Пермский дорожно-строительный передел
10.04.2012
Текущий 2012 год станет временем масштабного «передела» в пермской дорожно-строительной отрасли. Крупнейшие игроки рынка вошли в полосу «финансового нездоровья», и вряд ли выйдут из ситуации без потерь. На рынок активно заходят компании, возглавляемые выходцами из Закавказья. Появился и новый крупный игрок – ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой».
2009-2010 годы стали наиболее благоприятным временем для крупнейших игроков пермского дорожно-строительного рынка. Крупнейшие объекты были поделены между компаниями группы «Юкон» - «Пермдорстрой» и «Пермавтодор», коммандитным товариществу «Пермская дорожно-производственная механизированная колонна» (КТ «Пермская ДПМК»), «Дорстройтранс» и еще несколькими игроками рынка. «Пермдорстрой» успел стать структурой многопрофильной, которая строит не только дороги, но и берет подряды на возведение специализированных зданий, вроде Пермского перинатального центра.
В 2010 году общий объем дорожно-строительного рынка края составлял 7,128 млрд рублей. По данным управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Пермскому краю, на тот момент 5 компаний контролировали 86,65 % рынка строительства дорог. Передел пермского дорожно-строительного рынка еще только начинался.
Наименование хозяйствующих субъектов |
Доля на рынке, % |
Группа лиц ЮКОН |
|
ОАО «Пермдорстрой» |
25,09 |
ОАО «Пермавтодор» |
5,79 |
Итого по группе лиц ЮКОН |
30,88 |
КТ «Пермская ДПМК» |
16,57 |
ООО «СКФ «АТМ» |
11,72 |
ЗАО «ВАД» |
27,48 |
Перемена мест слагаемых
Имеющаяся структура рынка начала рушится уже в 2009 году. Сначала у «Пермдорстроя» начались крупные сложности в связи с невыполнением обязательств по строительству перинатального центра (наложенные на компанию штрафы исчисляются сотнями миллионов рублей), затем началось неисполнение обязательств по контрактам у «Дорстройтранса» и Пермской ДПМК.
ООО «Дорстройтранс», подконтрольное уже бывшему депутату Пермской гордумы Юрию Колчанову, на тот момент контролировало порядка 35 % дорожно-строительного рынка краевой столицы. Именно эта компания выиграла тендеры на крупнейшие подряды по содержанию и реконструкции дорог краевого центра. Однако уже в апреле 2009 года в отношении компании была инициирована процедура банкротства, и в настоящий момент имущество «Дорстройтранс» выставлено на торги.
ЗАО «ВАД» из Санкт-Петербурга появилось в Пермском крае в 2009 году – скорее всего, появлению нового крупного игрока на рынке способствовал губернатор Олег Чиркунов для создания противовеса «мастодонту» – «Пермдорстрою». Тогда же он в своем блоге «отрекся» от компании Сергея Пантелеева, заявив, что «не имеет никакого отношения к «Пермдорстрою».
Сегодня крупнейшие дорожно-строительные компании Пермского края постепенно уходят в тень. Руководимая Сергеем Титовым Пермская ДПМК инициировала процедуру самобанкротства – до 31 мая в компании введена процедура внешнего наблюдения.
После этого арбитраж должен либо принять решение о прекращении производства по делу, либо начать процедуру финансового оздоровления предприятия должника, либо ввести конкурсное производство, предусматривающее продажу имущества должника на торгах.
ОАО «Пермдорстрой» готовится сменить собственника. «Неподъемные» долги по кредитам поставили компанию на грань разорения, и условием основного кредитора – Западно-Уральского банка Сбербанка России – стала смена собственников компании. В качестве «доброго дяди» был привлечен известный пермский бизнесмен и спортивный меценат Владимир Нелюбин. Сегодня он уже вложил в «Пермдорстрой» несколько сотен миллионов рублей и ожидает реструктуризации задолженности перед Сбербанком. После процедуры оздоровления (если, конечно, удастся реструктуризировать долги и получить необходимое количество подрядов) контрольный пакет «Пермдорстроя» перейдет в руки Владимира Нелюбина и его партнеров: у сегодняшних собственников компании останутся лишь небольшие пакеты акций.
Возможно, что решению всех проблем «Пермдорстроя» помешает появление на рынке еще одного игрока – ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой», которое выиграло конкурс на строительство второй очереди Восточного обхода. Сумма госконтракта составила 1, 66 млрд рублей. Сегодня «Пермдорстрой» через суд пытается оспорить результаты конкурса: возможно, получение этого подряда является решающим фактором в деле финансового оздоровления компании, и без него выбраться из долговой ямы не получится. Впрочем, топ-менеджмент «Пермдорстроя» утверждает, что этот фактор значительной роли не сыграет.
Кто на новенького?
ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» вряд ли будет довольствоваться только одним подрядом на территории края. Компания создана в 1998 году, входит в сибирскую дорожную группу «Автобан», которую возглавляет Алексей Андреев – депутат думы ХМАО и один из самых богатых бизнесменов России. ОАО «ХМДС» осуществляет свою деятельность на территории Ханты-Мансийского округа, Тюменской, Томской и Омской областей. Выручка «Ханты-Мансийскдорстроя» за девять месяцев 2011 года – 6 млрд руб., чистая прибыль – 457 млн руб. Компания «Автобан» постоянно работает в полутора десятках регионов России и даже за рубежом, что позволяет с определенной долей уверенности утверждать о ее больших планах на работу в Пермском крае.
Большую часть объемов могут взять на себя компании, возглавляемые выходцами из одной страны Закавказья. Наряду с компанией ООО «СКФ «АТМ» (директор Айк Аветисян) в 2011 году «засветились» такие компании, как ООО «Армдорстрой» (руководитель Эдуард Егоян), ООО «Бизнес-Строй» (руководитель Зураби Клоян), ООО «Сарко» (руководитель Самсон Саратикян), ООО «Стройпрестиж» (руководитель Мкртич Джинисян). По словам министра транспорта Пермского края Елены Громовой, в ноябре в миграционную службу Пермского края поступили заявки на привлечение в город 700 дорожных рабочих из Узбекистана, Таджикистана, Армении.
Кусок пирога
По сообщению краевой администрации, бюджет регионального дорожного фонда в 2012 году составит 6 млрд 898 млн рублей. 18 % регионального дорожного фонда будет направляться на проектирование и строительство автодорог в муниципалитетах Пермского края, в их числе 3 % – это средства для Перми. В общей сложности, краевая столица получит на эти цели 694 млн рублей. Объем дорожного фонда города Перми на 2012 год составляет 2,667 млрд руб. Приоритетный проект «Муниципальные дороги» – 415, 6 млн рублей.
Как сообщает пресс-служба администрации Перми, в настоящее время согласовывается список объектов капитального ремонта, но часть аукционов уже объявлена.
Подборка объектов, выставленных на аукцион, согласно данным официального сайта РФ, размещения заказов.
Объекты, выставленные на аукцион: |
Начальная цена контракта, руб. |
Капитальный ремонт подъездных дорог и тротуаров на подходах к объектам социальной сферы Мотовилихинского района г. Перми |
16 978 613,27 |
Выполнение работ по содержанию очистных сооружений на объектах «Переход ул. Стахановская – Ива» на 2012 год. |
12 017 148,00 |
Выполнение работ по капитальному ремонту ул.Маршала Рыбалко от ул.Сысольской до ул.Гальперина (II п.к.) |
150 347 611,00 |
Выполнение работ по капитальному ремонту ул. Героев Хасана от ул. Хлебозаводской до ПНИТИ. |
21 699 097,00 |
Капитальный ремонт подъездных дорог и тротуаров на подходах к объектам социальной сферы Ленинского района города Перми. |
14 646 389,85 |
Капитальный ремонт подъездов и подходов к объектам социальной сферы Индустриального района г. Перми. |
14 802 073,33 |
Что касается строительства новых дорог, то, по словам губернатора Олега Чиркунова, «приоритетом города является строительство радиальных трасс, то есть въездов-выездов из города внутри объездной дороги». Первым шагом в этом направлении станет строительство дороги от ул. Строителей до пл. Гайдара. Как отметил глава администрации Перми Анатолий Маховиков, в первую очередь для города сейчас важны два проекта – это строительство дороги от ул. Строителей до пл. Гайдара и реконструкция ул. Героев Хасана. К примеру, трасса от ул. Строителей до пл. Гайдара может разгрузить Шоссе Космонавтов и ул. Подлесную и сделать альтернативный выезд из центра города на объездную Перми.
Дорогостоящими объектами дорожного строительства в Прикамье станут три проекта: 1) ремонт нескольких участков автодороги Кукуштан – Чайковский (50 км) начальная стоимость 707,9 млн руб.; ремонт трассы Киров – Пермь – Екатеринбург в Сивинском и Карагайском районах (46 км) начальная стоимость 497 млн руб.; 3) ремонт автодороги Оса – Чернушка, цена торгов по этому лоту определена в 294 млн руб.
2012 год может стать переломным в процессе масштабного передела дорожно-строительного рынка. Появление новых игроков рынка (как крупных межрегиональных компаний, так и небольших участников местного уровня) вкупе с нестабильным финансовым положением «старожилов» отрасли создает для этого все предпосылки. «Масла в огонь» подливают власти, которые, судя по появлению в регионе «Ханты-Мансийскдорстроя» не горят желанием сохранять status quo.
Источник:
http://fedpress.ru/news/econom/train/permskii-dorozhnyi-peredel
Новости по темам: |
Нерудные материалы
-> ЗАО «ВАД»
Строительные организации -> ОАО «Пермавтодор» Строительные организации -> ОАО «Пермдорстрой» Строительные организации -> ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» Строительные организации -> ООО «Дорстройтранс» Финансирование дорожного строительства -> Уральский ФО |
Новости по этой теме: