Интервью с заместителем руководителя Федерального дорожного агентства «Росавтодор» Иннокентием Алафиновым
13.02.2012
– Иннокентий Сергеевич, в последние 10 лет в России активно развивалось дорожное строительство, не было никаких проблем с финансированием отрасли, а тут – кардинальное изменение порядка выделения средств. Заработала система дорожных фондов. Нужна ли она отрасли или можно продолжать работать как и прежде?
Не могу согласиться с тем, что в последние 10 лет не было проблем с финансированием отрасли. Тут надо вспомнить историю. В России в 90-е годы существовали Федеральный и региональные дорожные фонды. Ликвидировали их в 2001 году в ходе отмены оборотных налогов с предприятий. Дорожные фонды были важным инструментом финансирования строительства и содержания дорожной инфраструктуры. После их ликвидации ассигнования на дорожное хозяйство сократились в разы. Например, в 2005 году общий объём финансирования автомобильных дорог в сопоставимых ценах упал по сравнению с 2000 годом почти в два раза. В последующие годы усилиями Минтранса объёмы финансирования удалось частично восстановить. Однако темпы роста бюджетных инвестиций не позволяли существенно улучшить качество дорожной сети, решить проблему пробок, ставших распространённым явлением. В некоторых регионах на содержание километра дороги ежемесячно выделялось несколько тысяч рублей. За эти деньги невозможно провести ремонт хотя бы в наиболее разрушенных местах, очищать дорогу от снега, обрабатывать её от гололёда, вовремя обновлять ограждения и дорожные знаки.
Изменения законодательства по возрождению дорожных фондов были приняты в апреле 2011 года по инициативе Министерства транспорта при активной поддержке депутатского корпуса. Однако содержание вновь созданных дорожных фондов коренным образом изменилось по сравнению с ранее существовавшими. В новых дорожных фондах основными источниками их формирования стали акцизы, заложенные в цену автомобильного топлива, и транспортный налог, которые в полной мере связаны с пользованием дорогами. Подобная система финансирования автодорог используется во всём мире. Например, через дорожные фонды в США финансировалось строительство современной сети автобанов, которые позволили связать штаты и преодолеть территориальную разобщённость страны.
В 2011 году был сформирован Федеральный дорожный фонд, с нынешнего года начали функционировать региональные фонды. Кроме поправок в Бюджетный кодекс, было принято около 500 законодательных и нормативно-правовых актов в регионах.
На ваш вопрос, нужна ли новая система финансирования отрасли, или можно продолжать работать по-прежнему, можно уверенно ответить: да, нужна! В последние годы была заново создана законодательная основа существования и развития сети автомобильных дорог. Вновь принятые законы определяют возможность ускорения превращения отечественной дорожной сети в современную инфраструктуру, соответствующую масштабам задач, стоящих перед страной в области экономики и социального развития. Однако реализовать эти возможности нельзя без реформирования системы финансирования. Дорожные фонды стали основой системы стабильного непрерывного бюджетного финансирования дорожных работ.
– Как известно, основными источниками пополнения дорожных фондов являются акцизы на ГСМ и транспортный налог. Получается, что строительство новых дорог будет вестись за счёт средств автомобилистов. Есть ли другие источники финансирования?
Не совсем так. Конечно, основными заинтересованными лицами в новых и качественных дорогах являются автомобилисты и владельцы перевозимых грузов. Без их вклада решить задачу расширения и улучшения состояния дорог не удаётся ни в одной стране. Однако в составе Федерального дорожного фонда немалую часть составляет так называемый базовый объём, направляемый в дорожный фонд из других источников формирования федерального бюджета. Этот базовый объём в 2012 году составляет 269 миллиардов рублей, или почти 69 процентов общего объёма фонда. Предусмотрены законодательством и дополнительные неналоговые поступления, в том числе от различных штрафов и компенсации ущерба, наносимого дорогам. Бюджеты многих субъектов Российской Федерации пока не позволяют формировать базовые объёмы по аналогии с Федеральным дорожным фондом. Однако в законодательстве субъектов РФ предусмотрено 32 неналоговых источника пополнения дорожных фондов.
– Как будет развиваться строительство региональных дорог? В прошлом году особое внимание уделялось строительству дорог в сельской местности, продолжится ли эта работа в 2012-м?
Создание региональных дорожных фондов существенно расширяет возможности субъектов Российской Федерации по строительству и ремонту автомобильных дорог. Например, в Смоленской области объём финансирования автомобильных дорог в 2011 году составлял менее 1,5 миллиарда рублей. В текущем году объём дорожного фонда в регионе составит почти 3,5 миллиарда рублей, а к 2014 году он может вырасти до 4,9 миллиарда рублей. Дорожный бюджет Новгородской области в 2012 году увеличился почти в три раза – с 0,9 до 2,7 миллиарда рублей. Конечно, определение направлений расходования этих средств относится к компетенции субъектов РФ. Однако Министерство транспорта рекомендовало главам регионов уделить приоритетное внимание приведению в порядок существующих дорог и мероприятиям по повышению безопасности движения. Приоритетным также является строительство и улучшение той части дорожной сети, от которой зависит повседневная жизнь людей: дороги в сельской местности и населённых пунктах.
В федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» предусмотрено ежегодное выделение субъектам субсидий из федерального бюджета в объёме от 5 до 7 миллиардов рублей на строительство и реконструкцию подъездов с твёрдым покрытием к сельским населённым пунктам. По итогам 2011 года такими подъездами были обеспечены 210 сельских населённых пунктов, а это почти 500 километров дорог. В 2012 году будет построено ещё 600 километров таких подъездов.
Принято законодательное решение о выделении с нынешнего года на строительство и реконструкцию подъездов с твёрдым покрытием к сельским населённым пунктам из региональных дорожных фондов не менее пяти процентов их средств. Такие же суммы планируется направить в 2012 и 2013 годах из региональных фондов на ремонт муниципальных дорог в населённых пунктах и на ремонт дворовых территорий.
– Готовы ли регионы работать в новых условиях?
В целом готовы. В течение 2011 года всеми субъектами РФ приняты законы о создании дорожных фондов, их формирование предусмотрено региональными законами о бюджете на 2012 год. Вместе с тем в ряде регионов не в полной мере налажено прогнозирование объёмов дорожных фондов. В результате при принятии законов о региональных бюджетах на 2012 год в некоторых субъектах Российской Федерации в них заложены объёмы дорожных фондов существенно более низкие, чем показывают оценки Минфина. Это, в свою очередь, приводит к неисполнению субъектами положений Бюджетного кодекса и не соответствует приоритетам по повышению качества жизни населения. В то же время более чем в 20 регионах развитию дорог придаётся первостепенное значение: объём дорожных фондов в них превышает оценки Минфина.
На одном из последних селекторных совещаний по вопросам дорожного строительства министр транспорта Игорь Левитин обратил внимание на то, что в некоторых регионах направления расходования средств фондов не в полной мере соответствуют понятию дорожной деятельности. Сейчас в регионах завершаются разработка и принятие предусмотренных законодательством порядков формирования и расходования дорожных фондов. Должны быть обновлены или разработаны вновь долгосрочные программы развития автомобильных дорог, финансируемые из дорожных фондов субъектов Российской Федерации. Министерство транспорта активизирует работу, предусмотренную федеральным законом об автомобильных дорогах, по реализации единой государственной политики в области инвестиций и использования автомобильных дорог в субъектах РФ. Нам представляется, что эта работа позволит регионам снять большую часть вопросов, связанных с формированием и использованием средств в области дорожного хозяйства.
– Смогут ли строительные компании справиться с увеличением объёма работ? Не приведёт ли на первых порах рост заказов к снижению качества строительства?
Перед компаниями, работающими в области строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог, создание дорожных фондов ставит крупные задачи. Вместе с тем появляются и большие перспективы для развития. Приведу несколько цифр. В 2011 году объём федерального и региональных дорожных фондов составлял около 700 миллиардов рублей. В 2012 году их объём превысит 780 миллиардов рублей, в 2013 году возрастёт до 920 миллиардов рублей, а в 2014 году может превысить 1 триллион рублей. Опыт строительства крупных дорожных объектов, которые в последние годы отечественные компании сдавали в эксплуатацию с высоким качеством, позволяет сказать, что большинство участников рынка готовы к работе в новых условиях.
В то же время строительство и ремонт дорог требует применения ряда специальных строительных материалов, которые мало применяются в других отраслях. К таким материалам можно отнести битумы и специальные добавки к ним, высокомарочные цементы для строительства мостов, устойчивые к различным сложным условиям эксплуатации сооружений, противогололёдные материалы, кубовидный щебень и ряд других. Из-за долгого периода недостаточного финансирования производители таких материалов приспособились к существующим объёмам заказов, и нельзя исключить, что резкое увеличение объёмов финансирования в некоторых регионах может привести к стремлению поставщиков повысить цены на свою продукцию или поставлять материалы с качеством, не удовлетворяющим современным стандартам.
На федеральных автомобильных дорогах действует достаточно налаженная и эффективная система контроля качества работ, цены работ определяются по итогам открытых аукционов. На все объекты строительства дорог в обязательном порядке разрабатывается проектная документация, которая проходит государственную экспертизу.
В регионах и муниципальных образованиях нужно организовать мониторинг динамики цен на материалы и дорожные работы, разработать меры гибкого оперативного реагирования на случаи необоснованного увеличения цен и, возможно, разработать дополнительные меры по совершенствованию систем контроля качества работ.
Содержание вновь созданных дорожных фондов коренным образом изменилось по сравнению с ранее существовавшими. В новых дорожных фондах основными источниками их формирования стали акцизы, заложенные в цену автомобильного топлива, и транспортный налог...
Источник:
http://pnp.ru/newspaper/20120210/8212.html
Новости по темам: |
Государство
-> Игорь Левитин
Государство -> Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта России («Росавтодор») Общестроительные новости -> Дорожные фонды Общестроительные новости -> Программа «Развитие транспортной системы России 2010-2015гг.» Проблемы дорожного строительства -> Заявления властей Финансирование дорожного строительства -> Россия |
Новости по этой теме: