме: