Дорога за деньги - ухабы бесплатно?
08.09.2011
На днях вновь заговорили о будущем дублере Кутузовского проспекта, а также о том, что эта новая магистраль, вероятно, станет платной. Возможно, первой платной городской дорогой в Москве. Но не в стране в целом.
Тем не менее, для нашей страны платные дороги – предмет долгих обсуждений, но пока не особо распространенная практика. А тем более – здесь, в черте столицы. Так что многие москвичи, вероятно, чесали затылки, читая в недавнем интервью заместителя мэра по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина «МК»: «Он (дублер) нужен городу для обеспечения работы ММДЦ «Москва-Сити» и с прицелом на развитие присоединяемых территорий, в частности, Рублево-Архангельского, которое расположено по западному направлению… Но для бюджета это все равно дорого. Скорее всего, мы будем предлагать построить северный дублер инвесторам, выставим его на концессию. Поскольку у нас есть спокойно едущий Кутузовский проспект, строительству платного дублера ничто не мешает. Но это как вариант».
Эксперты, к которым обратился корреспондент «Росбалта», высказались о платных дорогах в Москве, да и по стране, в негативном ключе, обращая внимание при этом на разные аспекты.
«Это абсолютно недопустимо, — подчеркнул председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», член координационного совета Общероссийского народного фронта Вячеслав Лысаков. – Мы, автомобилисты, платим достаточные налоги, чтобы нас еще обязывать в черте города платить за проезд – ну, это за гранью всякой критики! Недопустимо даже рассматривать вопрос о внесении платы за проезд в черте города. Какая бы эта трасса ни была, хоть по воздуху. Это попытка создать прецедент, чреватый социальной напряженностью».
«Нельзя делать платную дорогу, — убежден и ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства Александр Стрельников. — Если нашему городу не хватает магистралей в два раза, то делать платные — некорректно. У нас огромный долг перед населением по инфраструктуре, и на этой беде нельзя зарабатывать».
«Эта трасса делает недоступной прилегающую территорию – как же ее можно делать платной! Там же дома стоят, в них люди живут, — напомнил собеседник агентства. — Если магистрали высокого уровня не могут обслуживать прилегающие территории, значит, необходимы дублеры везде! У Садового кольца, у МКАД и радиальных трасс».
Что касается денег на строительство новых дорог, то, по мнению Стрельникова, с городом должны делиться строители коммерческого жилья и прибыльные предприятия, вплоть до бутиков. «Это нормальный приработок города, который создал всю эту инфраструктуру», — подчеркнул эксперт.
По мнению известного транспортного журналиста Сергея Асланяна, абсурднее платного дублера городской улицы может быть только платный лифт в доме. Однако собеседник агентства скрупулезно отметил, что и такая практика кое-где в мире тоже встречается.
Особое мнение высказал директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. У него идея платного дублера его родной улицы — Кутузовского проспекта — тоже восторга не вызывает. Однако собеседник агентства рассматривает ситуацию в достаточно нестандартном ключе.
В отличие от других экспертов, Алексей Безбородов прогнозирует, что желающие платить водители как раз найдутся, и во множестве: Кутузовский проспект – один из престижнейших в столице, и по нему ездят те, кому время дороже денег. Но вот сам Безбородов не считает это обстоятельство достаточным основанием для такого дорожного строительства.
«В Москве все готовы платить, — отметил Безбородов. — Но если все готовы платить, то смысла в такой дороге не станет. Здесь все будут выбирать ехать по платному, – а какой в этом смысл? Это, как с плохими сосудами – после шунтирования одного сосуда, туда устремляется все, и рано или поздно он все равно забьется. Если кровь грязная, и организм болен».
Между тем, есть один, достаточно парадоксальный для Москвы вариант: «если дорога вообще не будет развязываться с МКАД, а пойдет под ним туннелем». По мнению эксперта, это позволит существенно увеличить скорость – ведь развязки с МКАД отнимают время – и сделать дублер Кутузовского действительно «крутой вылетной магистралью»! «Я боюсь, что для наших дорожных строителей отсутствие касания с МКАД – это нонсенс, — отметил директор Infranews. — Хотя на самом деле это было бы логично».
Впрочем, для Алексея Безбородова главная здесь проблема – гораздо важнее всех прочих – это найти место для новой трассы. «Я много прожил рядом с Сити и сейчас живу с видом на район, куда Кутузовский ведет, — рассказал собеседник агентства. — Пытаюсь представить, где там можно проложить дублера Кутузовскому. Не вижу. То есть, можно через Филевский парк. Но тогда не что Евгения Чирикова за Химкинский лес — тут все москвичи по-настоящему восстанут. А больше негде. Можно Большую Филевскую расширить и через Кунцевские холмы трассу выпустить. Но там столько всего надо ломать – ни одной прямой нет».
Что же касается молодой российской практики платных дорог (ЗСД, участок автодороги М4, еще несколько участков регионального значения), то к этому отношение еще отрицательней.
«Их настолько мало, что делать какие-то широко идущие выводы нет смысла, — считает Вячеслав Лысаков. — Во всем мире процент платных дорог очень мал – 1,5-3%. И ни одна страна в мире не ставит своей целью за счет строительства платных дорог финансировать строительство дорог обычных. Нет там такой прибыли». По убеждению Лысакова, «государство должно выполнить свой минимум в рамках партнерских отношений с обществом», и тогда оно может добавить немного платных дорог «для транзитных пассажиров, для повышения комфорта». «Практика пока убогая и необобщаемая», — подтвердил Алексей Безбородов.
«Идея платных дорог глубоко порочна, — подчеркнул Сергей Асланян. — Дорожно-строительный сектор – самый плохо контролируемый, там очень трудно оценить эффективность труда и трудозатрат – и самый «откатный». И количество денег, которое туда уходит, невероятное. Никаких инвестиций государства не хватит, чтобы прокормить такую ораву людей, ворующих столь нагло и неприкрыто. Значит, заплатит «податное население».
По поводу первых платных дорог, Асланян заметил: «Это обычный «гоп-стоп», когда группа сильных, используя крышу, лезет к тебе в карман и говорит: «Ты знаешь, кто мне разрешил! Так что давай быстренько деньги и скажи спасибо, что не ограбили». Красят новую разметку и говорят, что дорога платная, потому что она реконструирована».
«Платные дороги – это конец нашей страны, потому что ослабляется связь между регионами, разрушаются все отношения между ними. Это возврат к феодальной раздробленности», — заключил собеседник агентства.
Многие водители выражают серьезное недовольство тем, как начинается в РФ использование платных дорог. Не всем нравится, например, то, что по закону альтернативная бесплатная дорога – объезд — может быть аж в три раза длиннее платной (а на Крайнем Севере – и еще того длиннее). Те, кто подсчитал расходы на бензин и потери времени, пришли к выводу, что фактически это – отмена бесплатного объезда, просто затраты несутся в другой форме. А Вячеслав Лысаков также заметил, что изначально при разработке федерального закона об автомобильных дорогах 2007 года в него была заложена норма – не более чем в полтора раза длиннее, но дорожное е лобби продавило «три раза». Возмущение вызвали у многих прошлогодние попытки Минтранса разрешить строительство платных дорог вообще без альтернативных вариантов.
Негодуют автомобилисты и по поводу того факта, что платных дорог еще толком никто не строил – а просто взяли и «нарезали» некоторые участки давно существующих дорог и объявили их платными (для чего вносились поправки в закон в 2009 году). Так поступили, например, с участком федеральной автодороги М4 «Дон» — а всего на этой трассе планируют сделать платными 15 участков. Правда, они отремонтированы – но по поводу качества произведенного ремонта имеются очень разные мнения.
Между тем, в мире вовсе не наблюдается никакого «бума платных дорог». По статистике 2010 года, в мире насчитывалось около 150 тыс. км платных дорог из более чем 25 млн км всех автодорог. Это менее 1%. Ни в одной стране мира платные дороги не превышают 5% дорожной сети. Но, как правило, это именно лучшие скоростные дороги, высокого качества, где всем понятно, за что взимаются деньги. Везде обязательны бесплатные дублеры – естественно, качеством пониже.
Самой дорогостоящей в мире считается французская автодорога Реймс – Шамони протяженностью в 623 км: за проезд надо заплатить 47 евро. В некоторых странах существует абонентская плата: так, в Швейцарии можно уплатить $30 в год и ездить по всем платным дорогам без ограничения. В Германии существует практика взимания платы только с грузовых машин.
Самым распространенным способом взимания платы являются турникеты. Их удобно устанавливать, поскольку платные дороги, как правило, скоростные, предназначены для бессветофорного и безостановочного проезда между крупными городами, и заездов на них очень немного. Как это будет согласовываться с российской практикой, остается только гадать.
Источник:
http://www.rosbalt.ru/moscow/2011/08/16/879855.html
Новости по темам: |
Проблемы дорожного строительства
-> Комментарии экспертов
Проектные институты -> ЦНИИП градостроительства РААСН Финансирование дорожного строительства -> Москва |
Новости по этой теме: