Поставки щебня для строительства дорог к Евро-2012 обогатят тяжеловесов украинского рынка
31.05.2011
Украинский рынок щебня постепенно оживает, и до конца 2011 года его объем, по прогнозам экспертов, может вырасти на 20%. Столь нехарактерная для рынка стройматериалов положительная тенденция связана с активным строительством дорог к Евро-2012. Но воспользоваться этим удастся далеко не всем владельцам гранитных карьеров, поскольку самые выгодные контракты получили избранные бизнесмены.
Каменные боги
Гранитный щебень, который применяется для обустройства верхнего и нижнего слоев дорожных покрытий, традиционно является самым востребованным нерудным строительным материалом в Украине. Принимая во внимание, что строительство дорог в рамках подготовки к проведению в нашей стране финальной части чемпионата Европы по футболу сейчас идет полным ходом, спрос на него в последнее время стал быстро расти. Директор «Смарт Нерудпрома» (управляющая компания российских бизнесменов Вадима Новинского и Андрея Клямко, в состав которой входит производитель гранитного щебня ОАО «Запорожнерудпром») Александр Юрков отмечает, что в первом квартале нынешнего года объемы производства щебня в Украине увеличились на 50%, до
9 млн т, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом доля продукции, отправляемой на экспорт, осталась неизменной и составляет сейчас около 50% (за три месяца 2011 г. Украина, по данным Госкомстата, отгрузила на внешние рынки более 4 млн т щебня — на $45 млн). Об оживлении говорит и генеральный директор компании «Юнигран» Сергей Дыняк. По его словам, если в апреле минувшего года они продали почти 250 тыс. т щебня, то за аналогичный месяц нынешнего года — 420 тыс. т.
Основной его потребитель — Киевская область, на которую приходится до 40% общего объема рынка, а также Львовская (15–18%), Харьковская и Одесская области (по 12–15% каждая). С учетом таких тенденций уже в этом году прогнозируется значительный рост рынка. Как сказал руководитель проекта Personal Analytical Unit, занимающегося исследованием рынка строительных материалов, Владимир Ярымовский, если в 2010 г. украинский рынок потребил почти 50 млн т щебня различных фракций, то по итогам 2011 г. они ожидают 16–20%-ный прирост, до 58–60 млн т.
Председатель наблюдательного совета ассоциации «Всеукраинский союз производителей строительных материалов и изделий» Иван Салий рассказал «ДС», что наблюдаемая тенденция не характерна для рынка строительных материалов. Ведь за первый квартал нынешнего года он вырос лишь на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. «С момента кризиса отрасль упала на 70%, поэтому нынешний прирост продаж незначительный. Данная тенденция характерна для всех сегментов рынка. И если производители щебня констатируют активное увеличение объемов реализации, то это связано лишь со строительством дорог, поскольку рынок первичной недвижимости по-прежнему в коме», — отметил г-н Салий.
Сложившейся ситуацией удалось воспользоваться далеко не всем карьерам, ведь доступ к строящимся государственным дорогам получила лишь небольшая их часть. В частности, щебень для строительства дорожного полотна на востоке страны поставляет Тельмановский карьер (Донецкая область), который входит в состав финансово-промышленной группы «Альтком» Александра Тисленко. Это предприятие обладает проектной мощностью по выпуску щебня на уровне 3 млн т в год и сейчас работает на пределе своих возможностей, отгружая большую часть продукции родственной компании «Дорожное строительство «Альтком».
На целый ряд объектов, которые нынче активно возводятся в преддверии футбольного чемпионата, щебень отгружает группа компаний «Юнигран» российского бизнесмена Игоря Наумца (в ее состав входят Малинский камнедробильный завод, Пинязевичский и Коростенский карьеры, совокупно производящие около 6 млн т продукции ежегодно). Среди проектов, которые «Юнигран» снабжает своим строительным материалом, — реконструкция автомобильных дорог Киев–Харьков, Киев–Ровно–Львов–Краковец и Киев–Житомир. Конкуренцию г-ну Наумцу в удовлетворении потребностей дорожников составляет Клесовский карьер нерудных ископаемых «Технобуд» (выпускает около 2,5 млн т щебня в год), подконтрольный одному из крупнейших в мире производителей стройматериалов — группе Lafarge бельгийского миллиардера Альбера Фрера. Кроме того, поставками щебня для строительства дорог к Евро-2012 занимается киевская компания «Комспек Лтд», реализующая продукцию Рокитнянского спецкарьера в Киевской области, подконтрольного бизнесмену Юрию Бижану (выпускает более 1 млн т щебня ежегодно).
Размер имеет значение
Выбирая поставщиков, дорожные компании в качестве одного из главных условий выставляют даже не стоимость продукции, а возможность поставок больших объемов в сжатые сроки. «Как правило, им необходим щебень различных фракций, обеспечить доставку которого в срок могут лишь крупные производители», — отмечают в «Юнигране». Так что мелкие карьеры, общее число которых у нас приближается к сотне, по умолчанию лишаются возможности снять сливки с оживления дорожного строительства в стране. Их положение ухудшает и то, что в мае «Укрзалізниця» ввела ограничения на вывоз щебня в отечественных полувагонах за пределы Украины из-за их дефицита.
В результате гранитные карьеры оказались не в состоянии поставлять свою продукцию на экспорт в соседние Россию и Польшу, которые также реализуют масштабные инфраструктурные проекты. Закупать же собственные вагоны производителям невыгодно. «При стоимости около $65 тыс. за вагон срок их окупаемости составляет не менее 25 лет», — говорит заместитель директора Клесовского карьера нерудных ископаемых «Технобуд» Валерий Календарь. В неформальных разговорах производители щебня отмечают, что сложившейся ситуацией воспользовалось подразделение «Укрзалізниці», которое имеет около 20 щебневых карьеров вдоль железнодорожного полотна и скидки от транспортного монополиста на перевозку этой продукции.
Тем более что с начала года цены на щебень на границе с Россией выросли на 12%, а по сравнению с апрелем прошлого года его стоимость повысилась на треть. «Производитель, владеющий достаточным количеством вагонов, имеет возможность бесперебойно осуществлять доставку продукции потребителям и проводить свою ценовую политику. К тому же ожидается ежемесячное незначительное подорожание щебня на внешнем рынке в связи с увеличением железнодорожных тарифов на перевозку», — говорит Александр Юрков.
Такое положение дел постепенно приводит к переизбытку этого стройматериала на украинском рынке, из-за чего производители лишаются возможности поднимать цены на свою продукцию. В компании «Смарт-Нерудпром» отмечают, что в Киевской области с середины 2009 года по апрель 2011 года цена щебня находилась на уровне себестоимости. «Начиная с мая текущего года его стоимость на внутреннем рынке увеличилась на 8–10%, или на 5–6 грн./т, на самую востребованную фракцию 5–20», — говорит г-н Юрков. Сергей Дыняк добавляет, что на сегодняшний день цена щебня в Украине составляет около 85–100 грн./т, тогда как до кризиса он обходился покупателям в 110–120 грн./т.
Источник:
http://www.dsnews.ua/economy/art46696.html
Новости по темам: |
«Укрзализныця»
Нерудные материалы -> ГК «Юнигран» Нерудные материалы -> ОАО «Запорожнерудпром» Нерудные материалы -> Щебень -> Итоги деятельности Нерудные материалы -> Щебень -> Планы Нерудные материалы -> ОАО «Тельмановский карьер» Нерудные материалы -> ООО «ККНК «Технобуд» («Lafarge Щебень Украина») Общестроительные новости -> Чемпионат Европы по футболу Евро-2012 Строительные организации Цемент -> Lafarge в России Цемент -> Мировые производители цемента -> Производители цемента Турции Цемент -> Московская фондовая биржа (МФБ) Цемент -> Производители цемента в СНГ -> Заводы «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» |
Новости по этой теме: