Экс-глава ГК «Автодор» Сергей Костин может стать новым главным архитектором Москвы
09.04.2012
Главный архитектор Москвы, «человек-эпоха» Александр Кузьмин вскоре покинет свой пост, утверждают источники «МН» в мэрии и Мосгордуме. Наиболее вероятным кандидатом на эту ключевую для постоянно строящегося мегаполиса должность сейчас считают нынешнего заместителя Кузьмина Сергея Костина, который до недавнего времени возглавлял госкорпорацию «Автодор». То есть на смену архитектору, которого считают ответственным за разрушение оригинальных Военторга, гостиницы «Москва» и реконструкцию Манежа, может прийти чиновник, бывший одним из лоббистов прокладки скоростной трассы на Санкт-Петербург через Химкинский лес.
Отставка Александра Кузьмина может состояться в ближайшие недели, сообщил источник «МН» в правительстве города. Наиболее вероятный преемник многолетнего главного архитектора столицы — его заместитель Сергей Костин, работающий в Москомархитектуре лишь с февраля 2012 года. «Пока официально это не объявлено, но почти все заседания уже ведет именно Костин, — сообщил собеседник «МН». — Не все этим довольны: он ведь не имеет отношения к архитектуре».
Официально в пресс-службе мэрии эту информацию не подтверждают. Между тем о скорой смене главного архитектора столицы знает и председатель комиссии по перспективному развитию и градостроительству Московской городской думы Михаил Москвин-Тарханов. «Мне жалко, что знакомое усатое лицо уходит, а незнакомое молодое приходит. Но, я думаю, Кузьмин уходит недалеко», — заявил депутат «МН». По словам Москвина-Тарханова, бывший главный архитектор продолжит работать в Москве, не исключено, что он войдет в составы градостроительных экспертных советов. «Думаю, опыт его будет востребован в столице очень серьезно», — отметил он.
По мнению экс-главы Научно-исследовательского и проектного института генплана столицы Сергея Ткаченко, Кузьмину уже некоторое время назад следовало бы оставить свой пост. «Надо когда-то отдыхать и не доводить до того момента, когда на тебя все грехи спишут», — заявил он «МН».
С уходом Кузьмина, занявшего пост главного архитектора Москвы в сентябре 1996 года, закончится целая эпоха. В качестве главы Москомархитектуры именно Кузьмин курировал такие громкие и неоднозначные проекты времен Юрия Лужкова, как реконструкция Манежа, Гостиного двора, Военторга, гостиницы «Москва», застройка привокзальных площадей торговыми комплексами.
Лично Кузьмин спроектировал здание театра Et Cetera у Сретенских ворот — работу, с точки зрения экспертного сообщества, также неоднозначную. Именно ему выпало стать «лицом» генплана-2009, раскритикованного новой столичной администрацией и уже сейчас нуждающегося в переработке по многим позициям. Одним из последних по времени начинаний Александра Кузьмина стали творческие конкурсы на проекты развития московской агломерации и Зарядья. За такую должность приходится расплачиваться реноме, говорит Ткаченко: «Главный архитектор всегда будет во всем виноват, неважно, так ли это на самом деле».
Для 54-летнего Сергея Костина, уроженца Новосибирска и выпускника тамошнего института инженеров железнодорожного транспорта, нынешний пост заместителя Кузьмина — первая архитектурная должность.
До этого его 30-летняя карьера была связана с дорожным строительством — начав работу в Новосибирском ДРСУ в 1981 году, Костин поднялся до директора департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ. После этого в течение двух лет он возглавлял правление госкорпорации «Автодор», целью которой является активное развитие дорожной сети по всей стране, прежде всего за счет платных автомагистралей.
На своем посту Сергей Костин был одним из лоббистов прокладки скоростного шоссе на Санкт-Петербург через Химкинский лес: как глава «Автодора» он представлял публике и правительству пять утвержденных проектов трассы, среди которых не было ни одного, не рассекающего лесной массив. Именно по работе в «Автодоре» к Костину мог всерьез присмотреться Сергей Собянин — будучи главой администрации Белого дома, нынешний мэр Москвы возглавлял наблюдательный совет этой госкомпании с момента ее создания в июле 2009 года до декабря 2010 года.
Сергей Ткаченко сообщил, что работал с Костиным в то время, когда последний руководил «Автодором». По словам архитектора, в сфере дорожного строительства этот человек более чем компетентен. Как покажет себя Костин в роли главного архитектора, эксперт предсказывать не решился.
То, что на пост председателя ключевого градостроительного ведомства назначат человека, не имеющего отношения к архитектурному цеху, взволновало многих архитекторов. «Не будем говорить о персоналиях, но даже чисто теоретически человек, работающий на должности главного архитектора Москвы, обязан иметь опыт работы в градостроительной отрасли и архитектурное образование», — сказал вице-президент Союза архитекторов России Максим Перов.
Еще несколько лет назад назначить главным архитектором столицы человека без специального образования было невозможно — это нарушало Положение о главном архитекторе города, вступившее в силу еще в 1972 году по приказу Госстроя СССР. Но нынешнее Положение о комитете по архитектуре и градостроительству города, утвержденное правительством Москвы в 2005 году, такой нормы не содержит.
В то же время ряд экспертов перемены одобряют. «Этот шаг не то что своевременный, он даже и запоздал», — сказал «МН» член Общественной палаты, эксперт по городскому развитию Вячеслав Глазычев. По его словам, независимо от личных качеств Александра Кузьмина, стиль работы Москомархитектуры за последние годы себя дискредитировал — подпись Кузьмина стоит под многими одиозными решениями, которые при новом составе мэрии уже признаны градостроительными ошибками. Поэтому обновление руководства Москомархитектуры пойдет ведомству на пользу, полагает Глазычев.
Комментарии Костина и Кузьмина по ситуации вчера получить не удалось.
Впрочем, эксперты считают, что смена руководства Москомархитектуры сама по себе на градостроительную политику города не повлияет. «Главный архитектор выражает точку зрения руководства города. Или он может объяснить руководству, что хорошо, или не может», — полагает Ткаченко. Но решение поставить во главе московских архитекторов варяга, по его мнению, может иметь целью показать приоритеты мэрии — дорожное строительство в мегаполисе становится важнее, чем жилищное. Кроме того, назначение Костина должно исключить возможность давить на главного архитектора как на представителя цеха. Попытки институционализировать такое давление уже предпринимаются градозащитниками: в четверг, 5 апреля, на заседании в Общественной палате была принята резолюция, рекомендующая архитектурному и экспертному сообществу давать оценку спорным градостроительным проектам, разработанным представителями профессии.
«Главный архитектор — это фигура чиновная, и от нее не так уж много зависит. Все определяет система принятия решений, а она должна бы опираться на мнение экспертов, а не на чиновника как такового», — полагает член президиума экспертного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко. Должностное лицо, по словам эксперта, не является фигурой свободной, и Кузьмин не был исключением. «Но по крайней мере он очень хорошо знал Москву, и голова у него хорошая», — отметил Клименко.
Источник:
http://mn.ru/moscow_authority/20120406/315043932.html
Новости по темам: |
Государство
-> Александр Кузьмин
Государство -> Москомархитектура Государство -> Юрий Лужков Строительные организации -> ГК «Автодор» |
Новости по этой теме: