Дорожные фонды возвращаются
08.12.2010
В наступающем 2011 году в России возрождается система дорожных фондов, средства из которых будут целевым образом направляться на развитие транспортной инфраструктуры. Регионам снова предоставляется возможность сформировать собственные резервы для решения проблемы автомобильных пробок. В Москве законопроект о дорожных фондах, разработанный по поручению мэра Сергея СОБЯНИНА, уже проходит антикоррупционную экспертизу и, как ожидается, вступит в силу в 2011 году. Стабильные источники финансирования помогут реализовать разработанный столичным правительством «транспортный генплан».
Воссоздать в стране дорожные фонды предложил Президент РФ Дмитрий Медведев. «К этой идее было очень разное отношение - от благоприятного до категорического отрицания. Я бы хотел, чтобы мы вернулись к ней и серьезно продумали, включая возможность привязки к конкретным источникам финансирования», - заявил глава государства на совещании с членами правительства в конце прошлого года. При этом президент посчитал необходимым разбить дорфонды на две части - федеральную и региональную.
К весне заинтересованные ведомства сформулировали свои соображения относительно общероссийских дорожных резервов, однако к общему мнению на тот момент не пришли. Министерство транспорта выступило с инициативой наполнять федеральные фонды путем увеличения акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла. Среди возможных источников назывались также акцизы на автомобили и мотоциклы, НДС от реализации транспортных средств и импортируемых нефтепродуктов. Компенсировать потери налогоплательщиков предлагалось за счет отмены транспортного налога. Минфин, в целом согласившись с принципами формирования доходной части, выступил категорически против налоговых послаблений.
В ходе дискуссии удалось найти компромиссный вариант: было определено несколько статей доходов федерального фонда, а транспортный налог власти решили не ликвидировать, а уменьшить вдвое. По закону, который приняла Государственная Дума и подписал президент, ставка налога для автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил теперь составит 2,5 рубля за каждую силу вместо пяти рублей. За машины мощностью от 100 до 150 л.с. придется платить 3,5 рубля (сейчас 7 рублей), от 150 до 200 л. с. - 5 рублей вместо 10, от 200 до 250 л. с. - 7,5 рубля вместо 15, а для автомобилей мощностью более 250 л. с. ставка снизится до 15 рублей (сейчас 30 рублей). В отношении легковых авто с мощностью двигателя до 150 л. с. включительно региональные органы власти смогут самостоятельно устанавливать пониженные ставки вплоть до нулевых.
Доходы федерального дорфонда будут регулироваться поправками в Бюджетный кодекс, которые были подготовлены кабинетом министров и в ноябре 2010 года внесены в нижнюю палату парламента. К доходным источникам предполагается отнести поступления от акцизов на топливо, аренды земельных участков, расположенных в полосе отвода автодорог, а также сборов за проезд автомобилей, зарегистрированных за пределами России.
Наряду с этим в дорфонд планируется направлять плату за проезд по федеральным дорогам машин грузоподъемностью более 12 тонн, а для неплательщиков с января 2012 года установить административные штрафы. С водителей планируется удерживать пять тысяч рублей, с индивидуальных предпринимателей - 40 тысяч рублей, с юридических лиц - десятикратный размер платы. При повторном нарушении шоферов смогут лишать прав на месяц, предпринимателей штрафовать на 50 тысяч рублей, а компании - в двадцатипятикратном размере платы. «Соответствующие изменения в Бюджетный кодекс подготовлены, и я прошу депутатов рассмотреть наши предложения в приоритетном порядке», - заявил на недавнем заседании правительства премьер-министр РФ Владимир Путин. По оценке премьера, в общефедеральную часть дорфонда в 2011 году должно поступить порядка 387 миллиардов рублей.
Эти же поправки предоставляют властям субъектов федерации право самостоятельно определить, за счет чего им формировать региональные резервы, предназначенные для дорожного строительства. «Мы должны привести в порядок дороги и улицы в городах и поселках. Я хотел бы обратить внимание местных руководителей, что это было и остается их основной задачей», - подчеркивает Владимир Путин. В одной только Москве, по оценкам экспертов, не хватает примерно 350 - 400 километров дорог. «Численность машин не соответствует параметрам существующей дорожной сети, - отмечают специалисты Центра организации дорожного движения. - В Москве каждый день перемещается более 3,8 млн автомашин, а плотность дорог составляет всего 1,7 километра на квадратный километр основной территории, что в 1,6 раза меньше нормативных требований». При этом доля бюджетного финансирования в столице в последнее время неизменно сокращалась: если в 2000 году Москва тратила на строительство дорог до 26,7 % расходной части бюджета, то к 2010 году эта цифра упала до 4,4 %.
Мэр Москвы Сергей Собянин включил развитие транспортной сети в число главных приоритетов городской администрации. «В следующем году необходимо создать специальный городской дорожный фонд, который поможет в решении транспортных вопросов», - отметил градоначальник. Недавно проект закона о московском дорфонде был опубликован на сайте департамента экономической политики и развития. В соответствии с этим документом средства на дорожное строительство планируется выделять в городском бюджете отдельной строкой. Деньги из дорфонда можно будет использовать на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также на капитальный ремонт, строительство и реконструкцию магистралей.
Модернизация уличной сети будет осуществляться в рамках транспортного генплана, который в ноябре был вынесен на общественное обсуждение. Он предполагает создание единого координационного центра по вопросам транспорта Москвы и Подмосковья, ограничение движения грузовиков по МКАД в дневное время суток, организацию платных парковок в центре, перевод ряда улиц в пределах Садового кольца на одностороннее движение. Кроме того, планируется увеличить число полос движения за счет использования обочин и уменьшения ширины крайней левой полосы.
За счет средств дорфонда городские власти намерены также повысить качество управления движением. В частности, все столичные светофоры планируется перевести на автоматический режим работы. «В ближайшее время для их перенастройки будет приобретено новое программное обеспечение и техника», - говорит заместитель мэра Москвы по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николай Лямов. Порядка 300 светофоров предполагается переоснастить до конца 2010-го, а в будущем году в Москве установят 121 новый светофор и реконструируют 101. Изменение работы светофоров является частью программы московского правительства по улучшению дорожной ситуации в городе.
В горадминистрации надеются, что выполнение дорожной программы позволит существенно снизить нагрузку на уличную сеть. «Эксперты говорят, что пропускная способность трасс вырастет на 20% - но только в случае комплексного подхода к решению проблемы», - заявляет Николай Лямов. Конкретные источники формирования дорожного фонда Москвы будут определены позднее. Сергей Собянин обещает выделить в будущем году на решение транспортных проблем порядка 200 млрд рублей. Этого вполне хватит для решения первоочередных задач, однако мгновенного результата ждать не стоит. «Меры по улучшению транспортной ситуации в Москве принесут результат в среднесрочной перспективе, не нужно ожидать эффекта от реализации программы по борьбе с пробками в течение месяца», - отмечает градоначальник.
Источник:
http://mp.stroi.ru:80/detail.aspx?id=2f71f646-f084-4e22-a695-1a694cd3a608
Новости по темам: |
Финансирование дорожного строительства
-> Москва
|
Новости по этой теме: